Разнообразие стран и их населения по географии. Ключевые страны мира

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.
Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима.

Крупнейшими по численности населения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония.

По особенностям географического положения различают страны:

  1. приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;
  2. внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;
  3. островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;
  4. страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;
  5. полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны.

К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.

К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.

  • Люди всегда стремились предсказать погоду. Раньше для этого использовались народные приметы, сейчас используются научные достижения и сложные технологии. Почему знание погодных условий имеет большое значение для хозяйства и для каждого человека? Как изучают элементы погоды? Какие типы погоды характерны для вашей местности?

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

Таблица 4

Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, зани­мающий один квартал Рима.

Крупнейшими по численности населения являются Китай, Ин­дия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Ни­герия и Япония.

По особенностям географического положения различают страны:

1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Бот­свана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Вели­кобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фид­жи и др.;

4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Остро­ва, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Тур­ция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Ко­рея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переход­ным типом экономики и развивающиеся страны.

К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.

К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Ев­ропы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

Самую большую группу (около 150 государств) составляют раз­вивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия,

Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Цен­тральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

Большинство независимых государств мира являются республи­ками. Республика - форма правления, при которой власть избира­ется на определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мекси­ка, Бразилия и др.

2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

Главными причинами слабого использования гигантского при­родно-ресурсногопотенциала Восточной Сибири и Дальнего Вос­тока являются:

1) экстремальные климатические условия на большей части тер­ритории этих двух регионов;

2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от глав­ных экономически развитых регионов страны, большие транспорт­ные издержки на ввоз и вывоз товаров;

3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрица­тельным естественным приростом и миграционным оттоком насе­ления из этих регионов;

6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров на­родного потребления и продовольствия.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Билет № 1

Билет методы географических исследований и основные источники географической.. билет общая.. определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия
Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид. Земля - небольшая планета Со

Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска
Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном кли­матическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на


Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта, по образному вы

БИЛЕТ № 3
1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России. На территории нашей страны проживает более 160 н

Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по сле­дующему плану: 1) Положение региона на карте России. 2) Ра

БИЛЕТ № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры. Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен

Определите по топографической карте указанные направления и расстояния
Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в вер­ху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток. Для более точного определения направления используется ази­му

БИЛЕТ № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса. Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло

Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя)
На размещение предприятий химической промышленности ока­зывают влияние несколько факторов. 1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча

Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия
Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу. На формирование рельефа оказ

Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора. 1) Энергетический фактор размещения характерен для производ­ства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн

БИЛЕТ № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимаю­щ

Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
Используя данные о численности населения и площади террито­рии заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плот­ность населения этих регионов по формуле: П = Н: Т, где П -

БИЛЕТ № 8
1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними. Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос

БИЛЕТ № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн

Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя)
На размещение предприятий машиностроения оказывают влия­ние несколько факторов. 1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз

БИЛЕТ № 10
1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства. Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна

БИЛЕТ №11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы. Крупнейшими реками Северной Америк

Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя)
Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством. Количество трудовых ре

Австралия. Общая физико-географическая характеристика
Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь со­ставляет всего 7,7 млн. км2. Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н

Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя)
Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш

БИЛЕТ № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика. В состав Поволжского экономического района входят республи­ки Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,

Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя)
Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану: 1) значение регионов в хозяйстве России; 2) уровень развития хозяйства каждого региона;

Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется. Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов опре­делить но

БИЛЕТ № 15
1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод

Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля: 1) географическое положение районов; 2) величина запасов, размеры добы

БИЛЕТ № 16
1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного

Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны
Население по месту проживания делится на городское и сельское. Город - это населённый пункт, отличающийся большой чис­ленностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша

Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый ки­лометр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возраста­ет количество

Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
Используя различные карты атласа «Климатическая карта Рос­сии», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл

Комплексная географическая характеристика своей местности
Составьте описание своей местности по плану: 1) Географическое положение. 2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. 3) Климатический пояс и краткая характе

Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн

Определите тип климата по климатограмме
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур. Для экваториального климата характерны

Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося)
Комплексная географическая характеристика Финляндии. Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупней­ших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси

Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий
Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата. Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полновод­ны в течение всего года, так как в экваториаль

БИЛЕТ № 23
1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда. Главными видами международных экономических связей России являются м

Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйст­венной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, свя­занные с истоще

Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя)
Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, клима­тические карты, укажите причины формирования климата на дан­ной территории и основные его характеристики: средние темпера­туры января и июл

Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя)
Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнитель­ную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану: 1) Размеры территории.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

10 класс (профильный уровень)

Урок разработан

Учителем географии МБОУ СОШ №1

Ст.Каневской Краснодарского края

А.В.Макаренко

Макаренко Ангелина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ№1

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

10 класс (география, профильный уровень)

Цель урока : формирование представления о современной политической

Карте мира

Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран

Современного мира;

Выяснить основные критерии классификации стран мира;

Дать понятие «суверенное государство», «валовый

Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

Продолжить формирование навыков работы с различными

Источниками географической информации и контурными

Картами;

Выяснить значение политико-географического

Положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока : изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала .

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

  1. Экономически развитые
  2. Развивающиеся

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

  1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
  2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
  3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
  4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

Подгруппы развивающихся стран:

  1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
  2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
  3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
  4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
  5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
  6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

Семерки» на контурных картах.

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

  1. По площади территории
  2. По численности населения
  3. По особенностям ГП
  4. По уровню социально-экономического развития

II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1) около 150

2) около 230

3) около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1) Австралия

2) Египет

3) США

4) Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2) Италия и ФРГ

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III. Домашнее задание.

Стр.9-14

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

мира (микрогосударства)

Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

(1-3 учащихся по желанию)


скачатьБилет 19 вопрос 1

Многообразие стран современного мира, их основные типы.

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима.

Крупнейшими по численности населения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония.

Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

По особенностям географического положения различают страны:

1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;

4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны.

К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, вс

К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.

Билет 19 вопрос 2

Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

Главными причинами слабого использования гигантского природно-ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока являются:

1) экстремальные климатические условия на большей части территории этих двух регионов;

2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от главных экономически развитых регионов страны, большие транспортные издержки на ввоз и вывоз товаров;

3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населения из этих регионов;

6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров народного потребления и продовольствия.

Билет 19 вопрос 3

Определите по карте бассейны и водоразделы рек.
Перед показом бассейнов и водоразделов рек, которые предложит учитель следует дать определения этих терминов.

Речной бассейн - это территория, с которой река собирает свои воды.

Водораздел реки - граница речных бассейнов.
Аккуратно проведите границу речного бассейна. Обратите внимание, что водоразделы проходят по наиболее высоким местам (горным хребтам и возвышенностям) и не могут пересекать реки и озёра (а пересекать каналы - могут!).

Билет 20 вопрос 1

Комплексная географическая характеристика своей местности.
Составьте описание своей местности по плану:
1) Географическое положение.

2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

3) Климатический пояс и краткая характеристика климата: средняя температура января и июля, преобладающие ветры, годовое количество осадков, их сезонность, коэффициент увлажнения.

4) Внутренние воды, крупнейшие реки и озёра.

5) Природная зона.

6) Почвы, растительность и животный мир.

7) Особенности населения: численность, размещение, воспроизводство, половой, возрастной, национальный и религиозный состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграций и трудовых ресурсов.

8) Предпосылки для развития хозяйства.

9) Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.

10) Особенности развития транспорта и непроизводственной

11) Проблемы и перспективы развития.

12) Вывод о экономическом развитии.
Билет 20 вопрос 2

Евразия - самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
Все основные природные зоны в Евразии имеют ярко выраженное широтное распространение, т.е. протягиваются с запада на восток, сменяя друг друга с севера на юг, что и является законом широтной зональности.

