Средневековая философия и ее основные принципы презентация. Презентация: Философские школы средневековья

Средние века (Средневековье) - исторический период,
следующий после Древнего мира и предшествующий Новому
времени.
-Российская и мировая медиевистика считают началом
Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V
века (считается, что империя прекратила своё существование
4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от
престола).
-Относительно конца Средневековья у историков нет единого
мнения.
-Предлагалось считать таковым: падение Константинополя
(1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517),
начало Английской революции (1640) или начало Великой
Французской революции (1789).
-В последние годы отечественная медиевистика относит
окончание периода Средневековья к концу XV - началу XVI
веков. Однако любая периодизация Средневековья носит
условный характер.

Периодизация
Раннее Средневековье
(конец V - середина XI
веков).
Высокое или
классическое
Средневековье
(середина XI -
конец XV веков).
Позднее
Средневековье
или раннее
Новое время
(XVI-XVII века).

Теология
(греч. theología, от theós -
бог и lógos - слово,
учение), богословие,
совокупность религиозных
доктрин о сущности и
действии бога,
построенная в формах
идеалистического
умозрения на основе
текстов, принимаемых как
божественное
откровение.

Характерные черты философии Средневековья

Спиритуальный
характер
Теоцентрический
характер
Эсхатологические
черты
Традиционализм

Теоцентрический
характер,
то
есть
философия
обосновывала
основные
положения христианского вероучения и
являлась, по выражению Фомы Аквинского,
"служанкой богословия".
Спиритуальный
характер,
то
есть
интерес преимущественно к духовным
вопросам, и пренебрежительное отношение
к земному, материальному бытию.
Эсхатологические
черты предусматривающие ориентацию
на потустороннюю жизнь и грядущее
воскресение из мёртвых.
Традиционализм, то есть настороженное
отношение
к
интеллектуальным
новациям.

- Бог сотворил
мир
Бог - источник бытия, чистая
форма, наивысшая красота,
источник блага.
-Мир существует благодаря
непрерывному творению
Бога, который перерождает
всё умирающее в мире.
-Мир один и несколько миров
быть не может.

Периоды
средневековой
философии
патристика
схоластика

Патрис (лат. слово) – отцы
церкви.
Патристика – учение
христианских отцов церкви,
заложивших основы Священного
писания.

Патристика

В истории патристики выделяют несколько этапов:
Апологетика (II-III вв.)
Классическая патристика (III-X вв.)
Заключительный этап.
***
Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке,
и восточную, где произведения создавали на греческом языке.
К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория
Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Патристика

Основные сочинения
Северин Боэций
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Аврелий Августин
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной церковной иерархии
Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной
веры
Псевдо-Дионисий

Проблема теодицеи

Эпикур
Теодицея
(греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) –
букв., «оправдание Бога»,
общее обозначение
религиозно-философских доктрин,
стремящихся согласовать
идею благого и разумного
божественного управления миром
с наличием мирового зла,
«оправдать» это управление
перед лицом тёмных сторон бытия.
Цицерон
Августин
Лейбниц

Три варианта теодицеи

Зло не есть что-то самосущее,
а представляет собой просто
отсутствие (недостаток) блага.
Почему же
Бог допускает
недостаток
блага?
Никакого
зла на
самом деле
нет.
Так называемые «недостатки»
способствуют высшему благу,
мнение же о реальности зла
есть следствие абсолютизации
частной точки зрения.
Зачем же Бог
сотворил мир,
если творение
не может быть
совершенным?
Сотворённый
Богом мир есть
лучший из
возможных.
Добро, творимое свободно,
выше добра, творимого
по необходимости, зло же есть
результат злоупотребления
человеком свободной волей.

Проблема теодицеи

Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему в мире столько зла?
Выходит, что Бог
или может
уничтожить зло, но
не желает этого –
или желает
уничтожить зло, но
не может (не в силах) –
тогда Он
не всеблаг;
тогда Он
не всемогущ.
Поскольку как то, так и другое
противоречит понятию Бога,
приходится отрицать
либо
бытие Бога,
либо
реальность зла.

