17.03.2024
Свободные экономические зоны. Типы особых экономических зон Страны сэз
8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международныхэкономическихотношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV-XV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков*.
* Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском городе Ливорно, который был объявлен городом свободной торговли.
С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма международных экономических отношений получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.
Эволюция СЭЗ связана прежде всего с интенсификацией использования научно-технических достижений, крупными сдвигами в структуре экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску и созданию дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее. В этих условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями за рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка.
Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшение использования ввозимых и местных ресурсов, ускорение развития современной инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон, отличающиеся от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями международного сотрудничества.
В 80-е гг. после принятия ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковском и страховом деле, в ряде регионов промышленно развитых стран появилисьспециальные экономические зоны: технопарки, научно-техническая, свободная банковская, свободная страховая. Отличительной особенностью этих зон было то, что их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Примерами подобных зон являются зоны, созданные в Великобритании, Италии, США, Франции.
Таким образом, СЭЗ как форма международного сотрудничества в своем динамическом развитии претерпела существенные трансформации. Этим обусловлено и множество определений того, что в общем смысле понимается под термином СЭЗ. На сегодняшний день можно встретить до 30 определений СЭЗ, по существу, синонимов. По определению экспертов ООН, «СЭЗ - ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».
Среди наиболее распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить:
Таможенные зоны;
Беспошлинные торговые зоны;
Таможенные свободные зоны;
Внешнеторговые зоны;
Беспошлинные экспортно-производственные зоны;
Свободные экспортные зоны;
Экспортно-производственные зоны;
Свободные экономические зоны;
Свободные производственные зоны;
Зоны экономического благоприятствования;
Промышленные экспортоориентированные зоны;
Свободные промышленные зоны;
Предпринимательские зоны;
Зоны совместного предпринимательства;
Зоны технико-экономического развития;
Зоны развития новой высокой технологии;
Технико-внедренческие зоны;
Научно-промышленные парки;
Оффшорные центры;
Международные оффшорные центры;
Свободные банковские зоны;
Эколого-экономические регионы;
Открытые районы;
Туристические центры.
Общими принципами для всех типов и разновидностей СЭЗ являются:
Локальность территории;
Отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз (вывоз) оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;
Льготный режим налогообложения;
Свободное обращение конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых транзакций;
Гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям дополнительного круга льгот и привилегий.
На начало 1990 г. в мире насчитывалось не менее 600 зон, в том числе в развитых странах - более 200, еще 100 находились в процессе строительства и 50 - на стадии проектирования. В СЭЗ развивающихся стран было занято 1,5 млн человек. По некоторым оценкам, к середине 90-х гг. численность занятых в них возрастет до 2,5-3 млн человек, а стоимость экспорта увеличится с 12-13 млрд долл. США до 25 млрд долл. США. В США СЭЗ созданы в 47 штатах, их численность - 247 (в 1986 г.), а общий оборот достиг 40 млрд долл. США.
Классификацию существующих СЭЗ можно проводить по многим критериям (см. рис. 8.7). Так,по степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивные - имеющие анклавный характер и ориентированные на внешний рынок, и интровертивные - интегрированные в национальную экономику.
Классификация СЭЗпо отраслевому признаку вызывает определенные трудности, так как в экспортно-производственных зонах (ЭПЗ) располагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленности. Тем не менее определенная отраслевая специализация присутствует.
По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенной в мировой практике формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной собственностью присутствует частная.
Наиболее важным критерием классификации СЭЗ является их разделение по характеру деятельности, илифункциональному назначению. По этому критерию выделяют пять основных типов зон: зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры и комплексные СЭЗ (см. рис. 8.8 и 8.9). Рассмотрим некоторые из них.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) относятся к СЭЗ первого поколения. Это наиболее давняя и простая форма организации зональных структур на территории одного государства. Основным преимуществом ЗСТ являются относительно незначительные страновые капитальные вложения и их быстрая окупаемость.