Закону широтной зональности подчинены такие компоненты природного комплекса, как почвы, растительность, животный мир. Рассмотрим как расположен на материке Евразия каждый из этих компонентов.

По почвенной карте мы видим, что протягиваясь с запада на восток друг друга последовательно сменяют в направлении с севера на юг следующие типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные и серые лесные, черноземы, каштановые, бурые полупустынные и т.д.

По карте растительности и животного мира также видно, что зоны протягиваются субширотно и последовательно сменяют друг друга с севера на юг.

Одним из крупных природных комплексов является географическая природная зона. В ее состав входят компоненты, подчиняющиеся закону широтной зональности, это определяет подчинение закону широтной зональности самих природных зон. Посмотрим на карту природных зон материка Евразия. Видно, что они протягиваются с широтном направлении (с запада на восток), последовательно сменяя друг друга от севера к югу: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса и т.д. Таким образом видно, что природные комплексы Евразии (а именно природные зоны) подчиняются закону широтной зональности.

Билет 20 вопрос 3

Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнёров России.

По статистическим данным можно установить, что за последние годы существенно выросло значение внешней торговли для экономики России. Увеличилась доля экспорта в ВВП.

Более 80% внешней торговли России приходится ныне на страны Западной Европы. Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 37,2 млрд.долларов США, Китай – 35,9 млрд.долл.США, Германия – 31,7 млрд.долл.США, Италия – 23,6 млрд.долл.США, Турция – 16,1 млрд.долл.США, США – 14,1 млрд.долл.США,Франция – 13,9 млрд.долл.США, Япония – 13,6 млрд.долл.США, Польша – 13,3 млрд.долл.США, Республика Корея – 11,1 млрд.долл.США.

Географическая структура экспорта РФ по странам в 2010 году, %

Географическая структура импорта РФ по странам в 2010 году, %
скачать

Смотрите также:
Билет 19 вопрос 1 Многообразие стран современного мира, их основные типы
Вопросы к зачету по географии 10 класса
Билет №1 Многообразие стран мира и их типы. Мировая топливная промышленность. Состав, особенности размещения и основные международные грузопотоки топлива
География Политическое устройство мира
Тема Особенности современного мира
Вопросы к экзаменационным билетам по курсу «Общественная география»
Билеты для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе
Вопрос №1. Сущность мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства. Классификация стран мира
25. Основные алмазодобывающие страны Мира
Экзаменационный билет
«Кухни стран мира»
Предмет и задачи общей биологии

Составлением типологий и классификаций стран занимаются международные организации, экономисты, географы.

Каждое исследование, в зависимости от целей и набора показателей, выделяет различные типы стран. Поэтому «правильных» или «неправильных» типологий не существует, каждая из них создается для выполнения поставленной задачи.

Политическая карта мира - тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира.

Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

В настоящее время на политической карте 230 стран. Все страны мира различаются:
географическим положением;
величиной территории;
численностью и национальным составом населения;
по форме правления;
по государственному устройству;
по уровню социально–экономического развития.

Из 230 стран мира, 190 суверенные - политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Остальные - несамоуправляющиеся территории - колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.

На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

По географическому положению выделяют:
островные (Индонезия, Япония, Куба);
материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай);
имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла);
не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);

По величине территории:
очень большие (Россия, Канада, Китай);
большие;
средние;
небольшие;
«микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).

По численности:

от крупнейших с населением более 100 млн.

человек, до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения:
однонациональные (Япония),
многонациональные (Россия, США, Китай).

По форме правления:
монархии
конституционные - Норвегия, Швеция, Великобритания;
абсолютные - Япония, Саудовская Аравия
теократические - Ватикан.
республики
президентские - Египет, Турция, Франция;
парламентские - большинство стран Западной Европы.

