Чума в венеции 1575 описание современников. Интересные факты о венеции

Венецианские церкви времен чумы. Санта-Мария делла Салюте. January 27th, 2016


Эта церковь с двумя куполами, которая стоит на набережной Большого канала в районе Дорсодуро почти напротив площади Святого Марка, видна практически отовсюду. Самое замечательное, что это одна уникальная барочная церковь на фоне бесконечного ряда готических вариаций, наполняющих главные острова Венеции. Как водится. после каждой эпидемии чумы, уносившей по сто тысяч населения, благодарные венецианцы воздвигали помпезные храмы в честь высших сил, совершихших то, к чему оказались неспособны врачи. Ну, вот эта самая примечательная из всей этой серии.



Ну, вот таков ее общий вид, и с этого ракурса очень хорошо заметна ее странная архитектура. Но сперва немного истории. В 1630-31 годах в Венеции бушевала очередная эпидемия чумы, занесенная с материка. Как ни старались венецианцы защитить себя от эпидемий (окружающие острова использовали в качестве карантинных лагерей), рано или поздно инфекция попала в город. Надо учитывать, что в то время о существовании микробов еще не знали, и единственным предположением о катализаторах эпидемии считали отравленный воздух. Все это закончилось довольно плохо, потому что больных не только не лечили, но и вообще не соблюдали правил гигиены. Защитой почему-то полагали горящие костры, очищающие воздух, и ношение масок с длинными носами, в которые вставляли фильтры, т н маски "чумных докторов". Ну, понятно, какой это было защитой от чумы на самом деле.


Эта чума унесла около ста тысяч жизней была одной из самых страшных эпидемий в истории Венеции. В 1631 году эпидемия внезапно закончилась - просто был выбран процент всех чувствительных к бактерям и остались люди, обладавшие повышенной резистентностью или имевшие прививку в виде легкой инфекции. Умерло больше трети населения города, и спасшиеся горожане решили построить на Дорсодуро храм благодарности Деве Марии, который так и назвали Санта-Мария делла Салюте, т е Дева Мария Исцеляющая.

В 1631 году архитектор, очень молодой тогда Бальтазар Лонгена спроектировал и после одобрения Советом и дожем, начал строительство храма победы над эпидемией. Набережная не могла выдержать такого массивного сооружения, и чтобы собор не сполз в море, в фундамент было забито более 1 миллиона (!!!) балок. Из них 100 тысяч было забито в дно канала вокруг набережной собора.


То есть сейчас мы видим одно из самых укрепленных в истории Венеции сооружений. Ни одно из окружающих его зданий не может похвастаться такой устойчивостью.


Несмотря на то, что в трате средств не скупились, строительство собора заняло более полувека, и тянулось почти до самой смерти архитектора, до 1891 года. Освящен собор был уже после его смерти. Лонгена был похоронен тут же, в своем главном сооружении, прославившем Венецию. Тут же сооружен алтарь по его собственному проекту.


Собор, в самом деле, необычен, и стал визитной карточкой Венеции, потому что ни один самый известный, открыточный ее вид, без него не обходится.


Собор был построен в форме восьмигранника, что нарушало тогдашние правила строительства церквей, но зато позволяло встроиться в среду и не занимать слишком большую площадь и без того узкого острова.


Собор удалось впишнуть без особого разрушения окружающих зданий, и если сейчас обойти площадь вокруг храма, то можно заметить, насколько отличаются от него по возрасту все остальные дома вокруг.


Над главным залом собора сооружен один огромный купол высотой 60 метров, над алтарем второй, поменьше. Вход в собор был оформлен в виде Триумфальной арки традиционной классической архитектуры. чего прежде не было в Венеции, а остальные грани восьмигранника изображали стены и элементы той же арки.


В соборе шесть огромных капелл, это легко сосчитать по элементам конструкции снаружи. Все строго симметрично, и бросается в глаза тщательная проработка замысла, в отличие от прежних, средневековых конструкций. Это был век торжества рациональности, разума и точных рассчетов, идей Френсиса Бэкона и вычислений Паскаля. И первый опыт такой архитектуры в Венеции.


Это сильно контрастировало с принятыми в Венеции прежними архитектурными нормами. Но считалось, что даже в этом разум победил чувства.


До сих пор хорошо видно, насколько отличается остальной мир от этого собора, особенно на фоне проплывающих до сих пор гондол с пассажирами.


Переулки вокруг собора совсем скромные, и только подчеркивают его мощь.


А с другой стороны к нему подходит близко мост Академии, построннный через 150 лет. Но это совсем иная эпоха, когда Венецию временно победил Наполеон.

Венецианская маска - традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Виды масок

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.


Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ "Доктор чума"

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.








Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины. Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок, нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах - мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.



В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант - маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении - музыкальные ноты, карты...

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее...

«Коломбина» - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:



Венеция… Сколько восторженных строк посвятили ей многие поколения писателей и поэтов. На скольких живописных полотнах запечатлен ее неповторимый, ни с чем не сравнимый облик. Этот жизнерадостный и приветливый город дышит вечной молодостью, хотя возраст его насчитывает тысячелетия.

Венеция… Загадочная и прекрасная, красивая и жестокая, жизнерадостная и умирающая. Противоречивый город постоянно является объектом восторгов и вопросов, зачастую совершенно противоположных.

Мы попытались максимально вместить все то, что может показаться интересным о Серениссиме. Это не просто интересные факты о Венеции. Данная статья — свое рода историческое попурри, составленное из наиболее оригинальных и интересных фактов из истории, быта и нравов блистательной Венецианской республики.

Венеция – первооткрыватель

  • Марко Поло в XIII веке доставил в Венецию из Китая рецепт приготовления мороженого. Он же привез в Европу ракеты с порохом.
  • Первый в мире конвейер возник в Венеции, на судоверфях, где в период расцвета спускали в день по галере.
  • в XVI веке вошло в обиход название «газета» - по наименованию мелкой итальянской монеты «gazzetta», столько стоил рукописный листок новостей в Венеции.
  • Именно в Венеции зародилось «гетто». В дальнейшем название стало использоваться и в других городах для обозначения еврейских кварталов.
  • В Венеции книгопечатник Альдо Мануцци в XV веке изобрел курсив, тот самый наклон шрифта Italic .
  • Еще в XIV веке в Венеции появилось управление общественной санитарии и гигиены.
  • В Венеции было создано специальное бюро, которое надзирало за тем, чтобы цены на еду не превышали допустимых норм.
  • Отставные служащие Венеции, либо их вдовы и сироты, получали пенсию.
  • Венеция – первый город, который стал производить зеркала в промышленном масштабе. Ве­нецианцы к XVII веку изготовляли самые большие зеркала в мире.
  • Один из самых популярных коктейлей Италии «Беллини» был «изобретен» в Венеции Джузеппе Чиприани, владельцем культового «Бара Гарри». Он же изобрел блюдо «карпаччо».
  • На протяжении многих веков Светлейшая оставалась единственным городом Европы, где была узаконена проституция.
  • Идея сексуальной витрины Амстердама — «улица красных фонарей» — позаимствована у Венеции.

