Где жила ф г раневская. Трагическая судьба фаины раневской

Полное имя: Фаина

Церковное название: Фаина

Значение: от древнегреческого имени Фаэйне (Фаини) - «сияющая», «блестящая»

Значение имени Фаина – толкование

Как утверждают профессионалы, имя Фаина — это имя греческого происхождения, а в переводе с греческого имя Фаина (Φαεινή) означает «сияющая». Как и другие греческие имена, имя Фаина пришло в русскую культуру вместе с принятием христианства на Руси. На сегодняшний момент имя не пользуется особой популярностью и скорее относится к разряду редких имен. Имеет значение «солнечная заря». Очень красивое имя, распространенное в западных и восточных странах.

Имя Фаина на других языках

Астрология имени Фаина

Благоприятный день: среда

Через года

Маленькая Фаина – очень подвижная, энергичная девочка. Непоседа, любит возиться с другими малышами, придумывая множество игр для друзей. Очень добрая, но чувствительная и ранимая, ее легко довести до слез. Никогда не скучает, постоянно что-то рисует или лепит из пластилина, с удовольствием занимается музыкой. В школе учится хорошо.

На то, чтобы сделать уроки, ей требуется очень мало времени, поэтому его всегда хватает на посещение всяких творческих кружков и спортивных секций. Очень самолюбива. Чтобы из девочки не вырос маленький тиран, родителям следует прививать ей терпимость. Имя Фаина — живая, веселая девочка, настолько подвижная, что, кажется, находится в двух местах одновременно. Она покладистая, не спорит по пустякам.

Любить играть с детьми, особенно меньше себя. У нее есть педагогические наклонности, дети ее слушаются, она придумывает им самые разные занятия. Фаина очень способная, наблюдательная девочка. Какой из талантов, которыми наградила природа Фаину, раскроется впоследствии, зависит от воспитания. Она может красочно описать события, рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, подмечает характерные особенности людей и очень похоже их копирует. В школе учится хорошо, но ходить в школу не любит. Фаина мягкая по характеру, она порой беззащитна перед детской жестокостью. Впрочем, чем Фаина старше, тем лучше она может постоять за себя.

Взрослеющая Фаина стремится всегда быть в центре внимания. Очень отзывчивая, постоянно стремится кому-то помочь. Чувственная, духовная, доброжелательная натура, хотя «во спасение» может немного приврать. Импульсивная, чрезмерно возбудимая и независимая девушка. Не умеет таить зла, поэтому, несмотря на обидчивость, быстро прощает. Любит общение, очень красочно умеет описывать события, смешно копирует людей. Иронична, остра на язык. Умеет постоять за себя и не даст в обиду других. У нее есть поклонники, но она не спешит к ранним отношениям с молодыми мужчинами.

Прежде всего, стоит отметить предрасположенность Фаины к таким чертам характера, как энергичность, неуравновешенность, доброта, импульсивность и отзывчивость. Сама по себе это натура очень противоречивая, но способная самостоятельно изменить собственный характер, если захочет этого.

Взрослая Фаина – человек чрезвычайной доброты, который будет лучшим другом. Придет на помощь в любой ситуации. Но не забудет и о себе, ведь ее самолюбие весьма болезненное. По темпераменту – меланхолик. Интроверт. Но умеет находить общий язык со всеми людьми. Имеет прекрасное чувство юмора, которое позволяет стойко переживать тяготы мира.

Порой саркастична и цинична, но это самозащита ранимой души. Может показаться инертной, но это очень энергичная женщина, порой склонная к необдуманным поступкам, о которых впоследствии сожалеет. Предпочитает мужское общество. Не выносит скуки. Как правило, Фаина наследует своего отца не только в плане внешности, но и по характеру. Однако от матери вполне может перенять импульсивность. Очень часто Фаина совершает необдуманные поступки, о которых потто жалеет. Она – типичный представитель человека настроения. Сама по себе Фаина не является миниатюрной, а потому, может быть пассивной, медлительной.

Характер Фаины

Добрая, незлобивая, с отличным чувством юмора. Сострадательная, чувствительная, дружелюбная, миролюбивая. Высокодуховная личность. Независимая и активная. Усердная, очень порядочная. Не боится трудностей, обладает организаторскими способностями. Решает любые проблемы.

Девочка Фая обычно растет доброй и покладистой, немного стеснительной с незнакомыми людьми, но совершенно свободной, веселой и общительной с близкими и теми, кому она доверяет. Очень важный момент в воспитании маленькой Фаины: девочка в ответ на критику только замыкается в себе, а похвалу воспринимает как стимул для дальнейшего развития.

Фаина – мнительный и достаточно нервозный человек. Немногие знают, что она крайне зависима от мнения окружающих. Доходит до того, что порой некоторые поступки Фаина совершает только потому, что знает, насколько хорошо их воспримут окружающие. Для нее, действительно, важно мнение людей, и порой это может помешать ей стать успешной.

С Фаиной очень сложно общаться, поскольку во всех вопросах она начинает заходить издалека, обсуждая вещи, которые совершенно не относятся к сути дела. Однако стоит заметить, что в течение жизни Фаина, действительно, делает все, чтобы стать лучше и изменить себя. Другое дело, что это ей не всегда удается.

Судьба Фаины

Судьба не слишком благосклонна к этой доброй и отзывчивой женщине, но чувство юмора не дает впасть в депрессию. Достаточно сильная личность, способная справляться с любыми трудностями. Очень остро реагирует на несправедливость, защищает всех обиженных и помогает страдающим, поэтому быть ее подругой – большая удача.

Под влиянием сиюминутного порыва может совершать необдуманные поступки. В ее душе зреет печаль, которая накапливается к зрелому возрасту и часто выливается в избыточный вес. В брак вступает поздно и только один раз. Крайне редко идет на развод. Если совместная жизнь ее не разочарует, а муж не станет изменять, найдет в семье свое утешение. Будет очень хорошей матерью и верной женой.






Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Обладает творческими способностями, хороший организатор. Имеет редкий талант к общению с людьми, который должен быть реализован в полной мере, поэтому Фаина прекрасно справляется с ролью воспитателя в детском садике, преподавателя, доктора-педиатра, торгового работника, общественного деятеля или парикмахера. В любой сфере успех ей обеспечен. Может стать неплохим руководителем, но для нее важна не карьера, а возможность заниматься любимым делом. Деньги использует для удовлетворения своих прихотей.

Свои личные проблемы Фаина обычно ни с кем не обсуждает. Но она способна говорить на другие темы, а потому, в компании Фаину очень любят и уважают. В нумерологии значение имени Фаина определяется числом 4, которое гарантирует обладательнице успех в сферах науки и техники.

Брак и семья

Замуж выходит только по любви и довольно поздно. Не слишком аккуратная хозяйка. Не любит заниматься уборкой и мыть посуду. Ее дом обставлен со вкусом, ведь Фаина любит красивые, ценные вещи, но в нем почти всегда царит творческий беспорядок. Зато с ней никогда не скучно и всегда интересно. Ее муж прощает небрежности в ведении хозяйства за добрый и веселый нрав. Очень вкусно готовит и любит гостей. Обожает и жалеет детей, но воспитывает их в строгости.