По государственному устройству:
федеративные - Индия, Россия;
унитарные - Венгрия, Франция.

По уровню социально–экономического развития:
экономически развитые страны - Япония, ФРГ;
развивающиеся - Индия, Мексика;
страны с переходной экономикой - большинство постсоциалистических стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Страны мира принято подразделять на два главных типа:

1) экономически высокоразвитые страны,

2) развивающиеся страны.

В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).
К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития.

Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения.

Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы.

Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП. Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).

В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.


Сингапур. Фото: jjcb

К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

Все страны современного мира представлены на политической карте, которая прошла длительный путь в своем формировании. На разных этапах исторического развития происходило открытие новых земель, территориальный передел мира, образование, распад или объединение государств, изменялись границы стран.

Сегодня в мире насчитывается более 230 стран, из них 193 - суверенные государства. Суверенные государства обладают самостоятельностью и независимостью как во внутренней, так и внешней политике.

Около половины всех стран расположены на материке Евразия.

Каждая страна имеет свои специфические особенности. Это могут быть особенности территории, географического положения, состава населения, государственного строя; уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень ее вовлеченности в международное географическое разделение труда и т.д.

При таком многообразии стран возникает необходимость сгруппировать их, выявляя их сходства и различия. Типология стран зависит от того, какие признаки и количественные критерии положены в ее основу.

Такая типология систематизирует информацию о странах и помогает при разработке различных прогнозов и рекомендаций.

Часто используется группировка стран с подразделением их на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

Для подразделения стран на эти группы используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. К странам с переходной экономикой относят государства, которые с конца 80 - начала 90-х гг.

осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к экономике рыночной.

ВВП - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ($USA).

Между развитыми и развивающимися странами существует гигантский разрыв в душевых показателях ВВП.

Швейцария превышает этот показатель у Мозамбика более чем в 500 раз. Почти у 3 млрд. человек суточный доход составляет менее 2 $ USA. Проблема экономического неравенства является одной из глобальных проблем человечества.

Многообразие стран мира, их основные типы википедия
Поиск по сайту:

Стандартная классификация стран в мировой экономике

По методике ООН все страны делятся на 3 группы:

1. Развитые страны с рыночной экономикой (24 страны). Сюда входит "Большая семерка" — Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия, США, Канада.

Развивающиеся страны (более 100 стран). К ним относятся страны ОПЕК (экспортеры нефти).

3. Страны с переходной экономикой (постсоциалистические).

Международные организации разделяют все страны мира на три группы:

1. развитые страны с рыночной экономикой.

К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Постиндустриальное общество, т.е.

большая часть ВВП от 60 до 75 и > % производится в сфере услуг. Характерные черты: развитое демократическое государство с тремя самостоятельными ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная). Большая часть промышленного производства – это готовая продукция, наукоемкость и высокотехнологичность.

страны с переходной экономикой или с формирующимся рынком

Страны с переходной эк-кой включают гос-ва Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.

Осуществляют структурную перестройку экономического механизма, т.е. переход от социалистической системы к капиталистической системе хозяйствования.

3. развивающиеся страны.

К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.

Характерные черты: большая часть ВВП этих стран производится в с/х и промышленности (добывающей). Доля сфер услуг от 20-40% в зависимости от государства.

Четкая сырьевая направленность в экономики. Являются поставщиками с/х сырья и продовольствия, и минеральных ресурсов более. Традиционный тип воспроизводства населения, т.е. традиционные решения поощряет многодетные семьи, а медицина развита слабо, поэтому высокая рождаемость и высокая смертность. Слабая социальная ориентация экономики. Среди развивающихся стран 5 основных групп:

а) развивающиеся страны с относительно высоким уровнем экономического развития и высокими темпами роста ВВП – это новые индустриальные страны.

б) развивающиеся страны со средним уровнем развития;

в) страны экспортеры нефти ОПЕК.