Выдающиеся личности Венеции: Беллини, Вивальди, Гольдони, Казанова, Каналетто, Карпаччо, Марко Поло, Тинторетто, Тициан.

Гранд канал. Мост Риальто

  • Оригинальный перевод знаменитого эссе И.Бродского «Fondamenta degli Incurabili» на русский звучит как «Набережная Неизлечимых». Название набережной пошло от госпиталя, где содержались неизлечимые сифилисом. После литературных дебатов Иосифа с коллегой «Неизлечимые» стали «Неисцелимыми». Действительно, так гораздо лучше.
  • Мемуары Казановы «История моей жизни»были впервые изданы в 1822 г. Однако рукопись из-за пуританских взглядом издателя была значительно изменена. И только в 1960 году был издан оригинал без прикрас.
  • Недвижимость в Венеции - одна из самых дорогих в Италии.
  • Каждые 7–10 лет большая часть могил на острове-кладбище Сан-Микеле эксгумируется, останки помещаются в колумбарий. Таким образом освобождаются места для следующего поколения венецианцев.

Что скрывается под венецианским платьем? Цоколли длиной до 50 см!

  • 4 ноября 1966 года в Венеции случилось самое страшное наводнение за всю историю города. Вода поднялась на 194 см выше уровня моря и стояла три дня.
  • На всю Венецию имеется лишь три пожарных катера. Казалось бы, тушить пожар в Венеции - дело нехитрое, воды-то полно. Но пользоваться морской водой из лагуны разрешается только в самых крайних случаях, потому что соль разрушает стены и мебель.
  • Продукты человеческой жизнедеятельности в Венеции сбрасываются в каналы, и каждые 12 часов во время отлива уносятся в Средиземное море. По новым правилам строящиеся и реставрируемые дома, гостиницы и рестораны должны быть оборудованы биорезервуарами-отстойниками, но нового в Венеции, как известно, мало. В общем, те редкие рыбаки, что ловят рыбу в канале, делают это чисто из спортивного интереса.

Идея сексуальной витрины Амстердама позаимствована у Венеции.

  • В отличие от канализации с водопроводом в Венеции полный порядок. Водопровод протянут из местечка Скорце на континенте - из тех же скважин разливается минеральная вода «San Benedetto».
  • До наводнения 1966 года в Венеции бурили свои артезианские скважины. Но, как выяснилось, забор воды из подземных пластов вызывает опускание почвы, и эта практика была запрещена.
  • Венеция берегла себя. Во время двух мировых войнах здесь погибли 200 человек, да и то утонули, когда отключалось электричество.
  • В Венеции можно купить небольшие украшения, сделанные из раковин жемчужниц, найденных на Лидо, известных как fiori di mare (цветы моря). Это единственные местные растения в Вене­ции.
  • Знаете ли вы, что в объявлениях о сдаче квартиры в Венеции можно увидеть приписку «только не венецианцам». Дело в том, что по итальянским законам нельзя повышать арендную плату или выселять постоянного жителя города. Выселить возможно в том случае, если квартиросъемщику будет предоставлена квартира на прежних или лучших условиях. Задача не из легких, вот венецианцы и ограждаются от земляков.

Венецианские будни истории былой

  • Венецианские власти всегда отличались веротерпимостью. На территории республики была запрещена инквизиция, не преследовали евреев и с пониманием относились к протестантам.
  • Венеция была пограничной зоной между верами. Здесь в середине XVI века возник тайный синод анабап­тистов, а немецкая община приютила лютеран. Венеция всег­да сохраняла дистанцию от Рима и защищала независимость своей Церкви от посягательств Папы.

В Венеции в объявлениях о сдаче квартиры можно увидеть приписку «только не венецианцам»

  • Такой разветвленной сети доносов, как в Венеции, пожалуй, не удалось создать нигде. По всему городу были развешены «львиные пасти», куда бросали письма «шестерки». Доносы рассматривались в случае, если была ссылка на не менее чем двух свидетелей.
  • Отношение к кражам в Венеции было своеобразным: в XVIII веке карманники могли сдавать государству награбленное под определенный процент, так республика поощряла предприимчивость.

  • В XV веке венецианки, часто легкого поведения, занимались кустарным осветлением волос, надев на голову изолану - соломенную шляпу без тульи. Поверх полей выпускались волосы, политые «Блондораном» эпохи Раннего Ренессанса. Рецепт известен: золототысячник, гуммиарабик, мыло, вскипятить, промыть и сушить под солнцем на алтанах (террасе).
  • Именно в Венеции в 1516 года евреи были заключены в первое в мире гетто. Евреи должны были носить знак принадлежности к сво­ей нации. Сначала это был круг из желтой ткани размером с яблоко, который нашивали на грудь. Затем это стала желтая шляпа, после красная. Евреям были запрещены все профессии, за исключением медицины, и все виды коммерческой деятельности, кроме ростовщичества.

Самые узнаваемые маски венецианского карнавала: баута и доктор чумы

  • Архи­тектуру Венеции той эпохи отличают уловки и показная роскошь. За великолепными фасадами венецианских домов скрывалось зачастую холодное, грязное и неудобное убранство.
  • Венецианские стекольщики были самыми умелыми в мире. В каком-то смысле они были узниками государства: не имели права покидать Венецию. Раскрыть какой-либо секрет венецианского производства стекла зна­чило навлечь на себя смерть. Любого работника, бежавшего на материк, выслеживали и при возможности насильно воз­вращали.

Стеклодувы были настолько талантливы, что в 1500 году один из
современников писал о производстве муранского стекла: “Не существует драгоценного камня, которого не могло бы имити­ровать производство стекольщиков в прекрасном состязании человека с природой”.

Венеция распущенная

  • Венеция издавна попустительствовала измене и флирту. На протяжении многих веков Светлейшая оставалась единственным городом Европы, где была узаконена проституция.

Портрет знаменитой куртизанки Вероники Франко.