Наиболее комфортно Фаина чувствует себя именно в обществе мужчин, а вот, дамское общество приводит к тому, что Фаина замыкается в себе. Замуж она выходит достаточно поздно и, как правило, до 25 лет точно ощущает себя ребенком, не думая о браке. Семейная жизнь не дарит счастья Фаине, хотя в браке она старается быть отзывчивой и доброй. Однако отношения с супругом упорно не складываются, и часто Фаина выходит замуж несколько раз. Когда у Фаины появляются дети, она старается уделить им максимум своего внимания. Порой забрасывает карьеру и концентрируется на доме. Недостаток Фаины – неаккуратность. Ей сложно дается ведение домашнего хозяйства.

Секс и любовь

Импульсивная и влюбчивая Фаина легко увлекается, поэтому часто разочаровывается. Но личными проблемами не делится ни с кем. Не спешит с добрачными сексуальными связями. Без взаимности в интимные отношения не вступает. Полностью открывается только любимому человеку. В сексе страстная, нежная и ласковая. Доверие и понимание ценит превыше всего. Любви отдается целиком и полностью. Свою личную жизнь всегда тщательно скрывает.

Несмотря на то что Фая поддерживает отношения со множеством знакомых обоих полов, в качестве друзей она предпочитает мужчин. В части же романтики она легко флиртует, но не спешит сокращать дистанцию между собой и поклонником. Секс, не подкрепленный искренними чувствами, для Фаины - нонсенс.

Здоровье

Здоровье у Фаины скорее хорошее и она болеет заметно реже других детей. Девочка любит гулять на открытом воздухе, причем заметно это становится почти сразу после рождения. Девочка удивительно спокойно спит на улице в коляске. Так же надо отметить спортивную предрасположенность Фаины.

Она достаточно одаренный в этом плане ребенок, а если уделит спорту достаточно внимания, то может достичь серьезных результатов. Правда профессиональных спортсменок среди обладательниц имени немного. Необходимо соблюдать диету, что представляет определенную сложность при ее телосложении. При отсутствии чувства юмора возможны нервные расстройства и депрессии.

Увлечения и хобби

Почти все свободное время посвящает семье и друзьям. Очень любит читать. Иногда пробует себя в качестве писателя. Страстный поклонник кино: обожает мелодрамы, приключения и комедии. И в детском, и даже в подростковом возрасте Фаня доверчива – она доверяет людям чаще, чем они того заслуживают.

Родителям нужно постоянно и очень аккуратно направлять свою дочь в процессе обучения пониманию человеческой натуры. Это необходимо, потому что Фая очень болезненно переносит ложь и несправедливость, и умение определять людей, которым не стоит доверять, будет очень нужным для нее в жизни.

«Талант - это неуверенность и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».
Ф.Г. Раневская.


Настоящая фамилия Фаины Георгиевны - Фельдман. Родилась великая актриса 27 августа 1896 в городе Таганроге. Отец ее, Гирши Хаймович, был зажиточным купцом, владельцем магазина и фабрики сухих красок, имел несколько домов, а также пароход «Святой Николай». Все это обеспечивало семье безбедное существование. В семье Фельдманов было пятеро детей: две девочки (младшая Фаина и старшая Изабелла) и три мальчика. Младший брат Фаины, Лазарь, умер, когда ей исполнилось пять лет.

В родительском доме будущая актриса чувствовала себя потерянной и одинокой. Отчасти, это происходило от того, что она заикалась, отчасти от ее повышенной ранимости и сложных отношений с отцом. Известно, что Гирши Хаймович говорил о своем ребенке: «Фанечка у нас далеко не красавица, к тому же заикается. Бедное дитя».

В 1904 году родители отправили младшую дочь в известную Мариинскую гимназию для девочек. Училась юная школьница плохо, сложнее всего Фаине Фельдман давалась арифметика. С трудом окончив младшие классы, она стала просить отца позволить ей домашнее обучение. Дальнейшее ее образование было типичным для детей состоятельных семей того времени - основной акцент делался на пении, музыки и иностранных языках. Однако с детства будущая актриса обожала читать, а в четырнадцать лет пришло увлечение театром. Фаина посещала все городские спектакли, самое большое впечатление оказал на нее спектакль по пьесе Чехова «Вишневый сад» в постановке Станиславского. Любопытно, что и псевдоним себе Фаина Георгиевна позднее выбрала по фамилии одной из героинь пьесы.

Вскоре юная девушка уже твердо решила стать актрисой. Для этого она стала заниматься в одной частной театральной студии. Главной ее целью являлось преодоление заикания. Также на занятиях Фаина Георгиевна изучала сценическую речь, училась правильно двигаться. Ее родители, Гирши Хаймович и Милка Рафаиловна, снисходительно относились к увлечению дочери, но лишь до той поры, пока она не объявила, что всерьез хочет стать профессиональной актрисой. В доме разразился крупный скандал. Однако Фаина Георгиевна была непреклонна в своем решении, и в 1915 году одна отправилась в Москву, чтобы продолжить учиться актерскому мастерству.

Так просто сбыться мечтам девушки было не суждено. Ни в одну из столичных театральных школ ее ни приняли «по неспособности». Тогда Фаина Георгиевна стала посещать частное заведение. Денег на оплату катастрофически не хватало, и Раневской пришлось оставить и эту попытку стать актрисой. В трудную минуту она познакомилась с Екатериной Гельцер. Встреча произошла у колонн Большого театра, где в ожидании своего кумира собралось множество поклонников знаменитой балерины. Улыбаясь, Екатерина Васильевна спросила: «Кто здесь самый замерзший?». Самой замерзшей оказалась Фаина Георгиевна. Впоследствии Гельцер представила ее многим своим друзьям - известным деятелям искусства и культуры той эпохи, среди которых были: Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Вместе они ходили во МХАТ на спектакли, Екатерина Васильевна помогла Раневской устроиться в массовку Летнего театра в поселке Малаховка, лежащем в десяти километрах от Москвы. Для Фаины Георгиевны было огромным счастьем оказаться рядом с популярнейшими актерами: Мариусом Петипа, Ольгой Садовской, Илларионом Певцовым. К слову, именно Илларион Николаевич первым предсказал, что Раневская станет выдающейся актрисой.

В 1916 году после окончания театрального сезона Фаина Георгиевна осталась без работы. Так начались ее скитания по различным провинциальным театрам. Раневская посетила Керчь, Феодосию, Кисловодск и Ростов-на-Дону. Мать втайне от отца отправляла дочери денежные переводы. А в 1917 году состоятельная еврейская семья Фельдманов была вынуждена бежать от революции, не сулившей ей ничего хорошего. Эмигрировать они решили на своем собственном теплоходе. Вместе с родителями в путь отправился их сын Яков (второй сын Рудольф служил белым офицером и погиб во время Гражданской войны), однако младшая дочь ехать за границу категорически отказалась - Раневской было невыносимо расставание с горячо любимой родиной. О моменте расставания она писала: «Мама плакала, я тоже, но решения своего изменить не могла. Мне было страшно и мучительно больно, но я упрямилась как телеграфный столб. И, наконец, я осталась одна без каких-либо средств к существованию». Спустя годы актриса рассказала о причинах своего упрямства: «Осталась по двум причинам: не представляла без театра своей жизни, а русский театр - лучший в мире. Но это не основное. Как можно оставить землю, где похоронен Пушкин, где каждое дуновение ветерка наполнено талантом и страданием твоих предков!».