К ЗСТ относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. Несмотря на определенные выгоды, получаемые от таможенных пошлин, а также за счет экономии на накладных расходах, возможности подобных зон в развитии экспорта производства, вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены. Поэтому этот тип СЭЗ в чистом виде не получил широкого распространения в современной международной практике.
Основной целью создания ЗСТ является стимулирование импорта товаров, развитие внутренней и транзитной торговли. Первые ЗСТ образовывались в крупных портовых городах и имели статус «порто-франко».Порто-франко - это портовый город с прилегающей обширной территорией, выделенной из общей таможенной границы государства. В пределах порто-франко товары не только выгружались, хранились, но и подвергались незначительной переработке, сортировке и упаковке без уплаты таможенных пошлин до тех пор, пока они не попадали внутрь страны.
В современных условиях ЗСТ создаются вокруг международных транзитных узлов (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и др.) в целях активизации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в США насчитывается около 180 ЗСТ (из них 80% грузопотоков приходится на 15 основных ЗСТ во главе с Сан-Франциско), в Европе - 150 ЗСТ, в Японии - 23.
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) можно отнести к СЭЗ второго поколения. В отличие от зон свободной торговли, которые прежде всего стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, для увеличения валютных поступлений.
ЭПЗ создавались, с одной стороны, путем перепрофилирования, эволюции и трансформации зон свободной торговли, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не одной торговлей, но и производством. Это относится в основном к промышленно развитым странам. С другой стороны, ЭПЗ создавались путем целенаправленного образования СЭЗ, ориентированных на производство товаров для экспорта. Это характерно для новых индустриальных и развивающихся стран.
Создание ЭПЗ в развивающихся странах отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспорте-ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров для внешнего рынка. Новая стратегия органично вписалась в структурную перестройку промышленно развитых стран, когда происходило формирование крупнейших ТНК и активный перенос отдельных-отраслей обрабатывающей промышленности в развивающиеся страны, что идеально в условиях ЭПЗ. Именно ТНК сыграли важнейшую роль в создании ЭПЗ и формировании экспортного потенциала развивающихся стран.
Первые ЭПЗ в развивающихся странах появились в начале 70-х гг., а в 80-х гг. их насчитывалось около 70 в 40 развивающихся странах. К началу 90-х гг. общее число ЭПЗ, зарегистрированных в 120 странах, выросло до 300.
В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоемкие отрасли. Данная тенденция нашла отражение в процессе трансформации функционального предназначения СЭЗ и появления зон, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Эти зоны получили название научно-промышленные парки (НПП), технопарки, технополисы, которые относятся к зональным структурам третьего поколения.
Принципы организации НПП схожи с порядком образования ЭПЗ: те же территория и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основным, но важным отличием НПП от ЭПЗ является то, что ЭПЗ создаются для организации крупносерийного, трудоемкого производства, а НПП - для осуществления разработки принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, здесь осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.
При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной для экспорта. Кроме того, если ЭПЗ создаются вблизи крупных морских портов, аэропортов, то НПП организуются рядом с университетами, колледжами или научными центрами.
С середины XX в. по настоящее время в мире создано более 400 технопарков. В 1995 г. в США насчитывалось 100 технопарков, в Германии - 60, в Китае - 52, Великобритании - 40, Франции - 30, России - 27, Японии - 20, Южной Корее и Сингапуре - по 10. Среди них наиболее известны: в США - «Кремниевая Долина», технопарки Северной Каролины и университета Юты; в Великобритании - технопарк Кембриджского университета; в Японии - городок науки Цукуба; в Китае - технопарк «Наньху»; в России - Международный центр развития науки и технологии (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».
Одной из разновидностей СЭЗ являются оффшорные центры, специализацией которых стало оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, а также льготным налогообложением, - так называемые, «налоговые гавани».