Добро и Зло.
Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а
ослабленное добро, необходимая ступень к добру.
Видимое несовершенство является частью мировой
гармонии и свидетельствует о принципиальной
благости всего сущего: «Всякая природа, которая
может стать лучше - хороша»
«Без зла мы не знали бы, что
такое добро.» Аврелий Августин

Аврелий Августин

-Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и
влиятельнейших отцов христианской церкви,
родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции
Нумидия, в Тагасте.
-Мать – христианка
-Отец – язычник
-Работал учителем красноречия
-Занялся деятельностью проповедника
-обучался риторике
-известные сочинения «Исповедь»,
- «О граде Божьем», «Об учители»,
- «Монологи».

«О Граде Божьем»

был написан в 413-427 годах, через
несколько лет после взятия
Рима вестготами. Это событие
оказало большое влияние на
Августина, который писал, что
земные государства
нестабильны и недолговечны по
сравнению с общностями,
созданными на основе духовного
единения. В то же время он
считал, что светская
государственная власть дана
людям свыше, чтобы в мире был
хоть какой-то порядок, поэтому
в соответствии с принципом
«Богу - богово, кесарю -
кесарево» люди должны
подчиняться законному
правителю.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух
общностей - Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий,
живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по
законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались
от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди,
входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними
качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет,
будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он
принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда.
Учение Августина о предопределении положило начало важному
направлению христианского богословия

Познание

внутреннее
чувство -
чувственное
восприятие.
ощущение -
знание о
чувственных
вещах в
результате
рефлексии
разумом над
чувственными
данными.
разум -
мистическое
прикосновение к
высшей истине -
просветление,
интеллектуальн
ое и моральное
совершенствован
ие.

Вывод:

Основные теоретические достижения Патристике
стали достоянием средневековой и византийской
теологии; при этом нужно учитывать, что в силу
ряда причин Патристике более плавно
эволюционировала к своим византийским
формам, чем западная - к схоластике.
Значительная часть энергии Патристики была
затрачена на полемическую разработку
теологической догматики и оформление
традиции, которую последующая эпоха получила
в относительно «готовом»

Схоластика – рациональный путь
познания Бога.
- знания, оторванные от жизни,
основывающиеся на отвлеченных
рассуждениях, не проверяемые опытом.

Схоластика

Схоластика явилась продолжением патристики, но таким
продолжением, которое возникло еще в период патристики,
на основе соответствующих учений и постепенно с IV в.
Стало доминировать в культуре Средних веков.

Схоластика

Для представителей схоластики была характерна вера в авторитет священного писания и авторитет
≪отцов церкви≫.В самой христианской церкви происходят крупные изменения.
Доминиканцы в дальнейшем стали главным оружием папской инквизиции.
В X-XIстолетиях нарастают разногласия между западной и восточной церквами; папы начинают
вести открытую борьбу с константинопольскими патриархами. Это привело к тому, что в 1054 г.
Произошел фактический разрыв между римско-католической и греко-католической церквами. Римскокатолическое папство явилось вдохновителем ряда крестовых походов в страны ближнего востока и в
византию.
В схоластическую философию запада стали больше, чем прежде, проникать идеи восточной, в том числе
арабоязычной, культуры.
В средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с viii в.),
Придворные, нецерковные городские школы. В XII-XIII столетиях создаются предпосылки для
формирования европейских университетов.

Схоластика

Л. Синьорелли.
«Учители Церкви».

Схоластика

Основные сочинения
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против
язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем
предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский

Проблема веры и разума

Некоторые братья часто и настойчиво
просили меня написать для них, как некий
образец размышления кое-что из того, что
я высказывал им простыми словами в
[наших] разговорах, о том, как следует
размышлять о сущности Бога и других
вещах, относящихся к размышлению
такого рода. Притом они, <…> заказали мне
такую форму этой письменной медитации,
чтобы в последней совершенно ничто не
принималось как доказанное на основании
ссылки на авторитет Писания, но чтобы
всё утверждаемое в выводе из отдельных
исследований строго последовательно
вытекало из рассуждения и было
явственным образом очевидно истинным.
Ансельм
Кентерберийский.
«Монологион».