  • Славу Венеции всегда составляло не производство, а торговля и сервис. В XVI веке в Венеции было более 11 тыс. куртизанок, а с монашками свободных нравов набиралось и все 13 тыс.– и это при двухсоттысячном населении!
  • Ради славы содержать знаменитую куртизанку разорился не один аристократ. К самым шикарным из них наносили визиты князья и короли, оставляя в их спальнях целое состояние за ночь любви. Такой была знаменитая венецианка Вероника Франко, философ и поэт, женщина, с которой провел ночь французский король Генрих III во время своего пребывания в Венеции.
  • Туалеты куртизанок по роскоши не уступали туалетам благородных дам, а те в свою очередь ни в чем не уступали куртизанкам. Благородные дамы носили такое же открытое декольте, так что даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, прикрыв соски прозрачной тканью или сеткой.
  • В таких же нарядах щеголяли и монахини. Почти каждая имела любовника.

Венеция — родина курсива

  • Чтобы бороться с гомосексуализмом, который был настоящим бичом общества, властями Венеции в начале XVI века был издан необычный указ. Он обязывал куртизанок сидеть в окнах с обнаженной грудью. Власти полагали, что голая женская грудь простимулирует мужскую гетеросексуальность. Идея сексуальной витрины повторена более цивилизованно в нынешнем Амстердаме.
  • Не знаю спасла ли грудь венецианских мужчин от гомосексуализма, но в историю точно вошла! До сих пор в районе Риальто сохранилось название «Fondamenta di Tette» – набережная сисек (именно так грубо, не «бюстов»).

Спагетти «alle sepia nere» с чернилами каракатицы

Кухня венеции

Венеции есть что положить на кулинарный стол Италии. Есть несколько блюд, которые вы не встретите больше нигде, даже на материковой Венеции.

К примеру «sande in saor» -жареные сардины, вымоченные в уксусе вместе с изюмом, луком и кедровыми орешками. Спагетти «alle sepia nere» с чернилами каракатицы. Еще «baccala mantecatto» - блюдо из норвежской трески. Кольца кальмара «Polpette di carne». Осо­бый вид венецианского ризотто, более жидкое, известно как all’onda (с волнами). А маленькие бутербродики чикетти: венецианский ответ и пинчосу. Список будет неполным без легендарной печенки по-венециански «fegato alla veneziano» и 1000 и 1 способа приготовления поленты.

О! Венецианцы обожают свою кукурузную кашу - поленту. Они знают точно, как ее готовить, и имеют свое представление о том, когда надо подавать ее поджаренной, а когда мягкой. Если и вы хотите постигнуть науку приготовления поленты, то прочтите книгу Т. Кирос .

Spritz: вермут, белое вино и газированная вода

Призыв «Не ешьте мясо, ешьте рыбу» как никогда актуален в Венеции. Рыба здесь в любом ресторанчике хороша. Рекомендую остерию «Paradiso Perduto»: меню от руки на листе А4, шеф-повар чистит рыбу прямо на набережной у входа, затем по-барски разливает дармовое вино по бокалам гостям. Чувствуешь себя не в ресторане, а на семейном обеде большой итальянской семьи. Иногда проходят концерты. Информацию о мероприятии смотрите на их сайте . Если у вас возникло желание покуражить, то отправляйтесь на площадь Санта-Маргарита. Это главное тусовочное место венецианских студентов.

После вкусного обеда или в ожидании его стоит заказать дижестив/аперитив. Символ Венеции и вообще региона Венето: белое сухое игристое вино Prosecco (Просекко). Выпить в жаркий день бокал холодного Просекко — обязательная программа в Венеции.

Карпаччо было придумано в Венеции

Но, пожалуй, еще большей популярностью пользуется не само вино, а коктейль на его основе. Фужеры с ярко-оранжевым коктейлем spritz (сприц) можно увидеть буквально за каждым столиком в Венеции. Делают сприц по-разному. Мне нравится сочетание белого вина, кампари и газированной воды. Кампари иногда заменяют аперолем. В бокал кладут оливки и подают с чипсами. Иногда чипсы «зажимают» -смело требуйте их у официанта.

Говоря о коктейлях Венеции, нельзя не упомянуть «Беллини». Онбыл «изобретен» Джузеппе Чиприани, владельцем культового «Бара Гарри», и назван в честь живописца Джовани Беллини. Художник умело добивался на своих полотнах уникальных розоватых оттенков белого, прямо как цвет коктейля. «Беллини» — смесь шампанского и натурального сока персика.

Чиприани также известен, как изобретатель блюда «карпаччо». Это тончайше нарезанные листы сырой говядины под оливковым маслом с лимоном и пармезаном. Блюдо получило имя великого венецианского художника Карпаччо.

Праздники Венеции

Поездка в Венецию – это уже праздник. А если попасть в Светлейшую на культурное мероприятие: праздник вдвойне. Наиболее значимые события для города – это конечно же карнавал, биеннале и кинофестиваль. В остальное время в Венеции более ли менее спокойно.

Первое «гетто» зародилось в Венеции

  • Менее растиражирован праздник Реденторе (Il Redentore). Проходит в ночь на 3-е воскресенье июля. Канал заполняется украшенными лодками, на которых всячески отрываются венецианцы.
  • В первое воскресенье сентября на Большом канале проходит костюмированная «историческая регата» старинных лодок (Regata storica).

Афиша мероприятий Венеции представлена на сайте .

Венецианский карнавал

Маска «Баута»

Венецианский карнавал проходит перед Великим постом в феврале или марте и длится 10 дней.

Когда состоится очередной карнавал в Венеции в 2017 году, и вообще вся информацию о карнавале, вплоть до того, где взять в аренду костюм на венецианский карнавал, читайте на www.carnivalofvenice.com.

На Венецианском карнавале раньше было дозволено все: любовные свидания назначались через минуту после знакомства, мужья не узнавали жен, невесты женихов. Раздолье было для профессиональных наемных убийц с подходящим именем «браво», потому что если среди музыки и пляски человек вдруг падал, стеная и хрипя, вокруг только громче хохотали, наблюдая этого умелого комедианта. Более шести месяцев в году венецианцам было позволено носить маску.

Самые узнаваемые маски венецианского карнавала: баута и доктор чумы.

Баута несмотря на жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил её в сочетании с длинным черным плащом, и треугольной шляпой - tricorno. Баута считалась идеальной маской чтобы оставаться инкогнито. Благодаря специфической форме голос человека менялся, а нижняя часть маски была устроена так, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.