Появление этих СЭЗ обусловлено бурным развитием мирового рынка финансовых услуг, стремлением иностранного капитала снизить политические и экономические риски, найти в «бурном» мире «укромные» уголки, обеспечивающие наиболее полную конфиденциальность и безопасность владельцам капитала. Поэтому исторически сложилось так, что государства, привлекающие иностранных инвесторов режимом оффшорных юрисдикции, не обладают значительными трудовыми и сырьевыми ресурсами, а также территориями. Вместе с тем эти государства располагают выгодным местоположением - на перекрестке морских путей с благоприятным природным климатом, имеют относительно развитую инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются стабильной политической властью и законодательством.
В качестве оффшорной юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Режим, близкий к оффшорному, могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий оффшорного типа производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе.
Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных кампаний, а также создание оффшорных структур других типов - предпринимательских партнерств, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений). В оффшорных юрисдикциях, как правило, широко доступны услуги номинальных владельцев, секретарей (агентов) компаний, номинальных директоров.
Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном бизнесе и других отраслях этого сектора. Полученные подобным путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.
Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. Оффшорная компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора с использованием оффшорных фирм. Оффшорная компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.
Оффшорная компания представляет собой предприятие, имеющее особый организационно-юридический статус, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь, как правило, до нуля. Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Только в этом случае она освобождается от всех или от большинства налогов на территории материнской юрисдикции.
Законодательство обычно предписывает, чтобы управление оффшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации. То есть оффшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда происходит и термин «offshore», который впервые появился в Великобритании и означает буквально «за берегами», за рубежом страны.
Таким образом, главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании - владельцев, директоров (обычно требуется не менее двух директоров), устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов. Законодательство оффшорной юрисдикции обычно предписывает, чтобы на ее территории находился зарегистрированный офис и секретарь (и/или агент) компании. Этот офис не может быть функционирующим, а является просто адресом, по которому власти или иные лица могут вступить в контакт с представителем такой компании. Даже сам факт подписания контрактов на территории оффшорной юрисдикции может послужить основанием для лишения компании оффшорного статуса.
Важный принцип и преимущество оффшорного бизнеса заключается в том, чтоконфиденциальность владения оффшорной фирмой обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Услуги номинальных владельцев обеспечиваются секретарскими компаниями, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации оффшорных фирм.
Базовый принцип налогового планирования при организации оффшорных компаний очевиден: центр прибыли (оффшорная компания) располагается в «налоговой гавани». Доходы от деятельности в различных географических районах поступают в благоприятную с налоговой точки зрения юрисдикцию.
Главный механизм минимизации налогов с помощью оффшорных схем можно охарактеризовать как операции на базе регулируемых внутрифирменных цен (т.е. когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). В первую очередь оперирование, внутрифирменными (трансфертными) ценами осуществляется в торговле товарами и услугами. Разница между внутрифирменной (трансфертной и фактической ценой становится источником дохода фирм в оффшорных юрисдикциях.
К другой группе внутрифирменных (трансфертных) операций следует отнести операции по международному переводу доходов, капиталов и особых видов активов (например, нематериальных). Обеспечение прямых (т.е. приводящих к приобретению контроля над другими предприятиями) или портфельных (финансовых) инвестиций также относится к «компетенции» оффшорных фирм. Обычна ситуация, когда доходы от инвестиций «переправляются» через специальные компании в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани». Доходы могут переводиться в форме дивидендов, процентов, платежей роялти, арендной платы, страховых премий и т.д.
Оффшорные юрисдикции в отношении налогообложения подразделяются на два типа. Первый - это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний, но зато они в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (о. Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама, Теркс и Кайкос). Ко второму типу относятся юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения, т.е. здесь взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих юрисдикции связаны с благоприятной системой международных налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в «умеренных» юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных.
К зонам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисляют государства Западной Европы - Швейцарию, Нидерланды, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд «комбинированных» юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию.
Функции оффшорных фирм не сводятся только к налоговому планированию. Они создаются и для управления риском. Управление риском с помощью оффшорных фирм достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например, траст.
Высокий уровень надежности обеспечивается путем учреждения международного траста, управляемого собственной оффшорной компанией. Возможен вариант, когда компания или группа ассоциированных предприятий открывают текущие счета в собственном, оффшорном банке, специально созданном для этой цели. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию, а также другие схемы страхования конъюнктурных рисков.
