Онлайн тест способы передачи чужой речи. Тестовые задания "косвенная речь"

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Содержание:

Теоретический блок.

Письменные работы:

Карточки с обучающими упражнениями;

Карточки с контрольными упражнениями;

Письменные работы творческого характера.

1 - фонетический разбор

2- разбор по составу

3- морфологический разбор

4- синтаксический разбор

Таблица успеваемости.

задание

номера заданий

упражнения на закрепление

392

393

398

400

карточки с обучающими упражнениями

карточки с контрольными упражнениями

творческие работы

Публичное выступление на общественно значимую тему.

1. Теоретический блок с упражнениями на закрепление.

Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь - это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

ОБРАЗЕЦ: Капитан крикнул: «Купаться!»

Прямая речь заключается в КАВЫЧКИ!

А: «П».

«П», - а.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

А: «П!»

«П!» - а.

«П? - а. - П».

«П! - а. - П».

А: «П?»

«П?» - а.

«П! - а. - П!»

( упр. 392) Постройте к данным предложениям схемы.

1.«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2. «Петербург», - отвечал Фемистоклюс. 3. «Право, останьтесь, Павел Иванович! - сказал Манилов. - Посмотрите, какие тучи». 4. «Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?» 5. «Очень хороший город, - отвечал Чичиков, - и время провёл очень приятно». (Н.Г.)

( упр. 393) Спишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1.Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким голосом добрый день симпатичнейший Степан Богданович. 2.Да, мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз. (Булг.) 3.Да ведь это школа радостно 2 сказал шофёр тут учительница живёт. (Пауст.) 4.А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 5.Прошу не умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда заячий тулуп (П.)

Диалог . Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире , а кавычки не ставятся.

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю, - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. (М.Г.)

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все её формы и особенности. Они представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, когда, почему и др.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение

Союзы что, будто

Побудительное предложение

Союз чтобы

Вопросительное предложение:

С вопросительным местоимением или наречием

Без вопросительного слова

Вопросительное местоимение или наречие

Частица ли

Местоимение 1-го лица (я, мы)

Местоимение 2-го лица (ты, вы)

Лицо адресата чужой речи

(упр.398)Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.

ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: « Ты готов к ответу?» -

Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1.Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». 2.Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 3.Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 4.Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 5.Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(упр.400)Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это при помощи: 1) вводных слов; 2)косвенной речи; 3)прямой речи.

1.Хорошая книга - настоящий праздник. 2.Внимательное и быстрое чтение - очень важный навык.

Цитаты и знаки препинания при них. Цитаты - это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

Н.Г.Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

В поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Письменные работы

Карточки с обучающими упражнениями

1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.

1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - спросил я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.

2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.

А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем - сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)

3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.

1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?

4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.

Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно 2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)

Карточки с контрольными упражнениями

Выберите одну карточку и выполните задания к ней.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 1 вариант. (с.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Каникулы! радостно кричали дети.

В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.

Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.

Какая у вас температура? спросил врач.

Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?

Переделайте из данных предложений предложения с косвенной речью и вводными словами.

Врач спросил: «Что вас беспокоит?»

Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».

«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 2 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Когда ты пойдёшь в библиотеку? спросила мама.

В.Г.Белинский писал Стих Пушкина благороден … верен духу языка.

Петя воскликнул Вот так подарок!

Как вам угодно сказал урядник делайте, что хотите.

Кто такой Плюшкин? спросил Чичиков.

Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.

Безусловно, внимательное и быстрое чтение - важный навык.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 4 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Света радостно закричала Подснежники распустились!

М.В.Ломоносов считал Язык российский ни единому европейскому языку не уступает.

Куда идёт автобус? спросили мы у шофёра Нам нужно в центр города.

Красиво у вас прошептал от восторга Сергей.

Мошенник! отвечал Собакевич.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение - полезный навык.

Учитель спросил, кто из ребят дежурный.

Учитель сказал, безусловно, за мелом сходит Сергей.

Коля сказал, конечно, его брат - сварщик.

3. Письменные работы творческого характера.

1) Публичное выступление на общественно значимую тему.

Содержание должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Композиционно-логические части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой

изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил :

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Запишите небольшое высказывание о важной, по вашему мнению, проблеме.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

К. Брюллов «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».

Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге - Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой - большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

Поза, руки.

Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки.

Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой - хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.

Лицо.

Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное).

Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.

Глаза.

Широко раскрыты, приветливы, лучисты.

Прищуренные, добрые.

Взгляд.

Выразительный, обращён к зрителям, добрый.

Сосредоточенный, ласковый.

Нос.

Маленький, короткий, аккуратный.

Немного острый, средний по величине, прямой.

6..

Рот, губы.

Маленький, изящный; яркие алые губы.

Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.

Волосы.

Темные, плотно уложены и гладко причёсаны.

Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.

Одежда.

Одета в амазонку - женское длинное платье особого покроя для верховой езды.

Одета в амазонку.

Характер.

Романтичный. Открытая и свободная в разговоре.

Мечтательный, сдержанный.

10.

Отношение художника.

Выписывает каждую деталь.

Выписывает каждую деталь.

Образец сочинения:

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки - родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Создайте своё сочинение: на основе картины К.Брюлова или можете описать двух своих знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Ваша задача: записать какую-либо историю, в которой либо необходимо описать кого-либо или что-либо (внешность друга, местность, время суток и т.д.) или порассуждать о том, что случилось в повествовании. Текст должен состоять не менее из 8-9 предложений.

Тест
по теме «Чужая речь», 8класс

Тестовые задания составлены на основе материалов:
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс.М.:ВАКО, 2010.- С.53.
2.Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р. Дускаева. Русский язык в таблицах, тестах и формах ОГЭ и ЕГЭ: учебное пособие.- Перм.ун-т.- Пермь. - С.100-101
1.Найдите ошибку в цитировании.
А) Чернышевский, сосланный в Якутию, пророчески писал: «Через несколько времени будут жить и якуты по-человечески»
Б) Чернышевский писал, что «через несколько времени будут жить и якуты по-человечески».
В) Чернышевский писал, «что через несколько времени будут жить и якуты по-человечески».
2.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Коля тихо прошептал: «Нас никто здесь не найдет».
Б) Пословица гласит – «Что посеешь, то и пожнешь».
В) «Умею коротко говорить о длинных вещах», - как-то сказал о себе Чехов.
3.Найдите предложение с речевой ошибкой.
А) Теркин говорил товарищам бойцам, что я не гордый.
Б) Учитель похвалил Ваню и сказал, что он молодец.
В) С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. (А.Серафимович)
4.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.
Б) «На днях я уезжаю в Москву, - сказал он.- Вернусь через неделю».
В) «Двадцать, - сосчитала Верочка и со вздохом добавила: - Как долго!».
5.В каком предложении не нарушены речевые нормы?
А) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
Б) Он произнес то, чего никто не ожидал.
В) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
6.В цитате пропущены слова. (Пропуск слов в цитате). Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
А) Л.Н.Толстой писал: «В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы».
Б) Л.Н.Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти».
В) А.Н.Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин».
7. Отметьте предложение, соответствующее схеме: «П», - а.
А) «Ты хозяйский сын? – спросил его незнакомец. (М.Лермонтов)
Б) «Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках», - сказал Григорий Александрович.(М.Лермонтов).
В) А мама однажды сказала отцу: «Это все твое анархическое воспитание». (К.Паустовский).
8.Укажите предложения, в которых верно оформлена прямая речь.
А) Он приветливо спросил: «Вы давно приехали в Ялту?».(А.Чехов)
Б) «Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег». (М.Лермонтов).
В) Над самым ухом прозвучал басистый голос «Эй, посторонись!» (Ю.Яковлев).
9. Укажите предложение, в котором цитата оформлена с помощью вводных слов.
А)Шекспир говорил: «Милосердие – вернейший знак величия».
Б)По словам Л.Толстого, «знание только тогда знание, когда оно приобретено условиями своей мысли, а не памяти».
В) «Слово – самое сильное оружие человека», - утверждал Аристотель.