Фома Аквинский

- родился в 1225 г.
-философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
схоластики, учитель церкви, основатель томизма,
член ордена доминиканцев.
- Начальное образование получил в монастырской
школе, учился в неапольском университете,
Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне.
Позже стал преподавателем богословия и
философии в Париже, где ранее учился. Вступил в
орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в
Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г.
Практически всю остальную часть жизни провел в
Италии, за исключением 1268-1272 гг., в течение
которых он пребывал в Париже, ведя полемику с
парижскими аверроистами относительно
интерпретации аристотелевского учения о
бессмертии активного интеллекта. Недомогание
принудило его прервать преподавание и
писательский труд к концу 1273 г
На защите
диссертации
переспорил 14
философов

О человеке и его душе

Человек - промежуточное существо между тварями (животными) и
ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его
отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек
ответствен за свои поступки.
А корень его свободы - разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень
познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются
две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела,
души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого
в созерцании Бога в загробном мире.

Познание.

Познание - есть самая благородная
деятельность человека: теоретический разум
постигающий истины, постигает и абсолютную
истину, то есть Бога.
Познание начинается с чувственного опыта под
действием внешних объектов. Объекты
человеком воспринимаются не целиком, а
частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти в
неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета
является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас во всем
своем бытии и внутри нас в качестве образа.
«Познавать всё и
сразу»

Мир – система.

БОГ
человек
живое
неживое

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Нерациональные
Свидетельство
Священного
Писания
Чудеса
(коллективный
мистический опыт)
Индивидуальный
мистический опыт
(видения, сны и т.п.)
Рациональные
Онтологическое
Космологическое
Телеологическое

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое
доказательство
Бог как
абсолютно
совершенная
сущность
Космологическое
доказательство
Каузальный
вариант
Модальный
вариант
Бог как
первопричина
(причина всех
причин)
Бог как
безусловно
необходимая
сущность
Телеологическое
доказательство
Бог как
разумный
устроитель
мира

Значит, когда «сказал безумец
в сердце своём: нет Бога» – он сказал,
что какой-то такой природы нет?
Но, конечно, этот же самый безумец,
слыша, как я говорю: «Нечто, больше
чего нельзя ничего себе представить», –
понимает то, что слышит;
а то, что он понимает, есть в его уме,
даже если он не имеет в виду, что
такая вещь существует [объективно].
И, конечно, то,
больше чего нельзя себе представить,
не может быть только в уме.
Ансельм Кентерберийский.
«Прослогион».
Ибо если оно уже есть по крайней
мере только в уме, можно
представить себе, что оно есть
и в действительности, что больше.

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Бог
(по определению)
есть абсолютно
совершенная
сущность,
т.е. сущность,
которой присущи
все совершенства
(все блага
в превосходной
степени).
Все
блага
присущи
Богу
Бытие
есть
благо
Следовательно,
Бытие
присуще
Богу

Баба Яга
(по определению)
есть не вполне
совершенная
сущность,
а именно:
сущность,
которой присущи
все совершенства
(блага),
кроме доброты
и красоты.
Все
блага, кроме
присущи
доброты и
красоты,
Бабе Яге
Бытие
благо,
отличное от
доброты и
красоты
есть
Следовательно,
Бытие
присуще
Бабе Яге

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Баба
Яга
есть
колдунья
старая
злая
хромая («костяная
нога»)
живущая в избушке
на курьих ножках
летающая в ступе
существующая

Космологическое доказательство Каузальный вариант

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах
последовательность производящих причин;
однако невозможно, чтобы вещь была своей
собственной производящей причиной.
Невозможно также, чтобы ряд производящих
причин уходил в бесконечность, ибо в таком
ряду начальный член есть причина среднего,
а средний – причина конечного.
Устраняя причину, мы устраняем и
следствия. Если в ряду производящих
причин не станет начального члена,
не станет также конечного и среднего.
Но если ряд производящих причин уходил
бы в бесконечность, отсутствовала бы
первичная производящая причина, а с нею –
и промежуточные, и конечное следствие.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Поскольку это очевидным образом ложно,
необходимо положить некоторую
первичную производящую причину,
каковую все именуют Богом.