Оффшорные компании, их представительства и фирмы в некоторых юрисдикциях выполняют функции штаб-квартиры оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной, «холдинговой» юрисдикции. Необходимо отметить, что некоторые льготные юрисдикции предоставляют привилегии для определенных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности, банковских и финансовых компаний, холдингов и т.д.
Таким образом, в современных оффшорных центрах прослеживается своеобразная «специализация» льготных территорий. Существуют юрисдикции, которые считаются традиционно холдинговыми (где размещаются холдинговые компании, в частности Гибралтар), другие рекомендуются для внешнеторговых фирм (о. Мэн, Швейцария, Гонконг). Имеются юрисдикции банковские, трастовые, страховые, инвестиционные (Каймановы о-ва, Ирландия, Багамские о-ва, Кипр, Панама, Барбадос). Среди страховых юрисдикции в свою очередь имеются такие, которые больше подходят для внутрифирменного (кэптивного) страхования (Гернси), для перестраховочных фирм (Теркс и Кайкос) и т.д. Нередко возникает ситуация, когда Несколько юрисдикции конкурируют за привлечение корпораций определенного профиля. Например, регистрация оффшорных судовладельческих компаний осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси и в других местах.
Методы и технологии оффшорного бизнеса становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса. Так, во многих оффшорных юрисдикциях (а также в США) для создания структур оффшорного типа была адаптирована форма предпринимательского партнерства. Все чаще встречаются и компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company - LLC), компании, ограниченные по гарантии, а также некоторые комбинированные формы.
Специализированные оффшорные территории стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно острая конкуренция за привлечение капитала.
В ряде стран существует и «антиоффшорное» законодательство. Однако с уверенностью можно сказать, что в сложной системе современного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поле деятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично. В нем все время появляются новые деловые возможности для приложения капитала.
Новым явлением в практике создания СЭЗ стало появление эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в промышленно развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Появление нового вида СЭЗ - ЭЭР обусловлено сокращением природных ресурсов, нерациональным размещением производства и потребления, загрязнением окружающей среды, превышающим допустимые пределы, а также тем, что все накопившиеся проблемы невозможно было разрешить в рамках старой модели развития.
Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не разрушают и не загрязняют природную среду, например, туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера образования, медицина и т.д.
В нашей стране вопрос о создании СЭЗ остро встал в конце 80-х гг. Но до сих пор пакет необходимых юридических документов не сформирован. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» предусматривает разработку проекта федеральной программы формирования СЭЗ на территории России, создание локальных свободных зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала страны. На сегодняшний день на территории России функционирует около 30 СЭЗ. Наиболее известные из них - «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея». СЭЗ в России можно рассматривать как оазисы экономического роста.
Рассмотрим некоторые действующие в России специальные экономические зоны в разрезе их функционального назначения, т.е. по характеру деятельности.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон.
Первый таможенный склад появился в бывшем СССР в 1980 г. в Бутово, а в 1991 г. были образованы еще 4 таможенных склада. К 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и немеханизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.
Режим таможенных складов определен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортных товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах - 3 года. За это время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п. Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность для любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничения на срок хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных торговых зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Первые такие зоны в России - «Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Гермина» были образованы в 1993 г. А в 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к их созданию. Началось обустройство свободных торговых зон «Шерридан», «Гавань» (г. Санкт-Петербург), «Ростов» (г. Ростов-на-Дону), принято решение создать подобную зону в Ульяновске.
Из всех СЭЗ, созданных на территории России, на сегодняшний день к понятию экспортно-производственной зоны наиболее близка СЭЗ «Находка». Здесь созданы и успешно функционируют более 470 предприятий, из которых 50% - акционерные общества, полностью принадлежащие иностранному капиталу, 42% - совместные предприятия, 8% - филиалы инофирм.