Самым страшным бедствием для Венеции была чума, которая была частым гостем города на воде. В обычное время маску доктора чумы не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, отправляясь к пациентам. В её длинный клювообразный нос помещали ароматические масла. Считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу. В руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианский транспорт

Главный и неоспоримый транспорт Венеции — это конечно же

Гондола

Сперва небольшой разрыв шаблонов, как это часто случается в мире орфоэпии. Знаменитая венецианская гондола по-итальянски звучит как «гОндола» с ударением на первую «о». Век живи, век учись!

Грести на гондоле - хитрая наука. Надо долго и упорно учиться. Профессия гондольера передается по наследству. С каждым годом гондольеров, как и самих лодок, становится все меньше. Сегодня в Венеции 425 гондольеров, одна из них женщина.

Гондолы делают только в двух мастерских - и только в Венеции. Стоит такая лодка намного дороже автомобиля. Большинству лодок жители «Серениссимы» дают женские имена: Джульетта, Лаура, Анна-Мария, Лучия.

Технические характеристики гОндолы

Гондола состоит из 280 отдельных частей, изготовленных из 8-ми пород дерева - вяза, вишни, дуба, ели, красного дерева, лиственницы, ореха и липы. На сооружение одной гондолы уходит 3–4 месяца. Ее традиционная длина - 11 м, ширина внутри - около 1,5 м, вес порядка 600 кг. Одна из особенностей гондолы в том, что она асимметрична: левый бок шире правого. Такая конструкция позволяет легко управлять лодкой при помощи одного весла.

Говори правильно: гОндола

Украшение гондолы

На носу гондолы можно заметить украшение из металла, по форме напоминающее гребень. Шесть зубцов обозначают шесть кварталов Венеции: Сан-Марко, Сан-Поло, Санта-Кроче, Кастелло, Дорсодуро и Каннареджо. Верхняя часть гребня называется шляпой дожа (Cappello del doge), полукруглая выемка слева над зубцами символизирует морской бассейн Сан-Марко, а его изогнутая линия - мост Риальто. Единственный зубец c противоположной стороны - остров Джудекка, самый большой в лагуне, рукоятка гребня - Каналь-Гранде.

Легенда о гондоле

«Давным-давно двое влюбленных никак не могли найти место на венецианских улочках, чтобы укрыться от посторонних глаз и побыть наедине. Месяц исполнился состраданием к их любви, сошел с неба и опустился на воду канала в виде сияющей гондолы. Юноша и девушка взошли на нее и плавали всю ночь, наслаждаясь своей молодостью и любовью…»

В Венеции 425 гондольеров

Машины в Венеции

По старой Венеции ездить на машинах запрещено, да и как по узким улочкам. Обладатели авто держат их на специальных парковках. В Венеции их две: «Гараж Сан-Марко» на пьяццале Рома и огромная парковка на искусственном острове Тронкетто на юго-западе города. К последней от пьяццале Рома ходит линия надземного «легкого метро» - People Mover. В среднем парковочное место обходится венецианцам в 150 евро.

Скорость движения судов в Венеции ограничена 20 км в час. Иначе они поднимают слишком большие волны, которые наносят ущерб домам.

Лодки в Венеции

Похожая ситуация обстоит с лодками. Вопреки общим представлениям, лодки имеют не больше 40% венецианцев. Найти парковочное место для лодки не так-то просто, и стоимость его, как для авто. Парковочным местом венециансы очень дорожат. Даже если лодка в аварийном состоянии, ее все равно держат на причале в полузатопленном состоянии. Других проблем с лодками нет: для небольших (до 6 м) и маломощных (до 40 л.с.) судов не требуются даже водительские права.

Остров Бурано

Почему Венеция тонет

Причины медленного, но верного погружения Венеции в море не только в глобальном потеплении, но и в человеческой деятельности: 90% воды до 1960-х годов венецианцы добывали из артезианских бассейнов, в результате за 35 лет грунт осел на 6 сантиметров. Чтоб спасти «Серениссиму» власти запретили пользоваться подземными источниками для нужд заводов и фабрик, а также закрыли артезианские колодцы в самом городе.

Процесс оседания почвы замедлился, но не остановился. Венеции дают пессимистичный прогноз: в ближайшие 100 лет море может подняться еще на 50 сантиметров. Если такое случится, все улицы и площади окажутся под водой, первые этажи домов будут затоплены. Венеция станет необитаемой.

А пока хватит жизни своей и Венеции можно сидеть где-нибудь на Славянской набережной за бокалом сприц, и наблюдать, как погружается в воду самый нарядный город в мире.


Венеция - такой удивительный город, который можно почувствовать, только выбравшись из толпы туристов, несущихся от Риальто к Сан Марко. С третьего раза я нашла наконец мой путеводитель по Венеции, который помог уйти от людей с фотоаппаратами и при этом не свалиться в канал, пытаясь выйти из лабиринта переулков. Книга называется "Тайны Венеции ", и ее автор водит прикольные экскурсии с упором в городские легенды, истории о призраках, убийствах и прочую крипоту.
Путеводитель предлагает изучить ужасную изнанку Венеции ночью, а точнее за семь ночей. Семь ночей у нас не было, был один, последний день (иди в книжный магазин сразу!), но наконец-то город открыл хоть одну миллионную часть своей истинной красоты. Начинаем в гетто. Сопровожу наш путь вольным пересказом гида - все права принадлежат автору. Он, конечно, сильно приукрасил, но он итальянец, ему можно.

Здесь-то все эти гетто и начались. Считается, что название произошло от getto - литейных мастерских, которые в 1390 году были перенесены сюда из Арсенала. Есть много теорий, как джетто превратилось в гетто, мне нравится предположение, что влияние оказало произношение немецких евреев. Интересно, что Новое Гетто старше Старого Гетто. Так получилось потому, что евреи селились там, где строились новые плавильни, а для венецианцев они были, конечно, "geto novo". А еще есть Новейшее Гетто, присоединенное к тем двум изначальным островам в 17 веке.


Памятник Холокосту

Место ужасное. Здесь тысячи людей были по сути изолированы от остальных обитателей города каналами. От заката до рассвета ворота Гетто запирались. Днем жители могли выйти, но они обязательно должны были носить красные береты и желтые знаки. Селиться за пределами Гетто евреям было строжайше запрещено, и единственным выходом было надстраивать и надстраивать дома, которые иногда достигали восьми этажей. Запрещено было и иметь собственность, но при этом нужно было платить городу налог на жилье. Хотя венецианцы и изолировали евреев, они гарантировали последним свободу вероисповедания, и даже марраны, евреи, которых насильственно принудили принять христианство, могли вернуться к своим собственным обрядам. Синагоги устраивали на последних этажах зданий, чтобы уменьшить вероятность того, что человек осквернит святость таких мест.