ВВП на душу населения превосходит показатели НИС, но очень традиционное общество поэтому к разряду развитым демократическим обществам относить нельзя;

г) страны с большими территориями и с большими населениями (Индия, Китай).

д) слабо развитые страны – государства Африки, хоз-во племенного типа.

К настоящему времени сложилось несколько подходов:

1) Формационная концепция (начало положил Карл Маркс): ее сторонники разделяют все страны на систему капитализма и систему социализма.

2) Концепция «трех миров»: мир капиталистического хозяйства, мир социалистического хозяйства и «третий мир» — развивающиеся страны.

3) Концепция «Центр и периферия» получила широкое распространение в последнее время: центр – наиболее развитые индустриальные страны, периферия – все остальные страны.

Близок к ней подход, делящий мир на промышленно развитые страны (около 30 стран), развивающиеся (почти все остальные) и страны с переходной экономикой (некоторые бывшие социалистические страны).

В этом случае принципом систематизации стран явл. социально-экономический, т.е. учитываются не только экономич. показатели развития стран, но и социальные.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) определил следующие критерии данной классификации:

ВНП на душу населения:

Страны с низкими доходами

Страны с доходами ниже среднего

Страны с доходами выше среднего

Страны с высокими доходами

Грамотность населения:

Развивающиеся страны

Новые индустриальные страны

Страны с переходной экономикой

Средняя продолжительность жизни:

Индустриально развитые страны

Развивающиеся страны

МВФ делит все страны мира на 2 группы:

1)развитые страны

2)страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Количество и группировка стран мира

Выдающийся отечественный географ Н.

Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом – является основным объектом изучения в географии, поэтому вопрос о количестве и группировке (классификации) стран представляет очень большой интерес.

В течение XX в.

общее количество стран в мире постоянно возрастало. Это было вызвано в первую очередь переделом мира после Первой и Второй мировых войн. В начале 90-х гг., вслед за распадом СССР, СФРЮ, Чехословакии их стало еще на 20 больше.

По состоянию на 2008 г. разные источники оценивают общее количество стран и территорий в 225–230.

Одновременно в XX в. постоянно увеличивалось число независимых суверенных государств (табл. 1) и соответственно уменьшалось количество стран, находящихся на разных стадиях политической зависимости и, следовательно, не имеющих полного самоуправления.

Таблица 1 наглядно отражает не только послевоенные переделы мира, но и крушение колониальной системы империализма.

Оно привело к тому, что после 1945 г. политической независимости добились 102 страны Азии, Африки, Америки, Океании и даже Европы (Мальта). А количество несамоуправляющихся территорий (колоний, протекторатов, так называемых заморских департаментов и др.) уменьшилось со 130 в 1900 г. до 16 в 2005 г. В большинстве своем ныне это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Важным ориентиром при определении числа суверенных государств может служить членство стран в Организации Объединенных Наций (табл.

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО СТРАН – ЧЛЕНОВ ООН

Рост числа стран – членов ООН в 1950–1989 гг. происходил в основном благодаря вступлению в эту организацию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Их так и принято называть освободившимися странами. В 1990–2007 гг. в состав ООН вошло еще несколько освободившихся стран (Намибия, Эритрея и др.), но основной прирост был связан уже с приемом в нее постсоциалистических государств, образовавшихся на месте бывших СССР, СФРЮ, Чехословакии.

Ныне в состав ООН входят все страны СНГ, шесть республик бывш. Югославии, Чехия и Словакия. В 2002 г., после специального референдума, в ООН вступила Швейцария, до этого считавшая, что ее политика постоянного нейтралитета мешает этому.

Так что ныне из суверенных государств вне ООН остается один Ватикан, имеющий статус наблюдателя.

При таком большом и к тому же все увеличивающемся количестве стран возникает насущная необходимость в их группировке, которая обычно проводится по нескольким различным признакам, критериям.