СЭЗ «Находка» на сегодня имеет следующие налоговые льготы :
Ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу, составляет 7%, а ставка аналогичного местного - не более 3%;
Прибыль и часть прибыли, переводимые за границу, полностью освобождаются от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
Часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
Общий объем иностранных инвестиций в СЭЗ «Находка» на середину 1995 г. составил 380 млн долл. США, в том числе прямые иностранные инвестиции - 80 млн долл. США и 300 млн долл. США в форме займов и кредитов. Среди основных инвесторов - американцы, южнокорейцы, японцы и китайцы. В 1994 г. 80 млрд руб. (16 млн долл. США) здесь вложили русские предприниматели. Общий объем товарооборота СЭЗ «Находка» составил в 1994 г. 672 млн долл. США, в том числе экспорт - 423 млн долл. США, импорт - 149 млн долл. США.
В результате в Находке создано более 50 важнейших предприятий, закладывающих основы финансовой и производственной инфраструктуры.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры привлеченного иностранного капитала сегодня не идут в сравнение с планами развития зоны. Так, проекты по созданию российско-американского промышленного парка на сумму 200 млн долл. США и российско-корейского промышленного парка на сумму 700 млн долл. США пока не реализуются.
В настоящее время Россией, КНР и КНДР осуществляется идея создания первой в мире международной СЭЗ путем объединения ряда национальных экспортно-производственных зон. Это региональный проект, «Туманган», который осуществляется под эгидой UNIDO (Комиссия ООН по промышленному развитию) с 1992 г. В соответствий с проектом в бассейне реки Туманная, протекающей по территории России, КНР и КНДР, будет создана трехсторонняя интегрированная СЭЗ с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом. Управление СЭЗ «Туманган» должно быть совместным с передачей юрисдикции международному консорциуму, созданному участниками проекта. Отметим, что в его реализации заинтересованы и такие страны, как Япония, Южная Корея, Монголия, США и Канада.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта международной СЭЗ оценивается в 10-15 млрд долл. США. В стратегии регионального развития проекта «Туманган» предполагается сделать акценты на создание промышленной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В связи с этим необходимо отметить, что от создания первой международной СЭЗ «Туманган» страны - непосредственные участницы проекта - КНР, КНДР и Россия получат различные по своим масштабам результаты. В наибольшем выигрыше окажется Китай, так как основные инвестиции будут сделаны и привлечены именно этой страной. КНДР и Россия выиграют значительно меньше вследствие недостаточности собственных первоначальных инвестиций. При этом нужно учесть, что для России участие в создании СЭЗ «Туманган» может иметь и прямо отрицательные последствия. Это связано, во-первых, с тем, что ее национальные порты Владивосток и Находка перестанут играть ключевую роль, а во-вторых, со снижением привлекательности для иностранных инвестиций в уже существующую СЭЗ «Находка».
Таким образом, создание СЭЗ на территории страны и, в первую очередь международной, должно быть четко продуманным решением и отвечать национальным государственным интересам в соответствии с определенными критериями эффективности их функционирования.
Государство при создании СЭЗ прежде всего должно преследовать стратегические цели по решению таких важных макроэкономических задач, как ускорение темпов роста, модернизация экономики и промышленности, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и т.д. Содействовать решению этих стратегических задач СЭЗ призваны через мировой рынок: путем увеличения валютных поступлений за счет роста экспорта товаров и услуг. Среди конкретных задач, выполнение которых обеспечивает эффективное функционирование создаваемой зоны, необходимо выделить следующие:
Привлечение иностранного капитала и предпринимателей;
Максимальное использование местных ресурсов и рабочей силы;
Увеличение валютных поступлений;
Стимулирование развития отсталых районов, включая изменение их специализации;
Модернизация производственных структур и технологий, привлечение новейшей технологии и ноу-хау;
Повышение квалификации рабочей силы и специалистов, внедрение новых методов организации труда и производства;
Испытание новых методов хозяйствования, отработка и отбор наиболее эффективных форм деятельности в условиях свободного рынка.
При создании СЭЗ могут быть использованы два подхода.
Первый - территориальный, в соответствии с которым СЭЗ создается на специально выделенной территории страны и в ее рамках устанавливается особый экономико-правовой режим функционирования.