В Венеции евреи по закону могли заниматься только медициной. Им нельзя было владеть недвижимостью, но зато позволялось заниматься ростовщичеством. На доме 2912 до сих пор можно разглядеть вывеску ломбарда Banco Rosso, Красного банка. В те времена редкие клиенты подобных заведений умели читать, поэтому именно цвет вывески должен был сообщить им, что они пришли по нужному адресу.

Легенда о чуме, поразившей еврейских детей
Великая чума 1575 года пришла в Венецию нежданно. Но хотя зараза унесла тысячи жизней по всему городу, в Гетто умирали исключительно дети. Такая избирательность болезни была, конечно, странной, и рабби Яков, глава еврейской общины, стал искать причину беды. Он безуспешно штудировал мудрые книги, но однажды ночью ему приснился пророк Илия, который сказал ему: "Встань и иди со мной". Рабби послушался и, пронесясь над водами лагуны, он оказался на Лидо, а именно на еврейском кладбище. Там он увидел, как духи детишек бегают и играют между могил. Только он хотел спросить пророка, что означает это удивительное видение, как проснулся. Убежденный, что ему был божественный знак, рабби позвал своего ученика и сказал: "Для избавления от чумы ты должен пойти в полночь на кладбище. Там ты увидишь, как играют мертвые дети. Сорви с одного из них саван и незамедлительно принеси мне". Ученик повиновался.
Той же ночью он пошел на кладбище, спрятался среди надгробий, и действительно в полночь призраки мертвых детей покинули свои могилы и принялись бегать и играть. Когда один из них оказался близко, ученик сорвал с него саван и побежал к рабби домой. Той же ночью рабби услышал стук в окно. Снаружи оказался малыш, умолявший: "Рабби, отдай мне саван, я не могу вернуться без него". Но рабби ответил ему: "Я не отдам тебе саван, пока ты не расскажешь мне, почему в Гетто чумой болеют только дети".
Сначала ребенок запирался, но потом он понял, что рабби неумолим, и рассказал, что во всем виновата мать, убившая своего новорожденного сына. Рабби отдал призраку саван, и тот вернулся на кладбище. На следующий день рабби призвал к себе детоубийцу и ее мужа. Оба они сознались в преступлении и были преданы правосудию. Сразу после этого дети перестали болеть и умирать, и больше ни единый обитатель Гетто не был унесен чумой.

А мы выходим из Гетто, обращая внимание на то место, где когда-то были ворота. Видно, что их вырывали с такой силой, что повредили камень. Это сделали французские солдаты в 1797 году - когда французы взяли Венецию, с их стороны это был символический жест, показывающий, что все жители Империи равны. Нужно сказать, что пришедшие за ними австрийцы вернули ворота на место.

Теперь идем-идем и заворачиваем в calle de le Muneghe, чтобы посмотреть на дом, где жил один клинический сумасшедший.

Бедный Христос
В начале 19 века в доме 3281 по этой улице жил сапожник, звали его Маттео Ловат, и страдал он религиозным мазохизмом. Несколько раз он пытался себя кастрировать и даже собирался распять себя на calle de le Croce, улице креста. Видимо он поначалу занимался всем этим на публике, потому что именно дома наконец-то он достиг желаемого довольно оригинальным способом. Он снял с себя одежду, надел корону из терновника, загнал себе между ребер нож, прибил себя к кресту, привязанному к потолочной балке, и выбросился из окна, где случайные прохожие смогли в полной мере насладиться его персональным мученичеством. Дело было 19 июля 1805. Даже книжки про него написали.
С креста его сняли, подлечили и отправили в дурдом на Сан Серволо , где он через год и умер.

А рядышком, на calle de l"Aseo, в 1963 году был зафиксирован еще один клинический случай. Герой истории, юный художник, был признан судом душевнобольным и, скорее всего, попал туда же, на Сан Серволо.
Венецианский вампир
Было полчетвертого вечера, когда раздался душераздирающий крик о помощи. Немногочисленные прохожие тут же разбежались, чтобы не вмешиваться, как они потом объясняли, в личные дела между мужчиной и женщиной. Эта парочка лежала на запорошенной снегом мостовой. Незнакомец яростно кусал девушку в шею, высасывая кровь. Кровь была повсюду - на ее одежде, на снегу, на камнях. Жертва кричала и пыталась освободиться от хватки убийцы. Наконец в дело вмешался полицейский Элио Бердоццо, который, кстати, не был при исполнении. Он схватил безумца за волосы и оторвал его от женщины, которая, до смерти перепуганная и вся в крови, побежала за помощью в ближайшую таверну. Зеваки стояли в стороне, чтобы не оказаться втянутыми в это дело, - из-за того, что на полицейском не было формы, они решили, что стали свидетелями каких-то любовных разборок. Бердоццо вышел из боя победителем. Его противник, изо рта которого текла кровь, побежал через мост и оказался на calle de l"Aseo, где наткнулся на еще одну даму и попытался напасть на нее тем же манером. Прохожие опять попытались испариться, но полицейский наконец убедил их помочь. В результате безумец был скручен, но впал в кататоническое состояние и только повторял вновь и вновь одно имя - Мария.
Затем друг художника рассказал, что тот сошел с ума из-за неразделенной любви к девушке по имени Мария, которая даже и не знала о чувствах, которые тот к ней испытывал. В тот день отчаяние молодого человека было столь глубоко, что он решил броситься под поезд. Но уже около станции ему стало дурно, и пришел он в себя на земле, окруженный незнакомцами, которые крепко его держали. Действительно, несколько человек впоследствии подтвердили, что видели подозреваемого около вокзала.
К нормальному состоянию художник так и не вернулся, но однажды он рассказал, что помнит двух женщин, выглядевших как Мария и превратившихся в чудовищ, пытавшихся его убить. Голос в голове велел ему напасть на них. Интересно, что самую первую его жертву действительно звали Мария и она родилась на том же острове, что и он.

Тем временем выруливаем на fondamenta dei Mori (мавров, то есть; на самом деле здесь жили греки, но венецианцам было все равно - какие-то иностранцы). Здесь нужно обратить внимание на скульптуры братьев Мастелли. Со стороны campo dei Mori находятся изображения Риобы, Санди и Афани, а на набережной - Моро Мамбрун. Но согласно городской легенде это вовсе не скульптуры, а сами торговцы, обращенные в камень в наказание за алчность и бесчестность.