В 1918 году в Ростове-на-Дону Фаина Георгиевна познакомилась с Павлой Вульф - женщиной, ставшей ее верным другом и наставницей на всю дальнейшую жизнь. В те годы Павла Леонтьевна уже являлась именитой провинциальной актрисой. Она вспоминала, как один раз после спектакля к ней в раздевалку ворвалась «рыжая нескладная девица», начав сразу же выказывать свое восхищение и просить помочь ей стать актрисой. Раздраженная подобным поведением незнакомки Вульф порекомендовала ей выучить из предложенной пьесы любую роль на собственный выбор. Раневская отдала предпочтение персонажу итальянки.

Дабы избежать провала и прекрасно осознавая, что это ее единственный шанс, Фаина Георгиевна разыскала в городе булочника-итальянца и усердно репетировала с ним более недели. Когда она выступила перед Вульф, та быстро поняла, что встретила настоящий талант. На тот момент ее труппа отправлялась в Крым, и не было никакого способа устроить Раневскую. И тогда Павла Леонтьевна приняла единственно возможное решение - взяла девушку к себе. С той поры Фаина Георгиевна являлась как ее ученицей, так и полноправным членом семьи. Раневская говорила: «Я не стала бы актрисой без ее поддержки. Она научила меня быть человечной. Научила работать, работать и работать…. Никаких сборищ с анекдотами, вином и блудом, никаких ночных посиделок с актерской братией… Она водила в музеи смотреть то, что для меня создавало смысл бытия. Она запрещала просто читать книги, она давала вкусить лучшее в мировой литературе». Став известной, Фаина Георгиевна ни от кого не терпела замечаний, кроме Вульф, и только ей доверяла в полной мере. Раневская обожала Алексея Щеглова - внука Павлы Леонтьевны - и ласково звала его «эрзац-внуком». Умерла Павла Вульф в 1961 году на руках у Раневской, для которой ее смерть стала сильнейшим потрясением - она бросила даже курить, хотя пятьдесят лет своей жизни не могла обойтись без сигареты.

Страшные годы Гражданской войны застали Фаину Георгиевну в Крыму. Власть здесь менялась постоянно, Крым переходил от белых к красным, от махновцев к зеленым, и было невозможно угадать, что произойдет завтра. Воспоминания о тех тяжелых днях, о голоде и бесконечных расправах преследовали актрису всю жизнь. Во многом из-за этого она впоследствии никак не могла закончить мемуары, в итоге разорвав все тетради с записями. Правда была слишком страшна, а врать ей не хотелось. Фаина Георгиевна рассказывала: «В Крыму был ад. Шли в театр, старались не наступать на покойников. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел - от голода, от холеры, от тифа».

Выжить в эти годы семье Павлы Вульф во многом удалось благодаря помощи замечательного русского драматурга Максимилиана Волошина. Он приходил к ним по утрам с небольшим рюкзаком за спиной. Там у него лежали хлеб, небольшие рыбешки и касторовое масло, в котором рыбу и жарили. Теплые воспоминания о Волошине Раневская пронесла через всю жизнь: «Мне не попадались люди его ума, его знаний, какой-то неземной доброты. У него была виноватая улыбка, словно всегда хотелось кому-то помочь. В его полном теле была добрейшая душа, нежнейшее сердце».

В это время в творческой карьере Раневской наметились кое-какие перемены. Стараниями Павлы Леонтьевны она была принята в Театр актера, режиссером которого являлся Павел Рудин. Дебютом Фаины Георгиевны стала роль Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Затем она сыграла в спектаклях «Без вины виноватые», «Последняя жертва», «Гроза». Одной из лучших стало ее исполнение роли Шарлотты в «Вишневом саду». В 1925 году Раневскую и Вульф приняли в состав передвижного Театра Московского отдела народного образования. К сожалению, эта работа оказалась недолгой - театр закрылся, и девушкам снова пришлось возвращаться в провинцию. Опять последовала смена трупп, поработали они в театрах Баку, Смоленска, Сталинграда и Архангельска. Их скитания продолжались до того момента, пока Раневская не отправила письмо Александру Таирову - режиссеру Камерного театра в Москве. Артисткой этого театра она и стала в 1931 году, именно тогда начался «московский» период ее жизни, а также кинематографическая карьера.

Кинодебют Раневской состоялся в 1934 году в фильме «Пышка» Михаила Ромма, поставленному по новелле Мопассана. В дальнейшем Ромм, тогда еще только начинавший свою деятельность, стал любимым режиссером актрисы. Она писала: «Такого доброжелательного педагога-режиссера я не встречала более. Его подсказки, советы были необходимы и точны. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за помощь, которую он мне оказал в работе над ролью…». Фаина Георгиевна получила роль госпожи Луазо, и сыграла ее великолепно. Приехавший в Советский Союз популярный писатель Ромен Роллан, увидев фильм, был от него в восторге, а среди актеров в первую очередь выделял именно Раневскую. Он попросил показать фильм во Франции, и там «Пышка» также имела огромный успех. К слову, картина была немой, однако, чтобы прочувствовать свою роль, Раневская выучила на языке оригинала все фразы своей героини. Условия съемок также были тяжелыми - температура в павильонах была как в морозильных камерах, Фаина Георгиевна страдала от непривычной для нее суеты и шума, постоянно возникающего беспорядка. По окончании съемок Раневская приняла решение никогда больше не появляться в кино, однако, к счастью для зрителей, свое обещание не сдержала.

В молодости Фаина Георгиевна была страстной поклонницей актера Василия Качалова. Вскоре после того, как она познакомилась с этим талантливым актером, они стали хорошими друзьями. Зная о ее желании устроиться на работу в Художественный театр, Качалов организовал Раневской встречу с его основателем Владимиром Немирович-Данченко. Перед долгожданной беседой актриса сильно волновалась. После того как Владимир Иванович сообщил Раневской, что подумывает о том, чтобы включить ее в театральную труппу, Фаина Георгиевна, вскочила со стула и бросилась благодарить мэтра. Взбудораженная она перепутала его имя и отчество: «Дорогой Василий Степанович, я так тронута». Уже понимая, что что-то не так, Раневская залилась слезами и, не простившись, выбежала из кабинета. Качалов, узнав о случившемся, отправился к Немирович-Данченко, прося еще раз принять актрису. Но режиссер ответил Василию Ивановичу: «Нет, и не просите. Она же, извините меня, ненормальная. Я боюсь ее».