Если всё должно иметь причину,
то должен иметь причину и бог.
Если же может существовать нечто,
не имеющее причины,
то этим нечто сама природа
может быть ничуть не хуже бога,
так что аргумент первопричины
абсолютно недействителен.
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

По своей природе
аргумент первопричины
ничем не отличается от воззрения
того индуса, который считал, что
мир покоится на слоне,
а слон – на черепахе;
когда же индуса спрашивали:
«А на чём же держится черепаха?» –
тот отвечал: «Давайте поговорим
о чём-нибудь другом».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Закон причинности
не столь податлив, чтобы
позволить пользоваться им,
как извозчиком, которого,
доехав до места назначения,
отправляют домой.
Он больше похож на оживлённую
гётевским учеником чародея метлу,
которая, однажды приведённая
в действие, не перестаёт носиться
и мести, и остановить её может
только сам старый чародей.
Артур Шопенгауэр.
«О четверояком корне
закона достаточного
основания».

Космологическое доказательство Модальный вариант

Мы обнаруживаем среди вещей такие,
которые возникают и гибнут, из чего
явствует, что для них возможно
и быть, и не быть.
Но коль скоро нечто может перейти в
небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;
и если же всё может не быть, когда-нибудь
в мире ничего не будет.
Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,
ибо если бы не было ничего сущего,
невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы.
Поскольку это очевидным образом ложно, не
всё сущее случайно, но в мире должно быть
нечто необходимое. А всё необходимое либо
имеет внешнюю причину, либо не имеет.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
И так как ряд внешних причин, обусловливающих друг друга, уходит в бесконечность,
необходимо положить некую необходимую
самое по себе сущность; это и есть Бог.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые
разума, каковы природные тела,
подчиняются целесообразности.
Это явствует из того, что их действия или
всегда, или в большинстве случаев
направлены к наилучшему исходу.
Отсюда следует, что
они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей.
Поскольку же сами они лишены разумения,
они могут подчиняться целесообразности
лишь постольку, поскольку их направляет
некто одарённый разумом и пониманием.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Следовательно, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит
в природе; и его мы именуем Богом.

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

Неужели вы думаете, что если бы
вас наделили всемогуществом и
всеведением да ещё дали бы
в придачу миллионы лет,
чтобы совершенствовать
созданный вами мир,
то вы не смогли бы создать
ничего лучшего,
чем ку-клукс-клан, фашисты
или мистер Уинстон Черчилль?
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Вывод:

Причины падения схоластики, - возбуждение
интереса к изучению природы и возрождение
знания древности.
Теологический характер обучения ещё
господствовал в школе; все учреждения, влияние
которых отражалось на направлении умов, были в
ведении церкви: только благодаря тому, что
схоластика сама в себе распадалась, могло взять
верх другое направление.

ВЫВОД:

Средневековье - это господство религиозного
мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её
основная функция - истолкование Священного
Писания, формулировка догматов Церкви и
доказательство бытия Бога.
Попутно развитие получила логика,
осуществлялась разработка понятия личности
(спор о различии ипостаси и сущности) и спор о
приоритете единичного или общего (реалисты
и номиналисты)

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Предпосылки зарождения средневековой философии. Тертуллиан из Карфагена: вера против разума. Схоластика: от неоплатонизма до "христианского аристотелизма". Умеренный номинализм Пьера Абеляра. Умеренный реализм Фомы Аквинского. Апологетика и патристика.

    реферат , добавлен 12.03.2016

    Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Построение теории познания на основе учения о реальном существовании всеобщего. Антропология Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Особенности позиций реализма и номинализма в средневековой философии. Теория двойственной истины как форма существования в средние века. Воззрения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. Уильям Оккам и Дунс Скотт как родоначальники теории двойственной истины.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Краткие сведения о жизни и деятельности Фомы Аквинского. Предпосылки учения Фомы Аквинского. Сущность, значение и природа возникновения государства по Аквинскому. Обоснование превосходства папской власти Аквинским и его значение для католической церкви.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе. Основные черты философии средневековья. Теория познания и этика средневекового философа. Пять доказательств бытия Бога. Политика и зарождения новых способов миропонимания.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    Философско-религиозная мысль Средневековья, поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, самосовершенствование человека. Характеристика религиозно-философских воззрений Августина и Фомы Аквинского, средневековой философии мусульманского Востока.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

Слайд 2

Литература:

Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот. Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая философия. – С.365-582. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.