Лжецы, обращенные в статуи
Если речь заходила о Риобе, торговце тканями, всякий сразу вспоминал обман, оскорбления, провокации и другие методы ведения дел, которыми не гнушались он и его братья. Но репутация этих выходцев из Мореи была довольно высокой, хотя и были они людьми высокомерными и бессовестными. В поисках выгоды они разорили бессчетное количество семейств и довели множество людей до голода.
Однажды в дом семьи Мастелли позвонили. К ним пришла дама, желавшая купить ткани для своей лавки. Предчувствуя хороший навар, старик Риоба лично сопроводил ее на склад, где его братья разложили товар. "Мой муж умер два месяца назад, - объяснила сеньора. - Мне нужно снова открыть магазин в Сан Сальвадоре. Эти деньги - все, что есть у меня, дабы обеспечить будущее моих сыновей. Если вы мне поможете, то получите навечно преданного вам покупателя". Старик не мог поверить своей удаче. Магазин в центре города должен быть его, и за такое он был готов пойти даже на убийство. Он подмигнул братьям. "Смотрите, - и он показал ей несколько рулонов дешевого хлопка. - Ваших денег недостаточно, но я хочу вам помочь. От сердца отрываю эти бесценные фламандские кружева. Пусть Господь Бог обратит мою руку в камень, если я лгу. Братья, и вы поклянитесь". "Принимаю ваше предложение, добрый господин, - сказала дама, высыпая монеты в протянутую руку. - и Бог свидетель вашей честности. Пусть на вас падет проклятие, которое вы сами себе избрали". И тут же монеты обратились в камень, а с ними и рука старика. Остальные братья Мастелли в ужасе смотрели, как и их руки медленно каменеют. "Вы лжецы, грабители и злодеи. Да станете вы каменными статуями, какими и были при жизни".
Той дамой была святая Мария Магдалина, которая пыталась дать Мастелли последний шанс на спасение. Статуи торговцев теперь украшают фасад дома, в котором они когда-то жили. Говорят, что статуя Антонио Риобы иногда в феврале, когда воздух холоднее камня, плачет. А если человек, чистый сердцем, прикоснется к груди статуи, то даже почувствуют, как бьется сердце.

А в соседнем доме, рядом со статуей четвертого брата Мастелли, до самой своей смерти 31 мая 1594 года жил Джакопо Робусти, более известный под прозвищем своего отца, красильщика тканей, - Тинторетто.

Вроде бы все уже рассказано про это здание, известно, что там был монастырь, что во внутреннем дворике хоронили младенцев и что там даже какое-то время детский приют. А легенда, связанная с именем Тинторетто, касается его собственных детей.

Ведьма, вышедшая из стены
Пришло время Мариэтте, старшей дочери живописца, принять свое первое причастие. В те времена было принято по такому случаю открывать церковь при монастыре Мадонны дель Орто, чтобы дети в течение десяти дней каждое утро приходили причащаться. И на первое утро по пути в церковь Мариэтта встретила старушку, спросившую, куда она идет. "На причастие", - ответила девочка. "Это замечательно! Хочешь ли ты стать подобной Богородице? Так и будет, если ты сделаешь, как я скажу. Не принимай причастие, а сохрани священную облатку во рту, а потом спрячь дома. Когда облаток наберется десять, я вернусь, и у меня будет для тебя удивительный подарок".
Несколько дней девочка так и делала. Боясь, что кто-нибудь найдет облатки, она прятала их в коробочке в саду около сарая, где ее отец держал свиней и осла. Когда облаток стало шесть, животные легли на пол и отказывались двигаться. Тинторетто стал искать причину, обнаружил коробочку и ее содержимое. Мариэтта, плача, все ему рассказала. Хотя художник и был глубоко верующим, он знал о кабале и магии и о том, что старые ведьмы могут по-разному привлекать девочек к их ремеслу. Отец решил никому не говорить и посмотреть, что будет.
На утро десятого, последнего дня Тинторетто велел дочери попросить старуху, когда та придет, подняться наверх. Ведьма вскорости появилась, и Мариэтта пошла открывать. Как только она переступила порог мастерской художника, тот набросился на нее с палкой. Как только первый удар обрушился на ведьму, она превратилась в кошку и стала прыгать по стенам, мебели и занавесям. Как только она поняла, что все выходы отрезаны, ведьма обернулась черным облаком и с такой силой ударилась в стену, что проломила ее и вылетела наружу. Больше ее не видели. Чтобы ведьма не смогла вернуться тем же путем, Тинторетто заложил отверстие и запечатал его рельефом Геркулеса с булавой в руке.

Собственно, весь этот квартал когда-то принадлежал потомкам четырех братьев Мастелли, греческих купцов, которых постигла такая незавидная судьба. По другую сторону канала, напротив дома Тинторетто, находится палаццо Ка"Мастелли, знаменитое рельефом с верблюдом, ведомым купцом. Как он там появился, неизвестно, по одной версии, там был склад товаров,принадлежащих арабам. По другой, братья Мастелли часто принимали у себя богатых и важных заграничных гостей, и изображение символизирует торговые отношения между Востоком и Западом. Есть еще романтичная легенда, что одна девушка отказалась выйти замуж за богатого восточного купца, и тот написал ей письмо, где просил, если она когда-либо передумает и последует за ним в Венецию, просто спросить любого прохожего, где находится дом с верблюдом.

А вот, собственно, и та самая церковь Мадонны дель Орто, куда ходили Тинторетто и его семья, где похоронен сам художник и его старшие дети и где можно восхититься в том числе и его работами. Изначально святыня, построенная в 14 веке, была посвящена Святому Христофору, но потом ее покровителем стала Мадонна дель Орто, Мадонна огорода, потому что в близлежащем огороде выкопали чудотворную статую девы Марии и перенесли сюда. Церковь является прекрасным образчиком венецианской готики. Фасад украшают двенадцать фигур апостолов. Это работы мастерской братьев Якобелло и Пьетро Паоло делле Мазенье, которые вместе с сыном Якобелло, Паоло, украшали Дворец Дожей, Фрари и базилику Сан Марко. И с юным делле Мазенье связана такая история.