Ответы:
1.В
2.Б
3.А
4.А
5.Б
6.А
7.Б
8.А Б

Урок русского языка в 8 классе. Обобщающее повторение по теме "Чужая речь"(2 часа) проводится в форме заседания клуба Знатоков "чужой речи" . Урок построен на основе принципа "Обучение в сотрудничестве". Приложение 1 - презентация к уроку. Приложение 2 - тесты по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание клуба Знатоков «чужой речи»

Конспект урока русского языка в 8 классе. (2 часа)

Обобщающее повторение по теме «Чужая речь».

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 879 Погорелова Е.Н.

Цели урока:

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке (для подготовки к написанию лингвистического сочинения части С2 ГИА);
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Ход урока.

При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).

Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210)). Практическое – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.

Группы знатоков

  1. Прямой речи.
  2. Косвенной речи.
  3. Диалога.
  4. Цитат.

Раздаточный материал : матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

Протокол:

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Теоретико-практическая часть (работа по группам).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

Теоретическая часть заседания. См.приложение 1 – презентация к уроку.

Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке.

Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (о многообразии русского языка)

Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (цитата)

А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…..? (Правильно, эпиграф.)

Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?

А что называют чужой речью?

Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

2 . Теоретико-практическая часть заседания.

Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Приступим к работе в группах. На ваших столах вы видите матрицы.

Что у нас получится, если мы их заполним? (опорный конспект по теме)

Возьмите листочки с домашним заданием, передайте их членам другой группы (по цепочке 1я-2й и т.д.)

Выберите из полученного вами языкового материала не менее трёх цитат о русском языке для подтверждения различных вариантов записи предложений с чужой речью. Дополните теоретический материал нужной информацией.

Группа №2 Косвенная речь. Пункт 2 матрицы.

Группа №3 Диалог. Пункт 3 матрицы.

Группа №4. Цитата. Пункт 4 матрицы.

(Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.)

Прослушаем отчёты групп. По очереди выступают Организаторы каждой из четырёх групп.

(Организатор, проверивший работу членов своей группы, комментируя теоретический материал, зачитывает составленные группой в соответствии с требованием задания предложения. Все их записывают. Остальные члены той группы, которая выступает, становятся на время отчёта консультантами членов других групп.)

Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме.

3. Проблемно-творческая часть заседания.

Выполните задание, указанное на вашей карточке.

(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности, варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)

Карточка 1 . Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  1. «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
  2. Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  3. Командир приказал: «Огонь!»
  4. «Который час ?» - спросил я.
  5. Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  6. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  7. Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

  1. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  2. Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  3. Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  4. Я спросил, который час.
  5. Врач спросил, какая у меня была температура.
  6. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  7. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  7. Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Карточка 5 . Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.

К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!»

  1. Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке?
  2. Объясните смысл переписки писателя и издателя. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи.
  3. Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания? (этот вопрос для устного ответа)

Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.

Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!

Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Карточка 8. Переводчики. Задание выполняется на английском языке.

Замените прямую речь косвенной. Запишите. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским.

  1. He has said, «The ship will arrive at the end of the week».
  2. She said, «He is reading ».
  3. He says, «Marry will do it!»
  4. Marry says, «He has taken my dictionary».

Прослушаем отчёты рабочих пар.

На 1ом уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3 выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2ом уроке.

(Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки – на слайдах презентации. См. Приложение 1 Для тех, у кого задание творческое, напарник устно рецензирует работу, а учитель впоследствии её проверяет, выставляя оценку.)

5. Тестовая часть заседания.

На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.

(Каждый член группы получает свой вариант теста. См. приложение 2. Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)

Какие задания вызвали затруднения? Обсуждение.

7 Подведение итогов урока.

  • Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

6. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Самым трудным для меня стало….

Мне нужно ещё повторить…

Этот урок помог мне…

7. Домашнее задание (дифференцированное)

На «3» - упр.408, 409 составить предложения

На «4» - упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним.

На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский

8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Список литературы

  1. Учебник «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
  3. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002
  4. С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000
  5. Л.Петрушевская «Пуськи бятые». http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt

Материалы уроков сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:

  1. Урок русского языка в 8-м классе по теме «Пунктуация. Функция знаков препинания». Бурзунова Г.Е.
  2. Урок русского языка «Предложения с чужой речью». Васильева А.В.
  3. Урок русского языка в 7-м классе. «Прямая речь и её замена косвенной». Зайцева Н.А.
  4. Тесты по русскому языку. 8 класс. Гузиёва О.А.
  5. Презентация к уроку английского языка «Reported Speech».