Второй -режимный, суть которого заключается в том, что иностранным компаниям предоставляются особые условия независимо от места их расположения на территории страны.
Использование того или иного подхода обусловлено целями и задачами создания СЭЗ, а также имеющимися возможностями страны. При этом нужно учесть, что территориальный подход обеспечивает такие преимущества, как:
Концентрация высококачественной инфраструктуры, которая отсутствует в других регионах страны;
Создание административных и прочих льгот для высококвалифицированного персонала, занятого в зоне, что невозможно обеспечить при режимном подходе.
В то же время режимный подход дает возможность:
Стимулировать определенные виды деятельности независимо от размещения предприятий;
Обеспечивать более прочные связи между местной экономикой и предприятиями, пользующимися льготами;
Инофирмам оптимально размещать свои предприятия и виды деятельности.
На практике иногда наблюдается сочетание обоих подходов. Это практикуется в первую очередь в небольших странах, которые могут предоставлять статус зоны предприятиям, расположенным в любом районе страны.
Специализация СЭЗ определяется при ее создании и отражается в технико-экономическом обосновании. В дальнейшем зона функционирует на основе собственной программы развития с расчетом на расширение специализации и, если это оправдано, - территории. В этом случае также допускается распространение зоны на внезональные предприятия, являющиеся поставщиками или клиентами предприятий или объектов СЭЗ.
Что касается такой формы СЭЗ, как научно-промышленные парки, то в настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». По оценкам западных специалистов, наиболее успешно функционируют НПП «Зеленоград» и «Дубна». Эффективное функционирование НПП в России сдерживается отсутствием существенной поддержки со стороны государства, тогда как наиболее успешно действующие зарубежные технопарки находятся именно в тех странах, где правительство поддерживает темпы НТР в стране и во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям НТП.
Необходимо отметить и еще одну важнейшую функцию НПП - сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Данная ситуация - следствие постепенного разрушения научно-технического потенциала России, отсутствия спроса на высококвалифицированных и талантливых ученых и специалистов.
Активное включение России вмеждународный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценкам специалистов, Россия лидирует среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний. На сегодняшний день в мире насчитывается около 3 млн оффшорных компаний, из них около 60 тыс. - российские (за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определенными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г., когда в республике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому Закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
Налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калмыкии и местные бюджеты;
Сбора на нужды образовательных учреждений;
Налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
Налога на владельцев транспортных средств;
Налога на приобретение транспортных средств.
Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частями ежеквартально.
В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательным условием для такой оффшорной компании является необходимость иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.
Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994 г. постановлением Правительства РФ № 740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующие основные принципы функционирования зоны:
Денежный резерв для снижения региональных налогов создается за счет бюджетной ссуды в этом размере;
Местным властям предоставлено право самостоятельно определять порядок регистрации предприятий и определять уполномоченные банки на их расчетно-кассовое обслуживание.
Отметим, что льготами по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.
Важной особенностью ЗЭБ «Ингушетия» является то, что федеральная бюджетная ссуда предоставляется Финансовой Корпорацией «БИН», которая является официальным агентом Правительства Республики Ингушетия, а также его главным откупщиком (агент государства по сбору налогов и других обязательных платежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактически находится у Финансовой Корпорации «БИН» в доверительном управлении, что порождает определенные политические риски и ведет к угрозе дальнейшего стабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчет на долголетнее существование ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным и делает ее малопривлекательной для долгосрочных инвестиций.
Процесс формирования СЭЗ на территории России следует последним мировым тенденциям в этой сфере. Так, в Российской Федерации планируется создать эколого-экономический район «Алтай», где будет введена система ограничений режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. Правовой и экономический механизмы, режим природопользования обеспечат восстановление и сохранение экосистем, природного, исторического и культурного наследия. Предполагается сохранение генетического фонда животного и растительного мира, ландшафтного разнообразия Горного Алтая.
