Рабочие материалы. Диктанты по русскому языку на тему весна (3 класс) Русский язык 3 кл диктанты

Ребятишки в третьем классе уже все глубже осваивают русский язык и диктанты становятся все более сложными. Но, какой бы ни был диктант, он должен соответствовать программе. Программы отличаются, поэтому мы предлагаем вашему вниманию сборник контрольных и проверочных диктантов для 3 класса в соответствии со ФГОС и с разными УМК. И несколько слов о точках в конце заголовков. Вообще, по правилам русского языка точка в конце заголовка не ставится. Но в начальной школе, дабы приучить детей ставить точку в конце всех предложений, ставят ее и в заголовке. Узнайте требования учителя своего ребенка по этому поводу и проверяйте диктант с этой поправкой.

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.
2-й класс - 3-4 четверть – 35 - 52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.
3-й класс - 3-4 четверть – 53 - 73 слова.
4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.
4-й класс - 3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Диктанты для 3 класса с заданиями, УМК Школа России

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

*. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне”.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

Подчеркните в тексте собственные имена существительные

* Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения (Рано утром мать выводила их на берег)

Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали нежную травку)

1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе

2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

Входной диктант по русскому языку

для 3-го класса

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

(41 слово)

Грамматическое задание

    Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

пробежка прогулка

осенняя длинная

поход подъезд

беленький серенький

    Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: с брос и ли , рябч и к.

Грамматические задания

    Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

    Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

    *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

    Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

    Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички. II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

Сад- -цвет-

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка. Лимонный, походка, тюленёнок,

крылышко, мамочка.

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята р е шили украсить её. Они повес и ли на лесную красавицу ягоды р я бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили к о чан капусты. Утр о м над ёлкой кружил а сь стайка птиц. Вечер о м прибежали два зайца. Они угощал и сь вкусным ужин о м.

Грамматические задания

    Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

    *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Зимний лес.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(50 слов).

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант.

Голодные синички прилетели к кормушке.

2 вариант.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

морозец журавлик

пробежка погрузка

длинный ранний

постучал пробежал

прилетят замерзают

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Снеговик

Стоит чудесный зимн и й день. Пад а ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в бел ые шубки. Спит пруд под лед я ной корк о й. На земле лежит толстый снежный п о кро в . Ребята выбеж а ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок , рот и нос из морковки, а брови из уг о льков. Радостн о и весело всем!

Грамматические задания

    Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

    Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

    Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дал е ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил о сь много.

Грамматические задания

    Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

    Подчеркните в тексте собственные имена существительные

    * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тих о шуршал камыш. В е г о зарослях каждую весну стро и ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ран о утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

    Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения (Рано утром мать выводила их на берег)

    Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали нежную травку)

    1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались пр о светы, и выплыл о яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом пр о талины становились шир е и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

    Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

    Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

    * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

(66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

I вариант

лунный

подкормка

сталевар

медвежонок

II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

лисенок

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножк о тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылет е ли из улья. Вот под кустиком они увид е ли синий цветочек. Эт о была синяя ф и алка. Она открыла свою чаш е чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй , весна!

Грамматические задания

    Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

    Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

    Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Составила Юдина О.П.

Контрольный диктант №1. 3 кл.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц идут дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава у дома.

Грамматические задания.

1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2.Указать над каждым словом части речи.

3.Выписать словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант №2. 3 кл.

Первая встреча.

Был тёплый день. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепких крылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах. Малыш был очень удивлен.

(57 слов)

Грамматические задания.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

Грамматические задания.

    Пятое предложение разобрать по членам.

    Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег , разобрать их по составу.

Снег, …

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Верные следы.

Шли ребята через лес прямой дорогой.

Тропинки замело снегом.

Побежали дети по звериным следам и заблудились.

Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы.

Тут пробегала собака.

Собака всегда приведёт к жилью.

Так учил мальчика дедушка.

Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Грамматические задания.

    Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.

    Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.

    Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

Грамматические задания.

    Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

    Разобрать по членам предпоследнее предложение.

    Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Таня читала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.

Грамматические задания.

    Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.

    В 4-ом предложении определить род существительных.

    Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Контрольный диктант №7. 3 кл.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматические задания.

    Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.

    Разобрать по составу слова: маленький, ключик .

    Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

Контрольный диктант №8. 3 кл.

Цветочные часы.

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Слова для справок: лепестки, подняли.

Грамматические задания.

    Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.

    Сделать фонетический разбор слова жёлтая .

Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Грамматические задания.

    Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Вот

3. Разобрать слова по составу. Л етняя, ветерок, пробежал.

    Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

    Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

    Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА

Контрольный диктант по теме: « Изменение имён существительных по падежам». (3 класс - 1 четверть)

Природа осенью.

Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась

сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные

дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на

осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем

к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-

дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно

речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы. (73 слова)

Слова с проверяемыми согласными в корне - 6 слов;

Слова с приставками - 9 слов;

Слова с предлогами - 11 слов;

Слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща - 2 слова;

Слова из словаря - 6 слова.

Грамматическое задание.

Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и

образуйте форму единственного числа.

Определите род существительных.

1 вариант - Земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;

2 вариант - Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.

Лес осенью

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!

Задания.

1.Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).

2.Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.

3.Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Начало лета

Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката.

Леса, покрытые нежными светло-зелёными листьями, становятся красивыми и привлекательными.

В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, среди кустарников, растущих вблизи водоёмов, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.

Появляются детёныши у многих пушных зверей.

В поле и на лугу в ясные дни много насекомых. Рано утром просыпаются пчёлы.

(70 слов.)

Задания:

1. Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы, на которые они отвечают.