Таблица 3

ДЕСЯТЬ СТРАН МИРА, САМЫХ БОЛЬШИХ ПО ТЕРРИТОРИИ

По размерам территории страны мира принято подразделять на очень большие, большие, средние, небольшие и совсем маленькие.

В первую десятку самых больших стран мира, или стран-гигантов, входят государства, перечисленные в таблице 3. Вместе они занимают 55 % всей обитаемой суши.

Понятия «большая», «средняя», «небольшая» страна различны для разных регионов мира. Например, самая большая страна зарубежной Европы – Франция – по меркам Азии, Африки или Америки оказывается сравнительно небольшой. А вот понятие «совсем маленькая страна» (или микрогосударство) для разных регионов мира примерно одинаково.

Чаще всего его применяют по отношению к карликовым странам зарубежной Европы – Андорре, Лихтенштейну, Сан-Марино и др. Но фактически к числу микрогосударств относятся и многие островные страны Африки, Америки и Океании. Например, Сейшельские Острова в Африке, Барбадос, Гренада, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины в Центральной Америке имеют площадь 350–450 км2 (это менее 1/2 площади Москвы), а островные государства Тувалу и Науру в Океании занимают всего по 20–25 км2.

И уж совсем мини-государством можно назвать Ватикан, занимающий площадь 44 га.

В этом случае также резко выделяется первая десятка стран (табл. 4), которые вместе концентрируют примерно 3/5 всех жителей Земли.

Население от 50 до 100 млн человек имеют всего 13 стран: Германия, Франция, Великобритания, Италия и Украина в Европе, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Иран и Турция в Азии, Египет и Эфиопия в Африке и Мексика в Латинской Америке. В 53 странах численность населения колеблется от 10 до 50 млн человек.

Еще больше в мире стран с населением от 1 до 10 млн (60), а более чем в 40 странах население не достигает и 1 млн человек.

Таблица 4

ДЕСЯТЬ СТРАН МИРА, САМЫХ БОЛЬШИХ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Что же касается самых маленьких по численности жителей государств, то на политической карте мира их нужно искать там же, где находятся самые небольшие по размерам территории страны.

В Центральной Америке это, например, Барбадос и Белиз с населением в 200–300 тыс. человек, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, имеющие примерно по 100 тыс. жителей. В Африке к этому же разряду стран относятся островные государства Сан-Томе и Принсипи и Сейшельские Острова, в Азии – Бруней, в Океании – островные государства Тувалу, Науру, где живет всего 10–12 тыс. чел. Впрочем, последнее место по численности жителей занимает Ватикан, постоянное население которого не превышает 1000 человек.

По особенностям географического положения страны мира чаще всего подразделяют на имеющие и не имеющие выхода к Мировому океану.

Среди приморских стран, в свою очередь, можно выделить островные (например, Ирландия и Исландия в Европе, Шри-Ланка в Азии, Мадагаскар в Африке, Куба в Америке, Новая Зеландия в Океании).

Разновидность островных стран – это страны-архипелаги. Так, Индонезия располагается на 13 тыс. островах, Филиппины занимают 7000, а Япония – почти 4000 островов. Неудивительно, что страны-архипелаги входят в первую десятку государств по протяженности береговой линии (табл. 5). Да и Канада занимает по этому показателю внеконкурентное первое место благодаря Канадскому Арктическому архипелагу.

Таблица 5

ДЕСЯТЬ ПЕРВЫХ СТРАН МИРА ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ

Не имеют выхода к Мировому океану 43 страны.

Среди них 9 стран СНГ, 12 – зарубежной Европы, 5 – Азии, 15 – Африки и 2 страны Латинской Америки (табл. 6 ).

Как правило, отсутствие прямого выхода к Мировому океану относится к неблагоприятным чертам географического положения страны.

Таблица 6

СТРАНЫ МИРА, НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫХОДА К ОТКРЫТОМУ МОРЮ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.