Таким образом, анализ деятельности СЭЗ в России показывает, что они не выполняют своей основной задачи: не являются очагами экономического роста, дающими импульс для развития других территорий. Россия допустила ошибку, объявив свободными экономическими зонами 11 регионов общей площадью 1 млн кв. км, что соответствует 7% территории страны и площади 300 СЭЗ, функционирующих во всем мире.
Иностранный капитал не стал катализатором роста даже в тех СЭЗ, где его концентрация велика. Существует ряд факторов, препятствующих притоку капитала и в совокупности формирующих инвестиционный климат:
Отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественных и иностранных компаний;
Рост социальной напряженности;
Неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспортное и гостиничное хозяйство;
Сепаратистские настроения, которые присущи некоторым руководителям регионов;
Коррупция.
В ближайшее время вряд ли можно ожидать кардинальных изменений инвестиционного климата в целом по России. Но для ограниченных территорий внутри страны эта задача вполне выполнима, и прежде всего за счет использования механизма СЭЗ. Именно они могут стать при благоприятных условиях своеобразными оазисами роста, в которых будут саккумулированы иностранные и российские инвестиции, что позволит дать импульс развитию страны в целом. Это тем более актуально, поскольку в 1997 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон «О свободных экономических зонах», который даст возможность еще более эффективно использовать данную форму международных отношений для активного привлечения в страну прямых иностранных инвестиций.
На нынешнем этапе для России наиболее оптимальной формой СЭЗ являются промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны можно будет перепрофилировать на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически они трансформируются в ЭПЗ. Кроме того, для России одной из приоритетных форм развития СЭЗ должны стать НПП, что позволило бы использовать научный потенциал и предотвратить «утечку мозгов».
В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами , в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Цели создания свободных экономических зон могут быть:
- придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение в мирохозяйственные связи , стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и .
С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:- внешнеторговые , где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
- технологические парки и технополисы , ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
- комплексные производственные зоны , ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
- , где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.
На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.
Причины создания свободных экономических зон
В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий . Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент , в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.
В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных .
В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала , технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.
Классификация свободных экономических зон
Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. | Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. | Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. | Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. | Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований. |
|
|
|
|
|
Мировой опыт создания СЭЗ
По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.
Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.
Свободные экономические зоны в экономике России
Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
- стимулирование развития регионов;
- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
- создание высококвалифицированных рабочих мест.
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов : промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :
- освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от услуг по транспортировке товаров.
В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Основные характеристики российских ОЭЗ
Место расположения ОЭЗ | Специализация ОЭЗ | Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны | |
г. Санкт-Петербург | Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. | Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета | |
г. Дубна, Московская область | Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. | 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета | |
г. Зеленоград | Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. | 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ | |
г. Томск | Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов | Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ) | |
г. Липецк | Производство бытовой техники и комплектующих к ней | 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ) | |
г. Елабуга, Татарстан | Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. | 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ) |
Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.
Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.
Сегодня вы узнаете:
- Какие СЭЗ есть в РФ;
- Какие функции они выполняют;
- Каков порядок регистрации СЭЗ.
Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.
Экскурс в историю
Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.
В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.
Что такое свободная экономическая зона
Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.
Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:
- Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
- Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
- Зоны свободной торговли.
Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».
Итак, проанализируем:
Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.
Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.
Зачем нужны СЭЗ
Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.
СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:
- Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
- Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень в производство;
- Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
- Привлечение в страну капитала из других стран.
Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:
- Льготы по налогообложению;
- Экономят на пошлинах и других видах платежей;
- Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
- Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.
Цели свободных экономических зонсостоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.
Виды свободных экономических зон
Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.
№ п/п | Наименование экономзоны | Характеристика |
1 | Промышленно-производственная | Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров |
2 | Свободной торговли | Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется |
3 | Туристическая | С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма |
4 | Сервисная | С особыми условиями осуществления финансовой деятельности |
5 | Научно-техническая | Технопарк, зона для разработок и научных исследований |
Типы свободных экономических зон
Классификаций СЭЗ фактически несколько.
Рассмотрим одну из них:
- Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
- Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
- Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
- Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
- Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
- Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.
Свободные экономические зоны в России — перечень
Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.