Статуя проклятого апостола
Изображение Иуды среди других апостолов довольно редко встречается, за исключением Тайной Вечери. Обычно вместо Иуды представляет святой Матфей, который занял его место после известных событий. Но юный каменотес Паоло делле Мазенье был членом секты, поклоняющейся Сатане. Зло так глубоко укоренилось в нем, что сам Люцифер избрал его для строительства его царства на земле. Церковь Мадонны дель Орто, над фасадом которой трудился юноша, должна была стать средоточием сил зла, местом, где могли собираться демоны и призраки. Для реализации дьявольского плана юноша получил один из тридцати серебренников, которыми с Иудой расплатились за предательство. Монету скульптор вложил в одну из статуй, которой в тайне ото всех он придал черты апостола-отступника. Последним, что нужно было исполнить для осуществления задуманного, должна была стать торжественная церемония во время Страстной недели 1366 года. И так получилось, что во время службы в храме оказалась молодая аристократка Изабелла Контарин, которая после чудесного исцеления от лихорадки приобрела способность связываться с потусторонним миром, почему ее почитали святой. Заметив юношу, она закричала ему: "У тебя нет страха перед священными местами, Сатана? Знай, что ты не властен над судом Божьим и над верой человеческой". Делле Мазенье бросился было на Изабеллу, но ее спас дьякон - быстрый как молния, он окропил каменотеса святой водой, и Сатана покинул тело несчастного. Когда Паоло очнулся, он ничего не помнил о произошедшем.
Статуя же осталась на своем месте, но каждую Страстную Пятницу, ночью, она поднимается в воздух и летит в Иерусалим, потому что серебренник Иуды все еще внутри, и Акелдама , кровавая земля, требует, чтобы все серебро, на которое она была куплена Иудой, было вместе.

Венецианский остров Повелья — Остров Чумы — известен всей Европе как место, которое в течение многих веков было либо изолятором и последним пристанищем больных чумой, а в ХХ веке — душевнобольных и противников режима Муссолини.

Его называют одним из самых мрачных мест на планете. О нём сложились драматические легенды. Что в них правда, а что — вымысел? Что вообще известно об этом безлюдном соседе весёлой и шумной Венеции?

В нескольких километрах отсюда – шумная и многолюдная Венеция… Итальянская красавица, прекрасный город любви, нежности и страсти, одно имя которого настраивает на романтический лад. Но у каждой красавицы есть своя «потайная шкатулка», закрытая на замок, где она прячет свои неприятные секреты. Остров Повелья – именно такая «шкатулка» Венеции. Здесь круглый год стоит тишина и безлюдье. Он имеет множество прозвищ, и одно мрачнее другого: «Остров чумы», «Врата ада», «Остров мертвых», «Пристанище потерянных душ» и далее в том же духе.

Почему судьба так обделила этот живописный клочок суши?

Остров не всегда был так неприветлив. В V столетии итальянцы нашли здесь убежище от варварских вторжений. По прошествии девяти веков на Повелии были возведены укрепительные сооружения, и весь остров по периметру был одет в камень. Сейчас средневековые укрепления только усиливают мрачную атмосферу, которую распространяет вокруг себя Остров Чумы.

История острова с самого начала

Островок Повеглия (правильнее – Повелья) не оставил особых следов в мировой истории. Он никогда не был объектом пристального внимания учёных. Что сказать – всего 75 гектаров. Всё его прошлое без труда умещается на паре страничек текста.

Подобно другим островам лагуны, он родился тысячи лет назад, когда прибрежное дно Средиземного моря начало опускаться. Над водой остались лишь верхушки возвышенностей.

В 421 году римские купцы основали на берегу торговое поселение, которому суждено было стать знаменитой Венецией. Времена были неспокойные, Рим периодически терзали варвары, и во время одного из таких нашествий, на Повелью с побережья перебрались, спасаясь, обитатели деревень Падуи и Эсте. Население острова росло, его жители рыбачили, торговали.

В IX веке, когда в Венецианской республике вспыхнули народные волнения, он приютил её главу и двухсот приближённых. Часть из них осталась тут жить. Построили церковь Святого Виталия, появились сады, виноградники. Здешние лоцманы, зная лагуну, проводили суда безопасным путём.

Когда в XIV веке Венеция затеяла войну с Генуей, островитян переселили на соседний остров – то ли чтобы защитить от врага, то ли чтобы они ему не помогали в случае чего. Позднее венецианцы возвели на прилегающем островке мощное восьмиугольное укрепление. Его пушки контролировали вход в лагуну со стороны открытого моря. Стены бывшего форта уцелели до наших дней.

Повелья долго оставалась необитаемой. Потом, используя ее удобное положение, тут построили склады, скотоприёмники. Знаковым стал 1776 год.

Рождение «Чумного острова»

История Повелии как проклятого острова начинается незадолго до заката Римской империи. Когда «юстинианова чума», пришедшая из Африки, в 543 году, начала уничтожать большую часть населения Италии, правители Рима превратили остров в место карантина и сослали туда несколько тысяч зараженных смертельной болезнью человек. Повеглия, окруженная со всех сторон водой, стала изолятором, а в скором времени и братской могилой.

После этого в IX веке остров стал активно заселяться. И это было единственное время, когда на Повелии текла относительно спокойная жизнь. Когда во второй половине XVI века Европу заволокла эпидемия бубонной чумы, распространяясь с чудовищной скоростью, а мертвых и умирающих людей просто некуда было девать, власти Венеции приняли понятное на то время решение. Было приказано свозить на Повелию не только трупы умерших от чумы, но и всех, кто проявлял малейшие признаки болезни.

Не трудно представить, во что превратился остров, где в течении нескольких лет на огромных кострах сжилаги зараженные трупы вперемешку с еще живыми людьми… По данным исторических документов на Повелии в то время погибло свыше 160 тысяч человек.

После пандемий

Когда эпидемия схлынула, и жизнь в Италии стала снова входить в привычное русло, 1661 году власти предложили потомкам тех, кто населял остров в IX веке, снова заселить Повелию. Но не нашлось ни одного желающего принять это предложение. Много лет остров пытались продать, однако никто даже за деньги не соглашался там жить.

Венеция принимала гостей со всего Средиземноморья и из тропиков Азии. Поэтому, простояв до 1777 года безлюдным, Повелья стала контрольно-пропускным пунктом на водном пути пассажирских и товарных судов. Корабли проходили досмотр и вместе с моряками и грузами должны были провести на острове карантинный срок (до 40 дней).

На Повелье появился вместительный лазарет, санитары. Предосторожности оказались не напрасны, в 1793 на нескольких судах, проходящих через остров, были зафиксированы случаи чумы. И Повелья стала лазаретом, а заодно и местом заключения для зараженных.

В 1814 году лазарет закрыли, и остров снова погрузился в мрачное молчание.

На острове разместили оружейные склады французов, церковь разобрали, оставили только колокольню, сняв колокол и превратив её в маяк.

