Все о переселении из аварийного жилья. Основные этапы реализации программ переселения из аварийного и ветхого жилья Переселение граждан из аварийного жилищного

Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.

С 2019 года разработана и будет запущена новая программа «Жилье»

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из . При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Какое жилье признается аварийным?

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

В каких случаях жилье признается аварийным?

Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:

  • деформация фундамента или стен;

  • объект расположен в зоне затопления или схода лавин;

  • есть вероятность обрушения дома;

  • несущая способность жилья была снижена из-за пожаров, взрывов или землетрясения;

  • здание разрушено в результате техногенной аварии.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Читайте также: Необходимые документы для оформления аварийного жилья, сроки сноса и порядок получения квартиры.

Как стать участником программы «ветхое жилье»?

Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.

Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • план жилого помещения;

  • копии правоустанавливающих документов (заверенные нотариально);

  • технический паспорт объекта;

  • заключение организации о состоянии объекта;

  • письменные жалобы жильцов дома.

После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.

Читайте также: Реновация пятиэтажек несносимых серий в Москве в 2019 году: свежая информация

Условия получения нового жилья по программе расселение

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2025 года включительно. При этом в случае превышения совокупного размера этапов таких программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину этого превышения. Размер этапа 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Особенности определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения наблюдательного совета Фонда, принятого в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, или решения, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данного лимита и изменение его прогнозного увеличения не учитываются для целей определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством . Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

10. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такие программы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение, в совокупности не должно быть менее указанного в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количества граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими региональными адресными программами, не должна быть меньше общей площади аварийного жилищного фонда, указанной в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Государство заинтересовано в обновлении многих сфер жизни, в частности, это касается и жилья.

По этой причине предприняты меры для переселения людей в новое жилье.

Граждане часто задаются вопросом: кто и на что может рассчитывать в связи с данной программой.

Законодательное регулирование вопроса переселения граждан из ветхого и аварийного жилья

Законодательно этот вопрос затрагивается целым рядом актов как федерального, так и регионального значения:

Действия регионов, конечно, определяются спецификой местности, однако центральное правительство дает методические указания и контролирует организацию и выполнение программ.

В целом меры, принимаемые местными властями идентичны, и отличия касаются объемов проблемы.

Регион за счет собственных средств вправе принимать дополнительные меры , не снижая общегосударственных или федеральных стандартов.

В перечне присутствуют лишь основные нормативные акты, касающиеся обсуждаемого вопроса.

Правила признания жилья аварийным

Оценку проводит межведомственная комиссия , создаваемая или государственными, или муниципальными органами власти.

В состав комиссии входят представители разных структур:

В работе комиссии участвует представитель собственника или обслуживающей организации, ответственной за многоквартирный дом.

Оценка комиссии , изложенная в заключении, руководство к действию в отношении конкретного объекта в дальнейшем.

Положение требует, чтобы в состав комиссии не входили лица, которые ранее составляли проектную документацию или принимали участие в выдаче разрешения на эксплуатацию дома.

Раздел II положения описывает технические требования к многоквартирному дому (состояние несущих конструкций, инженерных коммуникаций, стен).

Жилье считается непригодным при условии:

  • физического износа конструкций дома;
  • изменение окружающей среды, приводящие к несоответствию санитарным и гигиеническим нормам условия проживания.

Причиной могут быть промышленные объекты, последствия техногенных катастроф, аварий.

Например, конструкции дома в порядке, и он мог бы прослужить длительный срок, но степень шума и загрязнения делают проживание в доме невозможным.

Кто может претендовать на переселение

Аварийное жилье в принципе не предназначено для проживания.

Что касается прав жителей , есть несколько моментов:

У человека, претендующего на жилье, должны быть законные основания на него. Если таких не имеется, то в суд поступит обращение с иском о выселении без предоставления другого жилья.

Связано это с угрозой жизни и здоровью и с тем, что предыдущий собственник теряет все права, и полномочия по распоряжению имуществом переходят к муниципалитету или государству.

Задержка с решением вопроса может возникать с гражданами, занятыми судебными процессами, и принадлежность жилья еще не определена.

Пошаговая инструкция процедуры

В Положении тщательно прописан порядок действий органов власти. В межведомственную комиссию, работающую на постоянной основе, собственник жилья (государственный орган власти или обслуживающая дом по его решению организация) или собственник жилого помещения в многоквартирном доме. Формально достаточно одного заявления , чтобы начать процесс.