В 1935 году из-за нехватки ролей Фаина Георгиевна покинула труппу Камерного театра и перешла в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть главную героиню пьесы Горького «Васса Железнова», затем Оксану в «Гибеле эскадры» по пьесе Корнейчука и сваху в спектакле «Последняя жертва» по Островскому. А в 1937 году Раневской присудили звание заслуженной артистки СССР. В 1939 она получила предложение из Малого театра. Отпускать ее со старого места не хотели, однако для Фаины Георгиевны было огромной честью выступать на сцене, где когда-то играла сама Ермолова. Со скандалом она ушла из театра Красной Армии, однако, как вскоре выяснилось, старейшины Малого театра воспротивились приходу новой актрисы, и Раневская осталась без работы.

К счастью, в то время она была востребована в кино. Фаина Георгиевна сразу снялась в трех фильмах: «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и «Подкидыш». Роль самоуверенной дамы из последней киноленты подарила Раневской всенародную любовь. Для комедии Татьяны Лукашевич актриса самостоятельно придумала ряд фраз. Одна: «Муля, не нервируй меня!» - преследовала ее потом всю жизнь. Многие люди, встречая Фаину Георгиевну, в шутку говорили ей слова, которые, по идее, предназначались подкаблучнику-мужу, а не героине самой Раневской. Это раздражало актрису, впоследствии возненавидевшей роль, принесшую ей популярность. Существует , что в 1976 году Леонид Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, вместо приветствия выкрикнул: «Муля, не нервируй меня!». Раневская мгновенно отреагировала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или хулиганы, или мальчишки». Смутившись, генсек только и произнес: «Простите, я очень люблю вас».

В молодости Сергей Эйзенштейн дал Раневской один совет, который впоследствии сыграл огромное значение в ее жизни. Знаменитый режиссер сказал: «Ты погибнешь, Фаина, если не найдешь способ требовать внимания к себе, заставлять окружающих подчиняться твоей воле. Пропадешь, и актриса из тебя не выйдет!». Данные слова Раневская усвоила хорошо, - сам Эйзенштейн спустя несколько лет убедился в этом. Режиссер хотел снять Фаину Георгиевну в своем фильме «Иван Грозный». Однако кинопробы актриса не прошла, министр кинематографии Иван Большаков сказал: «Семитские черты лица Раневской проступают очень ярко, на крупных планах особенно». Узнав, что роль, к которой она с воодушевлением готовилась, не досталась ей, Фаина Георгиевна разозлилась и произнесла: «Лучше буду продавать с ж…пы кожу, чем сниматься у Эйзенштейна». Когда режиссер узнал о словах актрисы, он незамедлительно отправил ей восторженную телеграмму: «Ну и как идет продажа?». Любопытно, что, в конце концов, роль Раневской в фильме исполнила актриса Серафима Бирман, также обладательница еврейских корней. Вполне возможно, что вовсе не национальность стала причиной отказа Раневской, а совсем другие мотивы, которые так и остались неизвестными. Как бы то ни было, вожди советского народа высоко ценили игру Фаины Георгиевны. Иосиф Виссарионович говорил: «Хороший актер товарищ Жаров клеит бакенбарды, усики, нацепляет бороды, но все равно видно сразу - это Жаров. А вот Раневская себе ничего не приклеивает и ведь всегда разная».

В 1940 Михаил Ромм пригласил Раневскую сняться в еще одном фильме - драме «Мечта». Фаине Георгиевне удалось блестяще сыграть мадам Розу Скороход - скупую хозяйку меблированных комнат, которой, однако, были не чужды сострадание и жалость. В самом начале войны Фаина Георгиевна вместе со всей семьей Вульф была эвакуирована в Ташкент. Там она находилась до 1943 года. Во время эвакуации актриса познакомилась с Анной Ахматовой. Они подружились, за отзывчивость и мудрость Раневская называла известную поэтессу «Рабенька» или «Рабе». Их мировосприятие во многом было схожим, а еще двух женщин объединяла страстная любовь к Александру Пушкину. Близкие отношения великой поэтессы и великой актрисы продолжились и после войны. Когда Фаина Георгиевна приезжала в Ленинград, она обязательно наведывалась за город к Анне Андреевне. После смерти последней Раневская говорила: «Меня спрашивают, отчего я ничего не пишу об Ахматовой, мы ведь дружили… Отвечаю - не пишу, поскольку очень ее люблю».

Вернувшись в 1943 году из эвакуации, Раневская устроилась в Театр драмы. За этим последовало несколько ролей в кино, среди которых была Мамаша из «Свадьбы». Снимая киноленту, режиссер Анненский сумел собрать на одной площадке лучших актеров того времени: Михаила Пуговкина, Алексея Грибова, Сергея Мартинсона, Веру Марецкую и многих других. В фильме остроумно высмеивались человеческие пороки, показывались негативные стороны мещанской жизни. Взятые из жизни образы полюбились зрителям, многие фразы «Свадьбы» стали крылатыми. Однако сама Фаина Георгиевна отнеслась к этой работе критически, она считала, что режиссер слишком переделал чеховскую прозу, а талантливые актеры не сумели показать все, на что были способны.

В 1947 году вышла в показ комедия «Весна» с неподражаемой Любовью Орловой и Николаем Черкасовым. Малюсенький эпизод, отводимый героине Раневской, актриса сочинила сама - режиссер фильма Григорий Александров разрешил ей создать для себя роль. На пару с Ростиславом Пляттом она внесла в кинофильм занимательные комедийные фразы, и в итоге их пара запомнилась даже больше, нежели исполнителей главных ролей. В это же время Фаина Георгиевна снялась в роли Мачехи в знаменитой сказке «Золушка». Сценарист Евгений Шварц, крайне болезненно относившийся к любому лишнему слову, также разрешил ей самой додумывать тексты. Отрицательный персонаж в ее исполнении вышел настолько обаятельным и правдоподобным, что уже более полувека радует зрителей разных поколений. Советский писатель Глеб Скороходов писал: «В Мачехе Раневской, несмотря на роскошные средневековые одежды, люди узнавали сослуживицу, соседку-склочницу, просто знакомую, введшую в семье режим собственной диктатуры». К слову, данная работа стала одной из немногих, которыми Раневская была по-настоящему довольна. В этом же году актриса получила орден «Знак Почета» и звание народной артистки РСФСР.

За свою жизнь Раневская сменила множество театров и всегда по различным причинам. Она говорила: «Мне довелось жить со многими театрами, но удовольствия так и не получила». Ни один театр, так и не дал ей той роли, которую она ждала всю жизнь. Будучи в возрасте Фаина Георгиевна часто повторяла: «Мне осталось жить 45 минут. Когда ж мне, наконец, дадут интересную роль?». Однажды ей предложили сыграть маленькую роль пожилой актрисы в пьесе «Ужин в Санлисе» Жана Ануя. Свое мнение Раневская высказала Марине Нееловой: «Представьте, что голодному человеку предлагают монпансье. Вы поняли меня?».