Лист самоконтроля.

Матрица. Способы выражения чужой речи.

  1. Прямая речь -это

1.Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы

  1. Косвенная речь – это

1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

  1. Диалог –это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

  1. Цитата -это

1. Как оформить цитату при записи?

2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.

Предварительный просмотр:

Вариант 1

1 . Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
2 . Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
3. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П?» - а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
4. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть - «Царя скинули!»

А. слышать о том, что…
Б. предупредить о том, что…
В. показать о том, что…
Г. осведомлён о том, что…

“Вы не из Саратова?” – спросил капитан попутчицу.

А. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли вы.
Б. Капитан спросил попутчицу, что она, может быть, из Саратова.
В. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она.
Г. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она?

7. Найдите и исправьте ошибку при передаче чужой речи. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Пугачев сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
2) Врач спросил о том, что какая у меня температура.
3) Городничий волнуясь сообщил чиновникам, что я пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
4) Учительница спросила нас, были ли они на выставке керамики.

А. Она прошептала какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.

Г. В голове у Аннушки стучало Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!

«Чужая речь» Тестовые задания.

Вариант 2.

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Будут работать одобрительно сказал старик.
Б. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
В. Он спросил меня о том что мы делаем.
Г. В море значит дома говорил он.

2. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Б. Час от часу не легче подумал я.
В. Врач велел чтобы я сидел дома.
Г. По мнению соседей он был угрюм.

3. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): А: «П?»

А. Мальчик завопил караул!
Б. Она тихо проговорила останься сынок.
В. Она завтра вернётся сказала Лида.
Г. Он скромно спросил да.

4. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» - проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил перестал ли дождь.

5. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:

А. писать о том, что…
Б. кричать о том, что…
В. указать о том, что…
Г. слышать о том, что…

6. В каком примере косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:

«Вы не сын Андрея Петровича Гринёва?» - осведомился генерал.

А. Генерал осведомился, сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
Б. Генерал осведомился, что сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
В. Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
Г. Генерал осведомился, возможно, я сын Андрея Петровича Гринёва.
7. Найдите и исправьте ошибку при передаче чужой речи: Расставьте недостающие знаки препинания.

А. Птички прощебетали, что какая сегодня хорошая погода.

Б. Федя посматривая на облака сказал, гроза будет.

В. Она проговорила, что знает, что вас не убедишь.

Г. Андрей воскликнул, что я таких людей видел множество.

8. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Б. И завтра будет бой спросил он.
В. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

Г. Капитан уверил нас до ближайшего порта остаётся два дня пути

«Чужая речь» Тестовые задания.

Вариант 3

1. Укажите неверное утверждение.

А. При цитировании грамматические формы слова менять нельзя.
Б. Прямая речь – точная передача чужих слов.
В. Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.
Г. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Спроси у друга пойдёт ли он с нами в лес.
Б. По словам очевидцев несчастный случай произошёл по вине пешехода.
В. Скоро станция предупредил проводник а там и деревня.
Г. Классный руководитель сказал что наш класс пойдёт в поход.

3. Найдите предложение с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. В этой школе я учился сказал отец.
Б. Дежурный сообщил что нарушений сегодня не было.
В. М.Горький называл слово одеждой всех фактов всех мыслей.
Г. По словам деда сегодня будет хороший клёв.

4. Укажите верное оформление предложения с прямой речью.

А. М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат».
Б. «Ирина, ты будешь участвовать в соревнованиях?» – Спросил Никита.
В. «Что с тобой происходит», – интересовались друзья?
Г. «Прочитайте статью, – сказал учитель, – и составьте её план».

5 .Найдите примеры с ошибкой при передаче чужой речи (знаки препинания не расставлены).

А. Вера спросила подругу пойдёшь ли ты на каток.
Б. Тренер рассказал нам о правилах поведения на воде.
В. Я подумал: «Только бы меня не спросили».
Г. Как сказал учитель мы должны быть внимательны на улице.

6. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:

А. говорить о том, что…
Б. предупредить о том, что…
В. показать о том, что…
Г. узнать о том, что…

7. Переделайте данное предложение в предложение с косвенной речью.