2. Укажи, каким членом предложения служит каждый глагол.

3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

4. Подчеркни в словах сочетания чк, чн.

5. К слову появляются напиши проверочное слово. Поставь ударение.

6. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

7. Подчеркни слова, в которых есть разделительный мягкий знак.

Диктант №2 Скоро будет ненастье

Утром на небе виднеются багровые лучи. Туманы после рассвета не исчезают. Превращаются в низкие слоистые облака.

Перед ненастьем хорошо видны яркие лучи, которые стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце.

Дым из труб и от костра стелется понизу. Днём и ночью температура воздуха почти не меняется. Отчетливо слышны вокруг звуки.

Утром появляется радуга. Соль становится влажной. Рыба не клюёт.

(61 слово.)

Слова для справок: закрывающих, превращаются.

Задания:

1. Выпиши глаголы вместе с существительными, к которым они относятся.

2. Поставь вопросы. Укажи время глаголов.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Раздели слова на слоги.

4. Подчеркни в словах известные орфограммы.

Контрольный диктант по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». (3 класс - 2 четверть)

Зимой.

Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые

дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый

иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.

Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.

Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом

Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли

Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.

Природа ожила.

(70 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне - 14 слов;

Слова с проверяемыми согласными в корне - 4 слова;

Слова с приставками - 13 слов;

Слова с предлогами - 9 слов;

Слова с мягким знаком - 7 слов;

Слова из словаря - 6 слов;

Существительные с безударными падежными окончаниями - 9 слов;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями - 6 слов.

Грамматическое задание.

Найдите существительные в Р.п. и Д.п. Обозначьте орфограмму.

Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».

(3 класс - 3 четверть)

Зима.

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой

товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все

дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы

и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий

снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-

шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его

осветил стройные деревья.

(73 слова)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне - 17 слов;

Слова с проверяемыми согласными в корне - 5 слова;

Слова с приставками - 6 слов;

Слова с предлогами - 8 слов;

Слова с шипящими на конце - 2 слова;

Слова с мягким знаком - 8 слов;

Слова из словаря - 3 слова.

Существительные с безударными падежными окончаниями - 10 слов;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями - 7 слов.

Грамматическое задание.

Подчеркнуть все прилагательные;

Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант - снежным (ковром); 2 вариант - (по) лесным (полянам);

Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:

1 вариант - из соседн… села, по звёздн… небу, в здоров… теле,

рыж… лисицу, по широк… долине;

вариант - до поздн… вечера, к весенн… севу, в мехов… полушубке,

рыж… белку, к березов… роще.

Проверяются умения:

Определять падежи имен прилагательных;

Распознавать падежи имён прилагательных;

Писать безударные падежные окончания прилагательных;

Делать морфологический разбор прилагательного.

Распознавать существительные в Р.п. и Д.п.

Писать безударные падежные окончания.

Проверочный диктант

1.Диктант. (3 класс) по теме «Состав слова»

Верные следы.

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята в лесу. Стали кричать и звать на помощь. Молчит зимний лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Следы собаки всегда приведут человека к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Грамматические задания.

1 вариант: 1 .

Найдите разные формы одного и того же слова. Запишите слова парами и разберите по составу.

2.Выпишите однокоренные слова группами и разберите их по составу. 3.Выписать из текста по одному слову с безударными гласными я, е, и, о.

2 вариант:

1. Найдите разные формы одного и того же слова. Запишите слова парами и разберите по составу.

2. Выпишите однокоренные слова группами и разберите их по составу. 3.Выпишите пары слов, в которых происходит чередование согласных в корне.

3. вариант.

1. Разбери слова по составу: дедушка, звериным,

2.Разделите слова для переноса: пробегала, звериным, заблудились, направились.

2.Контрольный диктант за вторую четверть Диктант. (3 класс)

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят красивые птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галстучек повязала. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Грамматические задания.

Вариант1

1.Подбери слова из текста к схемам: корен, окончание

Вариант2

2 .Разбор по составу: зимний, сидят, грудка.

Вариант3 3.Выпиши из текста имена существительные с приставками, с предлогами.

3.Проверочный диктант по теме: «Разделительный твёрдый знак» с разноуровневыми грамматическими заданиями.

Диктант. (3 класс)

Закончился учебный год. Отец объявил нам об отъезде в деревню. Машина подкатила рано утром к подъезду нашего дома. Все сели по своим местам. Мы отъехали от города и подъехали к реке. Удивительная картина открывалась за рекой. За рекой виднелась необъятная равнина цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр переливается, меняет окраску в лучах утреннего солнца. Взлетел жаворонок. Серый комочек стал золотым. А вот и деревня. Нас встретила тётя Марья. Мы бросились в её объятия.

Грамматические задания.

1вариант. Вставь пропущенные буквы. Обез…яна, мурав…и, здоров…е, скам…я, суд…я, бел…ё, гулян…е, ненаст…е, об…яснение, бур…ян, с…ёмка, звен…я, раз…яснение, лист…я, с…ел, плат…е, под…ехал, учен…е, с…естной, об…ём, в…юн, пер…я.

2 вариант. Вставь пропущенные буквы. Слова с разделительным твёрдым знаком раздели для переноса. Дерев…я, под…езд, хлоп…я, б…ют, с…езд, вороб…и, об….яснение, с…едают, об….явление, варен…е, жил…ё, с…ёжиться, под….ёмник, с…ёмка, раз…ярённый.

3.вариант. При помощи приставок с-, в-, раз-, под-, об-, образуй слова, которые надо писать с «Ъ».Разбери их по составу.

4.Летний дождик.

Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.
Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.