«Врата ада» и ХХ век

К ХХ веку у Повелии уже была устойчивая репутация места, где не может произойти ничего хорошего. Здания станции пустовали дольше века. Не удивительно поэтому, что в 1922 году на острове организовали лечебницу для пожилых душевнобольных, куда попадали и вполне здоровые люди, бывшие врагами режима Муссолини.

Своей жестокостью и извращенным интересом к медицине был известен главный врач больницы, отрабатывавший с энтузиазмом на пациентах непроверенные методы. Так, к примеру, операции на черепе по лоботомии, для которых применялись долото, ручная дрель и молоток, проводились здесь без наркоза…

Странности и таинственные происшествия, которыми известен остров сейчас, начались уже тогда. Пациенты рассказывали о том, что слышат, плач, шепот и крики, видят людей, которые, появляясь из ниоткуда, сгорают на глазах. Казалось бы, мало ли что может померещиться сумасшедшим, но вскоре и персонал больницы стали посещать те же видения…

Прошло несколько лет, и главный врач лечебницы погиб при загадочных обстоятельствах, упав с колокольной башни. В 1968 году больница была закрыта, и остров снова стал пустынным.

Призраки и тени Повелии

Очень многие места на планете, обладающие дурной славой и тяжелым прошлым, сегодня открыты для посещения туристами. Но не Повелия. Местные жители стараются даже смотреть пореже в ее сторону, иностранцев же сюда не пускают вовсе. Исключения составляют лишь исследователи, которых остров интересует с профессиональной точки зрения. Но и те сюда заглядывают редко.

Вокруг острова постоянно курсируют полицейские катера, чем подогревают интерес охотников за адреналином: если на острове никого нет, то кого (или от кого) они охраняют? Истории смельчаков, которым все же удается пробраться на остров, очень схожи. Все рассказывают о том, что Повелья производит очень тяжелое, гнетущее впечатление: здесь ни слышны голоса птиц и животных, а время от времени с безлюдного острова доносятся крики и колокольный звон (колокол был снят с башни и увезен много лет назад).

Мрачные легенды Повеглии

Интернет переполнен жуткими рассказами, где фигурирует заброшенный остров Повеглия Италия. Эксплуатируются две невесёлые темы – чума и психиатрическая лечебница.
Легенды красочно описывают, как сюда свозили чумных больных ещё во времена Римской империи, а позднее и из Венеции. Везли вместе со здоровыми членами семей, обречёнными на мучительную гибель. Число захороненных оценивают в 160 тысяч. Нынче даже рыбаки не подходят сюда, поскольку сети вытаскивают вымытые из земли кости. Хоронить, говорят, не успевали, трупы массово сжигали, и почва здесь насыщена людским пеплом. Легенды иллюстрируются фотографиями массовых захоронений. Однако любой любознательный человек с помощью того же Интернета легко установит, что:

  • об эпидемиях чумы в Древнем Риме ничего достоверно не известно;
  • об эпидемиях чумы в Венеции известно много, но ни в воспоминаниях современников, ни в других документах подтверждений легенды нет;
  • археологические раскопки на острове не проводились;
  • фотографии могил, переполненных скелетами, сделаны на другом острове – Лазаретто. На нём в 2007 году, действительно, раскопали могилы, где, и вправду, похоронено свыше 1500 человек, погибших от чумы;
  • экспертам достаточно горсти земли, чтобы определить, есть ли в ней пепел человеческого тела. Но никаких данных о таких анализах местной почвы нет;
  • на фото, сделанных на острове, хорошо видны десятки рыболовных сетей, разложенных, видимо, самыми отважными рыбаками.

Продолжение «чумовых» легенд – рассказы о лечебнице с решётками на окнах. Мол, пациентов мучили кошмары, они слышали дикие стоны и видели призраков – души тех, кто не был нормально похоронен. А ещё главврач испытывал здесь запрещённые препараты и зверские методы лечения, вскрывая черепа… В итоге сам спятил и бросился с колокольни. В здании разбросаны обломки непонятных механизмов. По ночам якобы слышен колокольный звон, а призраки буквально толпятся. И вообще это аномальная зона, куда полиция не пускает никого. Что говорят скептики?

  • На сотнях фотографий, сделанных туристами и журналистами, нет ни одного зарешёченного окна;
  • «странные обломки», скорей всего, остались от кухонного и прачечного оборудования;
  • нет ничего странного, что людей с расстроенной психикой мучили галлюцинации – видения и голоса;
  • невозможно поверить, что в наше время (1960-е годы) истории о несчастных пациентах и погибшем враче-изувере не привлекли внимания властей, журналистов, родных и близких тех, кого поместили в приют;
  • на остров Повеглия Италия, действительно, не ходят рейсовые кораблики и, возможно, есть запрет на его посещение. Но настойчивые и щедрые туристы добирались сюда не раз. Что подтверждают интернет-форумы, граффити на островных строениях и реклама экскурсий сюда, которые можно заказать.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в здешней истории нет секретов, и тут не происходит чего-то аномального. Однако непонятными явлениями стоит заняться всерьёз, а не полагаться на «устное народное творчество».

Добро пожаловать в дом призраков?

Пару лет назад Италия задумала уменьшить свой государственный долг, сдав в аренду старинную недвижимость, в том числе и… Повелью. Это задело патриотические чувства итальянцев. «ВКонтакте» появилась группа, которая под лозунгом Poveglia per tutti («Повелья для всех») начала сбор средств на выкуп аренды. На онлайновом аукционе группу обошёл итальянский бизнесмен Луиджи Бруньяро. На 99 лет он стал собственником легендарного острова, заплатив за него 513 000 евро. «Я не хотел, чтобы его выкупили иностранцы, – заявил он. – Рассчитываю сделать его открытым и привлекательным для венецианцев и наших гостей».

Новый хозяин решил превратить ветхие здания в люксовый отель, обустроить отдых. Смысл в этом плане есть. Здесь сохранились памятники истории, отсюда открываются роскошные виды на лагуну. Ну, а главное – ореол тайны, который издавна окружает остров. Волнующие легенды только украшают туристический объект. Любители острых ощущений и всего непознанного есть во всём мире. Почему бы их не пригласить сюда? Как сложится судьба Повельи, пока неясно. Арендатор готов вложить в проект 20 млн. евро. Но в 2015 году Бруньяро избрали на пост мэра Венеции. Так что, сейчас у него хватает неотложных дел и забот. Италия ждёт – найдётся ли среди них местечко для таинственной Повельи?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.