Особняком стоят надзорные инстанции (СЭС, МЧС, Ростехнадзор, жилищная инспекция), они вправе инициировать вопрос о признании объекта аварийным без прямых обращений жителей.

К заявлению прилагаются бумаги , подтверждающие обоснованность заявления:

Составленные комиссией документы должны в полной мере отвечать положению. Иначе результат работы комиссии не будет принят судом в случае оспаривания заключения кем-то из жителей.

Если есть сомнения в честности чиновников, следует заранее пригласить экспертов, чьи выводы можно было бы положить в основу заявления. Существуют специализированные организации, проводящие соответствующие исследования. Представителям комиссии тяжелее будет принять незаконное решение, и соответственно проще отменить в суде при необходимости.

Подспорьем окажутся жалобы, касающиеся состояния дома. Почти всегда обращения поступают в жилищный надзор.

Заявитель приобщает копии документов , подтверждающих его права на жилье в доме:

  • выписка из реестра о праве собственности;
  • ордер о вселении, копия договора социального найма, .

Таким образом, перед обращением в комиссию нужно подготовить солидный пакет документов.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • признать дом непригодным, но считает возможным провести реконструкцию или капитальный ремонт;
  • признать дом аварийным и рекомендует его снести;
  • признать дом соответствующим нормам для проживания.

В суде в случае несогласия с действиями комиссии оспаривается её заключение. Суд не может признать дом годным или негодным к проживанию, он вправе лишь оценить соблюдение процесса принятия и обоснованность выводов комиссии.

Сроки процесса переселения

Сроки переселения определяются адресной программой, принятой в регионе, согласно планам. В силу обстоятельств, они отодвигаются, причем не на несколько месяцев, а год или больше. График расселения утверждается в приложении к постановлению местного правительства об утверждении адресной программы.

В разъяснениях ВС РФ говорится, что граждане вправе просить переселить их из аварийного дома независимо от планов и сроков местного правительства. Причина серьезный уровень опасности обрушения или иных опасных для жизни и здоровья факторов.

Суд вправе наложить такую обязанность на власти и установить временной отрезок для проведения переселения.

Некоторые особенности

Они связаны с тем, кто является жилец – пользователем или собственником, а также нахождением в очереди на улучшение условий проживания.

Принудительное переселение

Принудительное переселение возможно исключительно по решению суда . Пока нет решения суда, выселение силами ФССП невозможно. Полиция такими вопросами не занимается.

Администрация должна соблюсти порядок уведомления граждан с предложенными условиями, им должны отослать его за 12 месяцев до предполагаемой даты выселения.

Переселение собственника или арендатора

В случае с собственником в суде:

Переселение собственнику предлагается при условии включении дома в программу переселения.

В случае с человеком, проживающим по социальному найму :

  • расторгается первый договор найма;
  • налагается обязанность заключить второй договор;
  • выселение с предоставлением нового помещения по соответствующему адресу.

Если семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий

Люди получают ту же жилую площадь, что имели до переселения. Тем же, кто успел получить статус нуждающихся в улучшении условий проживания, предоставляется жилье с большей площадью.

Не имеет значения, идет речь о собственниках или проживающих по социальному найму.

Региональные особенности реализации программы

В ней указываются:

Регионы свободны:

  • в выборе временных рамок, с учетом прописанных в законе;
  • в формировании очереди, в части передвижения в ней домов, грозящих обрушением и проживание в которых является серьезным риском;
  • в формировании этапов исполнения программы;
  • в выборе приобретаемого жилья в рамках районов проживания людей, если нет согласия на переезд в другой район;
  • расходование предоставленных средств должно соответствовать поданным заявкам на помощь из центра.

Возможность предоставления компенсации

Вместо жилья компенсацию получают граждане, если их не устраивает предложенное жилье.

Компенсация выплачивается как за саму квартиру, так и за долю в общем имуществе жилого дома. Полагаются дополнительные выплаты за долю в земельном участке. Оценка производится исключительно по рыночной стоимости.

Граждане имеют право выбора между компенсацией и получением нового жилья.

Если дом признали аварийным, но при этом его не включили в перечень программы, полагается исключительно денежная компенсация.

Таким образом, граждане имеют широкий перечень прав и, если их грамотно и последовательно отстаивать, есть неплохие шансы добиться достойной замены бывшему жилью или надлежащей компенсации.