Слайд 3

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.

Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д. «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы; страдание как путь познания Бога; «чудо» как видимое проявление воли Бога; аскетизм; молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения; исповедь и покаяние как христианское таинство.

Слайд 4

Наиболее яркие представители средневековья:

Тертуллиан Карфагенский (160-220); Августин Блаженный (354-430); Боэций (480-524); Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274); Пьер Абеляр (1079-1142); Уильям Оккам (1285-1349)

Слайд 5

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 6

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии и литературе; предложил линейное представление о времени; обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Слайд 7

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 8

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизировал схоластики; автор неотомизма; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 9

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 10

Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.): Мутакаллимы – сторонники радикального ислама, основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.); Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина; Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.

Слайд 11

Арабская философия IX–XV вв.

Особенности: усиление материалистических идей, развитие медицины; заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в арабо-греческую.

Слайд 12

Представители арабской философии:

Аль-Кинди (800-879) Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) Аль-Фараби (870-950) Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038) Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) и другие.

Слайд 13

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)

Ибн-Сина – ученый-энциклопедистсоздал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240; создал около 50 трудов по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др. дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения; пытался отделить философию от теологии.

Слайд 14

Значение философии средневековья:

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.

Посмотреть все слайды


Философские школы средневековья

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога .

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов .

Реалисты –утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).

Номиналисты - считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на четыре природы:

Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия–только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр(1079–1142)–французский философ и теолог. Происходил из богатой семьи, стал отличным полемистом(диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл). Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

Патристика- христианское богословие, 2–8 вв.

Возникло феодальное общество(крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением

Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики»(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия, но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако, наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.

Склонна к софистике и догматизму.

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии

Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Христианство завоевало свое место под солнцем в борьбе с язычеством. «Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм, теодиция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви, зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианской культуры(даже атеисты).

Христианство возникло не на пустом месте, оно связано с восточными религиями. «Ветхий завет» одинаково почитается иудеями и христианами. Христианство получило распространение в римской империи(Иисус–еврей). Римская культура–наследник греческой философии, поэтому распространение среди язычников(многобожников) требовало специальной подготовки кадров. Внутри самого христианства стали возникать различные течения(еретические).

Основная проблема отцов церкви–единство христианского учения. Библия относится примерно к 87 г(ее написание). До этого она передавалась устно. Каждая христианская община по-своему трактовала Евангелие.

Основные течения в христианстве того периода: движение гностиков и манихеев.

Гностики(«гнос»–познающие). В его основе–священное писание, упор на Евангелие. Античная, восточная философии оказали большое влияние.(Неоплатонизм: бог–единая, самодостаточная, вечная, первоначальная сущность. Он переполняет себя, изливаясь на мир и образуя другие сущности–ангелов, людей и т.д. Восточные религии: мир–единство двух начал- света и тьмы, добра и зла. Одна сила либо побеждает, либо побеждают ее. Этим объясняли голод, войны, мир). Христиане позаимствовали эту часть учения(первые силы–светлые- соотносили с богом, вторые–темные- с дьяволом).

Гностики считали, что душа человека первоначально греховной не является, в ней сталкиваются силы добра и зла. Чтобы человек занял чью-либо позицию, он должен знать, что такое добро и зло(идея Сократа). Познание возможно в религиозном экстазе. Третий(священник) в этом процессе был лишним. Это стало причиной их гонения(признали еретиками).

Откуда зло, ели бог всемилостив? Гностики первые подошли к святой двоице: первый бог–отец–создал мир, добро и зло; второй –бог–сын–спаситель человечества, он искупил первородный грех(Ева и Адам, вкусив древо познания, приблизились к богу и людей обрекли на страдания). И не надо путать одно с другим.

Манихеи тоже опирались на зороастрицм, соотнося свет с богом, а тьму с дьяволом. Материальное начало в человеке(плоть)–от дьявола, его нужно подавить, чтобы прийти к богу. И в этом учении служители культа исключались.