В 1949 году Фаина Георгиевна перешла из Театра драмы в Театр имени Моссовета. В то время там, в основном, показывали скучные постановки, приуроченные к дням советских праздников. С большим трудом ее уговорили сыграть старушку в «Рассвете над Москвой». Раневская превратила роль в «капустник», каждый выход ее на сцену срывал град оваций. Еще более потрясающим было ее появление в спектакле «Шторм», поставленном в 1954 году. Из ничтожной роли Маньки-спекулянтки Фаина Георгиевна сотворила шедевр. Тайна успеха заключалась в двух моментах: Раневская самостоятельно придумала весь текст и очень точно передала данный гротескный образ. Ее персонаж был самым ярким во всем спектакле, многие зрители приходили на него лишь ради Раневской. Часть из них покидала зрительный зал сразу после сцены с участием великой актрисы, что приводило в бешенство режиссера театра Завадского, добившегося впоследствии исключения ее персонажа из пьесы. Разумеется, это, в свою очередь, не устроило Фаину Георгиевну, а потому в 1955 году она перешла в старый Камерный театр, поменявший к тому времени название на Театр Пушкина. Здесь она много лет назад начинала свою «столичную» карьеру, однако к тому времени от старых порядков не осталось и следа. Проработав там восемь лет, Раневская вернулась к нелюбимому Завадскому.

Существует множество историй о сложных отношениях Раневской и главного режиссера Театра Моссовета. Актриса считала его бесталантливым, излишне суетливым человеком. Режиссер, зная об этом, также всячески пытался ей насолить. Однажды он из зала закричал ей: «Фаина, своими выходками Вы сожрали все мои замыслы». Актриса парировала: «То-то я чувствствую, будто наелась г…на». Пораженный ее дерзостью Завадский бросил: «Вон из театра», - на что Раневская, приблизившись к авансцене, ответила: «Вон из искусства». По некоторым данным в театре «задвигали» не только ее, но и приму всей труппы Любовь Орлову. Предпочтение отдавалось Вере Марецкой, приходящейся женой Юрию Завадскому. Уже в конце жизни Орлова написала Фаине Георгиевне: «Мы себя вели неправильно. Нам нужно было скандалить, орать, жаловаться в Министерство…. Но характер у нас не тот. Не позволяет достоинство». Тем не менее, Завадский долгое время оставался объектом колкостей Раневской. Она называла его «маразматиком-затейником», «уцененным Мейерхольдом», «перпетуум каббале», с грустным лицом замечала: «В семье не без режиссера». Сохранилась ее запись: «С упоением бы била морды халтурщикам, но терплю. Терплю вранье, терплю невежество, терплю убогое существование, терплю и буду терпеть до конца жизни. Терплю даже Завадского».

В 1960 году актриса сыграла главную роль в фильме «Осторожно, бабушка!» Надежды Кошеверовой. Кинолента получилась провальной, Раневская восприняла это как оскорбление и разругалась с режиссером. По ее словам: «Сняться в плохой ленте - то же самое, что плюнуть в вечность!».

Любопытно, что через пять лет Кошеверова снова пригласила постаревшую актрису сниматься в ее очередной работе «Сегодня - новый аттракцион». Фаина Георгиевна согласилась, но помня старый конфликт, выдвинула режиссеру длинный список условий, среди которых она, игравшая роль директора цирка, не должна была контактировать с животными, добираться до съмочной площадки только в отдельном купе, жить в гостинице с видом на Русский музей и т.д. Надежда Кошеверова согласилась, однако на деле большинство условий, так и не было выполнено.

Рассказывая о Фаине Раневской, необходимо отметить ее крайне непростые отношения с коллегами. О ней болтали всякое: некоторые артисты жаловались на ее своеволие и невыносимый характер, другие - обожали и искренне восхищались. Одно известно точно - она не относилась к тем людям, кто стесняется говорить в лицо правду. Высказывания Раневской стали основой не одного сборника афоризмов, только она могла так саркастично и метко отражать действительность. Многие коллеги всерьез боялись превратиться в объект ее колкостей. Но на самом деле Фаина Георгиевна была крайне ранимым человеком, понимающим и сочувствующим. Ее острый юмор являлся своеобразной защитой от окружающей действительности. Близкие люди прекрасно знали, что за колкостью фраз и внешним ехидством прячется доброе сердце отзывчивого человека. С детства актрису преследовали различные сомнения и страхи, и на первый взгляд капризные выходки зачастую были продиктованы необходимостью. Раневская, например, боялась закрытых и открытых пространств, передвигалась лишь на такси, поскольку не могла заставить себя ездить на метро. Всю жизнь она переживала по поводу своей внешности, а в юности, как это ни странно, боялась сцены и даже обращалась к врачам, которые помогли ей выработать собственную методику самовнушения.

Будучи в возрасте Раневская своими придирками однажды довела до слез молодую актрису Ию Саввину. Вечером она позвонила ей, искренне извинилась и сказала: «Я одинока, все мои друзья умерли, вся жизнь - работа… Я позавидовала вам, той легкости, с которой вы работаете. Я работаю трудно, меня преследуют страхи перед будущей публикой, перед сценой, перед партнерами… Все это не капризы, это страх. Он не от гордыни - не неуспеха, не провала я боюсь, а - как бы объяснить? - это моя ведь жизнь, и как страшно распорядиться ею неправильно».

Фаина Георгиевна часто говорила про себя: «Я бытовая дура». Домашние дела являлись для нее подлинной каторгой. Чтобы избавить себя от нескончаемой борьбы со стиркой, глажкой и уборкой, которые для нее были невыносимы, актрисе все время приходилось держать домработниц и тратить на них огромную часть своей заработной платы. Последние попадались не всегда добросовестными - бывало, что из квартиры Раневской, и без того небогатой, пропадали ценные вещи. Однако встречались и порядочные девушки. Самой яркой из многих сменившихся помощниц актрисы по хозяйству была Елизавета - находчивая и решительная девушка. Когда она вышла замуж, Раневская купила ей роскошную кровать, хотя сама всю жизнь проспала на тахте. Вообще это являлось особенностью ее характера - желая сделать человеку приятное, раздаривать вещи, которых она сама не имела. Странные отношения у нее были и с деньгами - зарплата Раневской моментально разлеталась на поездки на такси, домработниц, подарки друзьям и хорошим знакомым. Актриса говорила: «Деньги мешают, когда их нет, а также когда они есть». Рассказывали, что когда Фаина Георгиевна получила свой первый гонорар за съемки, то пачка купюр очень испугала ее. Она отправилась в свой театр, где стала спрашивать у всех встречных, не требуются ли им деньги на приобретение чего-либо. После она упрекала себя, но не в том, что ничего не оставила себе, а в том что раздала деньги не тем, кому хотела. А еще сохранилась фраза из записной книжки актрисы: «Третий час ночи… Не сплю, думаю, где достать денег на отпуск. Обшарила все карманы, перерыла все бумаги и не отыскала ничего похожего на денежные знаки…».