В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:
- Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов : отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
- «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
- Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
- «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
- Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
- ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.
В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.
На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.
Условия для полноценного функционирования СЭЗ
- Географическое положение должно быть удачным;
- Свободные площади для развития;
- Высокий уровень инфраструктуры;
- Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
- Наличие возможности развивать внешние связи;
- Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.
Принципы действия
- Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
- Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
- Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.
Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов
От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:
- Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
- Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
- Сниженными тарифами по ЖКХ;
- Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
Регистрация и порядок вступления в СЭЗ
Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.
Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:
- Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
- У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.
Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.
Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.
Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:
- Добывают полезные ископаемые;
- Заняты в игорном бизнесе;
- Выпускают подакцизную продукцию;
- Применяют .
Процедура регистрации
В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:
- Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
- Анкету;
- Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
- Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
- Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
- Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
- Копию , нотариально засвидетельствованную;
- Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
- Устав.
Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.
Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.
Льготы и преференции для резидентов
- Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
- Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
- Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
- Минимальная цена на аренду зданий и участков;
- Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
- Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
- Налог на прибыль отсутствует долгое время;
- Доступные рынки сбыта;
- Большое количество рабочих;
- Возможность не создавать профсоюзы работников.
Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.
Насколько эффективны СЭЗ в России
В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.
Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.
Заключение
СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.
Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.
Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.
Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.
Особые зоны
Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:
- промышленные;
- туристические;
- логистические;
- технологические.
Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.
Основные понятия
В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:
- особая экономическая зона;
- свободная экономическая территория;
- зона ;
- специальная экономическая зона.
Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.
Цели и условия создания ОЭЗ
Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.
Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:
- удачное географическое расположение территории;
- наличие свободных площадей для развития;
- развитая инфраструктура;
- привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
- возможность развития межрегиональных и международных связей;
- существование исторически сложившихся видов деятельности.
Зачем нужны особые зоны
Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:
- создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
- привлечение в страну иностранных капиталов;
- стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
- удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
- развитие и поддержка отечественного производителя.
Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:
- используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
- экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
- имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
- увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.
Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.
В чем заключается суть ОЭЗ?
Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.
Льготы
Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:
- привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
- инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
- незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
- упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
- доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
- доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
- сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
- наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
- открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
- долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
- проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.
Виды особых экономических зон
Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:
«Алабуга»
Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.
Специализация тут довольно разнообразна:
- производство автобусов и автомобильных компонентов;
- изготовление бытовой техники;
- изготовление мебели;
- высокотехнологичное химпроизводство;
- авиационное строительство.
На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.
Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:
- зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
- подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.
Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:
ОЭЗ «Дубна»
Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.
Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:
- городок программистов;
- площадка нанотехнологий;
- участок ядерно-физических технологий.
Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:
- проектирование сложных техсистем;
- биотехнологии;
- сложные медицинские технологии;
- информационные технологии;
- ядерно-физические и нанотехнологии.
Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.
Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:
- отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
- нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
- 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
- 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
- 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.
Также резидентам полагаются другие преференции:
- льготная аренда помещений и земельных участков;
- бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
- ускоренное оформление документов на земельные участки;
- свободная таможенная зона;
- высокоскоростные системы передачи данных.
Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.
«Алтайская долина»
ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.
Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.
Государство гарантирует значительные административные преимущества:
- невмешательство в реализацию инвестпроектов;
- упрощенный формат проверок;
- режим «одного окна»;
- оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.
Инвесторов ждут также и налоговые льготы:
- 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
- плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
- понижение ставки транспортного налога;
- снижение налога на прибыль до 15,5 %.
«Бирюзовая Катунь»
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.
Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.
«Титановая долина»
ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.
«Ульяновск»
ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:
- приборостроение, производство электроники;
- авиастроение;
- техническое обслуживание самолетов;
- производство электрооборудования;
- изготовление композиционных материалов;
- прочие отрасли машиностроения.
В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.
Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.
Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации
2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон
Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.
Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .
В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .
Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .
Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:
Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;
Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.
Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».
Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .
Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.
В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:
1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.
2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).
3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:
Таможенных (внешнеторговых);
Налоговых;
Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);
Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).
Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.
Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.
Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.