О данной государственной программе рассказано в следующем видеоматериале.
Часть 1:

Многие люди вынуждены проживать в условиях, которые считаются неудовлетворительными для жизни. Особенно это относится к проживающим в старых домах с некачественными коммуникациями, просевшим фундаментом, не подключенными разными системами или с значительными разрушениями стен и крыши. Такие дома по решению специальной комиссии признаются .

Все люди, проживающие в таких домах, обязательно подлежат расселению, причем как владельцы квартир, так и люди, у которых с муниципальными властями составлен .

Сведения о программе

Программа, на основании которой люди должны переселяться из аварийных домов, называется «Жилье». Она продлена до 2020 года.

Программа была запущена еще в 2002 году, основным ее назначением выступает обеспечение граждан качественными жилыми помещениями, являющимися безопасными для жизни. Это дает возможность людям получать жилую недвижимость, которая будет иметь оптимальные условия и подключенные коммуникации.

Планировалось, что во всех регионах закончится действие этой программы к 2010 году. Но даже за 8 лет не получилось выполнить этот процесс, поэтому действие программы было продлено до 2017 года.

Дополнительные 7 лет все равно не принесли положительного результата, поэтому была еще продлена программа, но при этом были внесены значительные изменения.

Условия участия

Процедура переселения из аварийного жилья в 2019 году осуществляется с учетом некоторых условий :

Многих собственников квартир возмутили введенные изменения, но они являются следствием того, что появилось много мошеннических схем, на основании которых люди приобретают аварийную недвижимость, потом получают новое жилье, которое далее продается ими по более высокой стоимости, поэтому плата за новую жилплощадь представлена мерами борьбы с незаконными действиями.

Критерии отбора жилых зданий

Строения могут признаваться аварийными только при соблюдении определенных условий. К ним относятся следующие:

  1. В здании выявлена значительная деформация основания, поэтому фундамент невозможно восстановить или отремонтировать, так как ремонт и реконструкция не смогут решить возникшую проблему.
  2. Отсутствуют в жилых помещениях необходимые коммуникации, обеспечивающие комфортную жизнь граждан. К ним относится водопровод, канализация, электричество, отопление.
  3. Не подключено центральное отопление, поэтому квартиры отапливаются индивидуально разными способами.
  4. Отсутствуют окна, поэтому за счет плохой освещенности создается опасность для здоровья жильцов.
  5. Строение построено на плохом месте, поэтому в жилых помещениях содержится много токсинов или вредных веществ, что не допускается нормами законодательства.

Все вышеуказанные факторы должны выявляться во время проведения проверки специальной комиссией, причем если обнаруживаются значимые нарушения, то дом срочно подлежит расселению, для чего он включается в соответствующую региональную программу.

Проверка дома на аварийность может начинаться непосредственно муниципальными властями, для чего учитывается год возведения строения, подведенные коммуникации, данные из ЖКХ или иные основания.

Нередко сами жильцы понимают, что их дом не является пригодным для жизни. Например, они видят значительные трещины на фундаменте, постоянно протекает крыша. Тогда составляется коллективная жалоба, направляемая администрации региона, указывающая на необходимость проведения оценки. Если муниципальные власти отказываются созывать комиссию, то жильцы могут проверить дом самостоятельно, для чего приглашаются независимые эксперты. Если ими формируется отчет, на основании которого дом может признаваться аварийным, то к заявлению прикладывается этот документ.

При наличии оснований того, что строение действительно находится в неудовлетворительном состоянии , администрация обязана назначить комиссию для проведения оценки строения. Если она показывает, что дом действительно является аварийным, то он включается в программу Все жильцы получают уведомление о том, что через определенный период времени они будут переселены в новые квартиры, а их жилое здание будет снесено.

Если комиссия выявляет возможность проведения реконструкции или ремонта, то жильцы переселяются во временные квартиры на определенный период времени.

Предоставление новой жилой недвижимости

Администрацией региона должны учитываться некоторые правила и требования :

Часто собственники квартир сталкиваются с тем, что администрация устанавливает слишком низкую выкупную цену, поэтому они могут обратиться с этим вопросом в суд, для чего предварительно следует заказать аварийного имущества для определения рыночной цены.

Важно разобраться во всех особенностях переселения, которые должны изучать как собственники квартир, так и наниматели. При таких условиях можно получить оптимальную выкупную цену или качественную новую недвижимость.

О действии программы расселения из ветхого и аварийного жилья смотрите в следующем видео-сюжете:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.