Фаина Георгиевна не нашла счастья в личной жизни, у нее не было ни детей, ни своей семьи. Она говорила: «Все, кто любили меня - мне не нравились. А кого любила я - меня не любили». Тем не менее, комплексов в вопросах взамотношения полов Раневская явно не испытывала - среди афоризмов актрисы множество тех, что касаются женщины и мужчины. Сохранилось очень мало историй о романах Раневской. Ходили слухи о ее встречах с маршалом Федором Толбухиным. Они познакомились в Кисловодске в середине 40-ых годов. Без малейшей иронии, так ей свойственной, с нежностью Фаина Георгиевна рассказывала родным об этом человеке. Однако о романе как таковом подтверждений не сохранилось, может быть это была просто дружба, которая, к сожалению, продлилась недолго - в 1949 Толбухина не стало. Уже в преклонных годах Раневская сказала: «Когда мне было двадцать, я думала лишь о любви. Теперь я люблю лишь думать».

Актрисе долго не везло с жильем. В 1948 году семья Вульф перебралась на Хорошевку, расположенную далеко от центра. Раневская же осталась одна в коммунальной квартире в Старопименовском переулке. Окно ее комнаты перегораживала стена рядом стоящего здания, вследствии чего даже днем в помещении было темно. Позже Фаина Георгиевна получила квартиру на Котельнической набережной. Там ее окна выходили во внутренний дворик, где днем, беспрестанно ругаясь, грузчики разгружали хлебные фургоны, а вечером шумно гуляли толпы, вышедшие из «Иллюзиона». По этому поводу Раневская говорила: «Я живу над хлебом и зрелищем». В 1969 году актриса переехала в «тихий центр» - шестнадцатиэтажный дом в Большом Палашевском переулке. Здесь ей было гораздо лучше - хорошая квартира, театр неподалеку, часто приходили гости. Переехать ей помог «эрзац-внук» Алексей Щеглов со своей супругой.

В шестидесятых годах Фаина Георгиевна, пусть и на короткий срок, была не одинока. Ее отыскали родственники, и в 1957 она даже смогла съездить к матери в Румынию. А вскоре из эмиграции к ней приехала сестра. Изабелла Аллен долгие годы прожила в Париже, потом перебралась в Турцию. Когда умер ее муж, она при содействии министра культуры Фурцевой вернулась в СССР. Сестры стали жить вместе. Изабелла была сильно удивлена тем, что Фаина Георгиевна - лауреат многих госпремий - живет так скромно: ни дачи, ни машины, скудная обстановка в квартире. Они прожили вместе несколько лет, а потом у Изабеллы обнаружили рак. Раневская находила лучших врачей, ночи проводила у постели больной. Однако ничего не помогло, и в 1964 году она скончалась.

В 1970 году Раневская порадовала самых юных телезрителей - в мультфильме «Карлсон вернулся» обаятельная домомучительница фрекен Бок говорила голосом Фаины Георгиевны. Также на телевизионных экранах жители нашей страны увидели Раневскую в телеверсии спектакля «Дальше - тишина». Тринадцать лет эта постановка Театра Моссовета пользовалась зрительским успехом. А в октябре 1983 Фаина Георгиевна навсегда оставила сцену - здоровье актрисы стало слишком слабым. Она ушла буднично, без речей и проводов, просто уведомив директора театра о своем решении.

За долгие годы творческой работы Фаина Георгиевна не сыграла из мирового репертуара ни одной главной роли. Раневская часто повторяла, что не сумела до конца выполнить свое предназначение: «Мне хорошо известно, что я талантлива, но что я создала? Пропищала и только… Я появилась на свет недовыявленной и из жизни ухожу недопоказанной». Однако всенародная любовь утверждает обратное. Количество ее экранных и сценических работ не велико, зато какие это работы! Сыгранные ею эпизодические персонажи врезались зрителю в память гораздо сильнее, нежели роли первого плана. Ее жизненным кредо была фраза: «Не признаю слова «играть». Играют в карты, в шашки, на скачках. На сцене нужно жить». Фаина Георгиевна часто вспоминала слова, сказанные ей одной продавщицей, у которой она покупала папиросы: «Мы вас сильно любим. Поглядишь на ваши роли, на вас, этак и забываются собственные неприятности. Для богатых людей, конечно, можно найти и более роскошных артисток, а вот для нашего класса, вы как раз то, что надо!». Подобная оценка творчества очень нравилась Раневской. В 1992 году одна английская энциклопедия включила Раневскую в десять самых выдающихся служительниц мельпомены, живших в двадцатом веке.

В старости Фаина Георгиевна была очень одинока, несмотря на постоянные посещения друзей. Она шутила по этому поводу: «Старость - время, когда свечки на именинном пироге выходят дороже самого пирога, а половина всей мочи уходит на анализы» и «Одиночество, как состояние, лечению не поддается». Единственной радостью актрисы был пес, которого она называла Мальчиком. Мальчик был обычной дворнягой, которого еле живого с перебитыми лапами нашли на улице и спасли. Оставаясь одна, собака начинала жутко выть и, тем не менее, была горячо любима своей владелицей.
Весной 1984 Раневскую с пневмонией и подозрением на третий инфаркт положили в больницу. А летом она, упав, сломала шейку бедра. Страшные боли преследовали ее до последних дней жизни. 19 июля великая актриса умерла и была похоронена рядом с сестрой в некрополе Донского монастыря.

По материалам книги А.В. Щеглова «Фаина Раневская. Вся жизнь» и еженедельного издания «История в женских портретах» выпуск №4, 2013г

Афоризмы и цитаты Фаины Георгиевны Раневской с сайта

«Деньги я проем, а стыд останется» - ответ Раневской на предложение сняться в какой-то картине.

Раневская застряла в лифте с каким-то мужчиной и когда через час им открыли двери (собралась толпа народу) она вышла и сказала ему: «После всего, что между нами было, вы просто обязаны на мне жениться». Комизм ситуации в том, что «каким-то мужчиной» был бешено популярный в то время молодой Геннадий Бортников. Ну а Великой в то время было уже далеко за…

«Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность».

«Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте».

«Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело… Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса.»

«Хочешь сесть на шею - раздвигай ноги!»

«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть».

«Я себя чувствую, но плохо».

«Красивые люди тоже срут».

«Вторая половинка есть только у мозга, у жопы и у таблетки. А я изначально целая».

«Оптимизм - это недостаток информации».

Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает: «Когда придете, стучите ногами». «Почему ногами, Фаина Георгиевна?» «Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!»

«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья».

«Чтобы получить признание - надо, даже необходимо, умереть».

«Цинизм ненавижу за его общедоступность».

«Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего».

«Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения, - строго объясняет Раневская, - Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».

Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит».

«Удивительно, - сказала задумчиво Раневская. - Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать».

На том же вечере Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»

«Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха». - «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»

Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт. Раневская называла её «жертва ХераСимы».

Расставляя точки над i, собеседница спрашивает у Раневской: «То есть вы хотите сказать, Фаина Георгиевна, что Н. и Р. живут как муж и жена?» - «Нет. Гораздо лучше», - ответила та.

«У Любови Петровны Орловой в шкафу столько мехов, что моль никак не научится летать».

«Фаина, - спрашивает ее старая подруга, - как ты считаешь, медицина делает успехи?» - «А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать».

Раневская как-то рассказывала, что согласно результатам исследования, проведенного среди двух тысяч современных женщин, выяснилось, что двадцать процентов, то есть каждая пятая, не носит трусы. «Помилуйте, Фаина Георгиевна, да где же это могли у нас напечатать?» - «Нигде. Данные получены мною лично от продавца в обувном магазине».

«Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным».

Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Надеюсь, я вас не шокировала тем, что курю Беломор».

«Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому ещё, что у меня его никогда не было», - заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. «Так что же, - не отстаёт журналист, - значит, у вас совсем нет никаких недостатков?» - «В общем, нет», - скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: «Правда, у меня большая жопа, и я иногда немножко привираю!»

«В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает».

«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».

«Моя любимая болезнь - чесотка: почесался и еще хочется. А самая ненавистная - геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать».

«Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж».

«Ну эта, как ее… Такая плечистая в заду…»

«Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке».

«Одиночество - это состояние, о котором некому рассказать».

«Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности».

«Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами».

«Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот».

«Сняться в плохом фильме - всё равно, что плюнуть в вечность».

«Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт».

«Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?» - «Увы! Но благодарю за комплимент!»

«Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье».

«Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза».

«Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: „Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт“» (Из разговора с Агнией Барто).

«Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты».

«Всю жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».

«Фаина Георгиевна, как ваши дела?» - «Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло».

«Как ваша жизнь, Фаина Георгиевна?» - «Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик».

«Критикессы - амазонки в климаксе».

О режиссере Завадском: «Перпетуум кобеле». О нём же: «Б в кепочке».

«Вон из искусства!» - реплика на крик Завадского в адрес сабжа «Вон из театра!».

«Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко».

«Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов».

(в ответ на фразу режиссера: «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой сценарий!») «То-то у меня такое чувство, как будто говна наелась».

Как-то ей пытались объяснить закон Архимеда: «Ну вот почему, когда вы залезаете в полную воды ванну, то вода выливается через край?» Раневская, потупив взгляд - «Это потому, что у меня жопа толстая…»

(принюхиваясь к запахам в душном, битком набитом автобусе) «Кажется, у кого-то открылось второе дыхание!»

«Кушать одной, голубчик, так же противоестественно, как срать вдвоём!»

«Почему все дуры такие женщины?!»

Как-то на съемках Раневская отлучилась в туалет. Отсутствовала больше часа. Съемочная группа уже начала всерьёз волноваться, как вдруг Фаина Георгиевна вернулась. В ответ на вопросительные взгляды, устремившиеся в её сторону, она громогласно заявила: «Никогда бы не подумала, что в таком маленьком человеке может быть столько говна!»

Однажды Раневской преподнесли на 8 марта комплект дорогого и дефицитного нижнего белья. Внимательно изучив подарок Фаина Георгиевна изрекла: «Вот обрадуются мои врачи».

«Я как яйца - участвую, но не вхожу».

«Она говорит - как будто в цинковое ведро ссыт».

«Мои похоронные причиндалы» - говорила Фаина Георгиевна о своих наградах

«Я разговариваю во сне» - ответ спецслужбам, пытавшимся ее завербовать

«Я с этой Плятью больше играть не буду!» (эмоциональное заявление режиссёру, в котором имела в виду своего партнёра по сцене Ростислава Плятта)

На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Где-то после шестидесяти Раневская решила вступить в КПСС. На вопрос «Фаина Георгиевна, зачем вам это?!» она отвечала: «Ну, должна же я хотя бы перед смертью узнать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях».

Ай где же счастье словно талый снег
Где же Фаина твой серебристый смех
Прячешь ты глаза от меня
И уже среди бела дня
Ты с другим целуешься при всех

В начале 90-х, когда группе «На-на» было чуть более года, коллективу предстояли гастроли в Стамбул. Уже тогда у молодых исполнителей была традиция на концертах петь песню с местной звездой. Бари Алибасов решил подыскать артиста и на этот раз, ему понравилась турецкая певица Сезен Аксу, но ничего подходящего в ее репертуаре обнаружить не удалось. На время Алибасов и думать забыл об этом и отправился на показ модельера Егора Зайцева.

Борис Алибасов: Я услышал песню, которая мне очень понравилась. Она была необычная. И по аранжировке очень стильная и модная. Я спросил, что это за исполнитель. И вдруг мне Егор говорит: «Сезен Аксу» - турецкая певица. Я решил взять фрагмент этой песни и сделать новую песню, похожую на эту, чтобы мы вместе смогли спеть. Для меня это была проходящая песня, не заслуживающая особого внимания. Надо было спеть вместе, и я ее сляпал, чтобы показать русско-турецкую дружбу. Эта была проходящая песня только на один концерт в Стамбуле.

О чем должна быть эта песня Бари Алибасов заранее не знал, главное было обыграть восточный мотив. Буквально за несколько минут, как говорится, на коленке, он придумал текст. И вдохновила продюсера его старая знакомая.

Борис Алибасов: Мне ничего не приходило в голову, когда я начинал писать слова. Думаю: «Ну о чем может быть эта однодневка - совершенно дурацкая песня?». Тут зашла баба Фая, как всегда с беляшами, моя соседка, которая уже перестала быть просто соседкой, а стала мамой не только для меня, но и для всей группы. Мы как всегда шутили и я говорю: «Хочешь, про тебя песню напишу?» Она засмеялась и не поверила, а я сказал: «Будешь главной в этой песне».

Ключевым было имя Фаина, которое Бари Алибасов с юмором обыграл в композиции. Ему и в голову не приходило, что ее услышит широкая публика, поэтому для одного турецкого концерта решил придумать заводную песню. Однако, результат так понравился автору, что Алибасов рискнул отдать «Фаину» в ротацию, не забыв указать в создателях турецкую певицу.

Шинанай да опа шина шинанай
Шинанай да шинанай да опа шинанай
Шинанай да опа шина шинанай
Шинанай да шинанай да опа шинанай

Борис Алибасов: На самом деле песня состоит из 5 частей и только одна часть взята в качестве цитаты у турецкой певицы. Весь остальной музыкальный материал – абсолютно оригинальный, он написан мной. Но при выходе первой виниловой пластинки, которая так и называлась «Фаина», в отличие от современных авторов, которые сегодня заимствуют, совершенно не спрашивая у первоисточника, было написано: «Использована цитата из популярной турецкой песни», и была ссылка на нее.

Вопреки сомнениям, слушателям понравилась новая песня группы «На-На» и Бари Алибасов решил снимать на нее клип. Эпатажный продюсер, и на этот раз хорошо знал, как шокировать публику. С восточными мотивами у многих ассоциируется гарем – это и стало основной темой видеоролика.

Бари Алибасов: Дали объявление в газете «Московский Ккомсомолец», что приглашаем на съемку эротического клипа, что будут откровенные сцены. Кастинг был объявлен на 9 утра. Стояла огромная очередь, необозримая. Конца края у этой очереди не было видно. Причем, там стояли даже женщины 60-70 лет.

Желание заработать в 90-х было настолько велико, что пришедшие на кастинг, даже не всегда понимали, куда они пришли и что им предстоит делать, главное было получить деньги. Но в клипе помимо группы «На-на» и массовки снялся артист Стас Садальский.