Аскеза–подавление плоти, ее умерщвление–стала началом монашеского течения в христианстве.

Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога, бессмертие души и т.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан (3 век). Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственный способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии, как разум вере.

Для пропаганды христианства нужен был набор основ, догм, понятный всем. Каподокийские отцы церкви(два Григория и Василий Великий) занимались этой проблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе:

Догмат о сотворении мира.

Догмат о богочеловеке Христе.

Догмат о первородном грехе.

Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трех ипостасях, неравных друг другу).

Толкование последнего догмата стало причиной разделения церкви на католическую и православную. Католики считали, что святой дух исходит от бога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца.

Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился в Северной Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи А.А.:

В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола.

Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле–основа волюнтаризма (воля–первом месте, стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более популярным и доступным. Спасение- в руках человека(он волен выбирать добро).

Учение Фомы Аквинского об эссенции и экзисенции, вере и знании(расцвет схоластики).

Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученик Альберта Великого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладал энциклопедическими знаниями.)

Перед католическими теологами руководством церкви была поставлена задача выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновывает единство веры и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции), сумма теологии.

Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя- как пассивное.

1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи.

2-ой- растение

3-ий- животный мир

4-ый- разумная душа.

Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.

Ф.А.–имел ангельский характер. Родился в знатной семье, не был старшим сыном и поэтому не наследовал титул и землю по праву майората. Благодаря этому правилу появилось рыцарство(система определенных нравственных ценностей, изобретенная людьми, которые не имели ничего, кроме благородного происхождения). Ф.А. учился в монастырской школе при ордене св. Бенедикта. В 17 лет решил посвятить себя богу и вступил в Доминиканский орден. Орден готовил преподавательские кадры и соблюдал чистоту христианства. Ф.А. послали в Кельн на стажировку. Альберт Великий передал Ф.А. свои универсальные знания. Затем Ф.А. переехал в Париж, где и создал свое учение(«томизм»).

Ф.А.–умеренный реалист. Универсалии–самостоятельные сущности, существуют трояко:

До вещей–как мысль бога

В вещах–то, что дано в определении вещи(определение и есть универсалия)

После вещей–в человеческом сознании(логическое мышление)

Ф.А. утверждал, что самое истинное бытие–бог, он–самая совершенная реальность.

Эссенция каждой вещи выражена в ее определении, экзистенция–существование каждой вещи. В Боге эссенция и экзистенция совпадают. Он самодостаточен. Это самое общее понятие, определить его через другие понятия нельзя. В других вещах сущность и существование не совпадают(вещь нельзя определить через саму себя: дерево–деревянное–глупость, они имеют свое порождение чем-либо: бог–причина всех вещей).

Бог обладает простым бытием, а все остальное–сложным. Ф.А. пытался логически доказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранить противоречие между верой и разумом:

Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог.

Доказательство из сущности действующей причины(причина не может быть причиной самой себя, нужна первопричина)

Взаимоотношение случайного и необходимого(все происходит по- необходимости и первая из них–Бог).

Степени сравнения качества(самая высшая степень качества–Бог, он самый добрый; зло–низшая степень добра и т.д.)

Телеологическое доказательство(телеология–учение о целесообразности; в мире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог).

Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера, надежда, любовь+четыре античных добродетели: справедливость, мудрость, мужество, умеренность.

Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского знания. Философия эпохи зрелого средневековья, начиная сXI–XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Общая характеристика эпохи

  • После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: - Апологетика - Патристика - Схоластика Характерные черты средневековой философии: Характерные черты средневековой философии:
  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
  • сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
  • теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Апологетика
  • Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв.
  • Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
«Верю, потому что абсурдно» Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160- после 220 н. э.). Патристика
  • Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
  • Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
  • троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
  • природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • соотношение свободы и благодати;
  • отношение веры и разума.
«Верую, чтобы понимать» Августин Блаженный (354 – 430) Схоластика
  • Само слово происходит от (schola) -школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось экзегезой, толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все "за" и "против" (pro и contra), "sicetnon" (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение, выяснялась природа речи. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов.
«Сумма теологии» Фома Аквинский (ок. 1226-1274)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.