Бари Алибасов: Он предложил режиссера, с которым я даже не был знаком, договорились снять на «Мосфильме». Он не собирался сниматься, но, поскольку Садальский предложил этого режиссера, договорился со студией, я решил в качестве благодарности дать ему роль.

В конце клипа мелькнуло лицо и той самой соседки, которая вдохновила Бари Алибасова на новый хит. Но телеканалы категорически отказывались брать видеоролик в эфир. Пришлось сокращать – буквально треть отснятого материала полетела в корзину и в усеченном варианте страна увидела клип. И хотя изначально «Фаина» задумывалась как песня-одноневка и никаких ставок на нее не делалось, именно она с незамысловатом текстом и легкомысленным мотивом, продержалась в хит-параде страны около 3 лет.

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.


Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами , . Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.


К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.


Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».


Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.


Фаина Раневская в спектакле "Шторм"

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.


Фаина Раневская в фильме "Пышка"

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».


Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами , Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.


Фаина Раневская в фильме "Золушка"

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.


Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.


Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

- Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.


Фаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.


Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше - тишина…
  • Комедия давно минувших дней

Внешность этой актрисы была очень далека от общепринятых представлений об актерской красоте. Но Фаину Раневскую любят и помнят не за это. Она была умна и остроумна, невероятно упорна и талантлива. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом.

Фаина Раневская сыграла много ролей на сцене театра и в кинематографе, но большинство из них были эпизодическими и такими незначительными, что имени актрисы иногда даже не было в титрах картины. Пик популярности в кино наступил после роли мачехи в фильме «Золушка».

Детство

Родилась Фанни Фельдман(именно так звали девочку при рождении) 27.08.1896 года в Таганроге, где в собственном большом доме проживало зажиточное семейство евреев Фельдманов. Папу звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, мельницы и пароход под названием «Святой Николай». Мама Милка Рафаиловна была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Фанни в семье росли еще три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким.

С ранних лет Фаина чувствовала себя не такой как все. Она была одинокой в собственном доме. Девочка заикалась и братья постоянно над ней издевались, а она сама постоянно завидовала сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину Всевышний внешностью обделил. По причине заикания девочка почти не имела друзей среди ровесников, и даже когда оказалась в женской гимназии, не переставала комплексовать по этому поводу. Фая настойчиво упрашивала родителей чтобы те забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Пришлось получать домашнее образование – для девочки наняли учителей, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла стать высокообразованной барышней. В доме было фортепиано, Фаина прилично играла на нем, знала несколько иностранных языков и все свободное время проводила за книжкой.

Когда Фаине было 13, она впервые попала в театр на постановку «Вишневого сада». Увиденное настолько впечатлило творческую натуру девочки, что она решила побыстрее окончить гимназию и посещать занятия в театральной студии.

Однажды Фаина сказала своим родным, что хочет стать профессиональной актрисой. Родители были в полном шоке, отец сказал, что не даст ей ни копейки. Мужчина сдержал свое слово, и когда Фаина в 1915-м уезжала в Москву, то не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания, считая, что вся ее задумка дурь и блажь.

Юность

Большой город встретил приезжую провинциалку не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, ведь от отца она так и не получила ни гроша. Единственные деньги, которые у нее были, тайком дала мама. Их хватило только на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но девушка впервые была по настоящему счастлива и свободна.

Фаина побежала поступать в заветный театральный вуз, но эта мечта вскоре развеялась как сон. Куда бы она не обращалась, ей везде отказали. Но отступать никто не собирался, девушка оказалась очень настойчивой особой с твердым характером. Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег было очень мало и они таяли как весенний снег под ярким солнцем. Доучиться в частной школе она не смогла.

И тут в биографии Фанни Фельдман случилось одно событие, которое стало судьбоносным – она познакомилась с Е. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной в Большом театре, работала с великим Дягилевым. Гельтцер поселила Фаину у себя дома, в котором периодически собиралась творческая элита Москвы. Именно с легкой руки Екатерины Гельцер Фаина узнала , О.Мандельштама и В.Качалова. В Качалова она была даже влюблена некоторое время.

Театр

Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.


Фото: Фаина Раневская в театре

После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.

Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.

В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. В Москве только и говорили, что о Раневской.

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.

Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».

После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.

Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.

Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.

Фильмы

Дебютной работой в кино стала драма «Пышка», режиссера Ромма, снятая в 1934-м. Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кинематографе можно пересчитать по пальцам, к тому же они практически все были второстепенными, но это не помешало Раневской прославиться не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кинематограф, но именно он способствует тому, чтобы актера узнавали миллионы зрителей. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру. Но все-таки всеобщая любовь пришла к Раневской именно благодаря кинематографу.

В 30-х годах ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она появлялась в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла супругу инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» жену портного. Самой яркой работой стала картина «Подкидыш», где Фаина снова стала женой, произносящей феноменальную фразу «Муля, не нервируй меня».

В 1943-м вышла еще одна картина с участием Фаины Раневской «Свадьба», где ей досталась роль Мамаши. Партнерами по фильму были блистательные актеры Э.Гарин, М.Яншин, .

В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», где Фаине досталась роль Маргариты Львовны. В главных ролях снялись Орлова и Черкасов, которые в тандеме с Раневской сделали фильм самым кассовым.

В 1947-м Раневской предложили сняться в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е.Шварц писал специально под обожаемую Раневскую. Он разрешил актрисе трактовать роль по своему усмотрению, вставлять свои колкие словечки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю творческую карьеру в кинематографе.

Последней лентой, в которой блистала великая актриса, стала «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер пошел на все условия, которые выставила Фаина, ему очень хотелось, чтобы эту роль исполнила именно она, и был готов на все.

Вклад Раневской в искусство был оценен орденами и медалями. В 1937-м она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961-м – Народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии, присвоенные в разные годы. Ее именем назвали астероид, открытый в 1986-м.

Личная жизнь

В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Замуж она так и не вышла, однажды обжегшись с одним из коллег. Фаина влюбилась в него, и тот тоже отвечал девушке взаимностью. Однажды она решилась и позвала его к себе в гости. Мужчина согласился, но пришел не сам, а со своей подружкой и предложил Фаине прогуляться и оставить их наедине. С того самого дня Фаина больше никогда не влюблялась, и не доверяла мужчинам.


Фото: Фаина Раневская — личная жизнь

В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра Изабелла, которая решила встретить старость с единственной сестрой. В 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После кончины Фаины Раневской именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.

Смерть

Умерла Фаина Раневская 19.07.1984 года в Кунцевской больнице столицы. Причиной смерти стал инфаркт и развившаяся пневмония. Она не дожила всего месяц до 88-го дня рождения. Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище, недалеко от сестры Беллы.


Фото: Могила Фаины Раневской

Ее могила постоянно укрыта живыми цветами, которые круглый год приносят благодарные зрители и ценители ее таланта.

Избранная фильмография

  • 1934 - Пышка
  • 1939 - Подкидыш
  • 1944 - Свадьба
  • 1947 - Золушка
  • 1949 - У них есть Родина
  • 1964 - Лёгкая жизнь
  • 1966 - Сегодня - новый аттракцион

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.