А. Шофёр сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».

Б. Врач поинтересовался: «Какие лекарства вы принимаете?»

В. «Когда приедешь, мама?» - спросил я.

Г. «Я видела вас, Петр Иванович,» - утверждала она.

8. Переделайте данные предложения в предложения с вводными словами.

А. Врачи считают, что курение особенно вредно для лёгких.

Б. Командир приказал, чтобы полк построился на плацу.

В. Илюша крикнул ему: «Скоро будет гроза!»

Г. Отец посоветовал Феде, чтобы он держал правее.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Заседание клуба знатоков чужой речи Презентация к уроку обобщающего повторения по теме «Чужая речь»

нет ничего такого в жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский

Теоретическая часть. Проверка Прямая речь – это речь какого-либо лица, передаваемая от его имени 1.Составьте схемы предложений с прямой речью « П,» - а. «П!» – а. «П?» – а А: «П». А: «П!» А: «П?» «П, - а, - п. » «П, - а. – П. » «П? - а. – П.» «П! - а. – П. » 2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы. «Восприятие чужих слов, особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка,»- писал А.Сумароков А.Куприн утверждал: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…» «Истинная любовь к своей стране, -убеждал К.Паустовский,- немыслима без любви к своему языку».

Теоретическая часть. Проверка. Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от его имени 1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов. 2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную. В.Короленко писал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». И.Тургенев, говорил, чтобы мы берегли «чистоту языка как святыню». Учитель спросил, согласны ли ученики с мыслью В.Даля о том, что «язык есть вековой труд целого поколения».

Теоретическая часть. проверка Диалог – это вид прямой речи, передающий обмен репликами при разговоре. 1. Как оформить диалог при записи? Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся. 2. Запишите диалог. Учитель спросил учеников: - Какое из высказываний о русском языке вам известно? -Я хочу прочитать слова П.Мериме, - сказала Оля. -Мы тебя слушаем. -Это французский писатель, - пояснила Оля. - Он считал, что «русский язык необычайно богат и примечателен». -Спасибо, это по-настоящему мудрые слова,- заметила Мария Сергеевна.

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. 1. Как оформить цитату при записи? -как прямую речь, -как косвенную речь, -как составную часть авторского текста, используя вводные слова для указания на источник сообщения, -как простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. 2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты. В.Белинский характеризовал русский язык как «один из богатейших языков в мире». По словам В.Ленина, «русский язык мы портим». А.Сумароков говорил о русском языке как о «мировом языке». Теоретическая часть. Проверка.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ С сохранением формы и содержания Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П … Без сохранения особенностей речи говорящего I . Косвенная речь [ A ], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II . Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III .Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [ … _ _ _ ] .

Ключ к Карточкам 1 и 2. замена предложений Предложения с прямой речью 1.« Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. 2.Андрей воскликнул: « Я таких людей видел множество!» 3.Командир приказал: «Огонь!» 4.«Который час?» - спросил я. 5.Врач спросил: «Какая у вас была температура?» 6.Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!» Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?» Предложения с косвенной речью 1.Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. 2.Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. 3.Командир приказал, чтобы открыли огонь. 4.Я спросил, который час. 5.Врач спросил, какая у меня была температура. 6.Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. 7.Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Ключ к Карточке 3. Редактирование 1.Он говорил, что страшный случай с ним приключился, что он в дороге совсем издержался. 2.Его спросили, где он раньше работал. 3.Иван хотел узнать у кучера, куда они заехали. 4.Савельич спросил у Гринёва, узнал ли он атамана. 5.Когда мать спросила сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил ей, что хочет всё знать. 6.В детстве мама всегда спрашивала: «Кем ты хочешь быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей». 7.Дядя Олег спросил племянника, какой подарок хочется ему на день рождения. 1е-Н.Гоголь «Ревизор»,4е- А.Пушкин «Капитанская дочка»

Карточка 4 От теории к практике Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Карточка 5 Рассуждение Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!» 1.Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке? 2.Объясните смысл переписки. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи. 3.Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания?

Ключ к карточке 5 1. В отрывке использованы предложения с прямой речью. 2. Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ издателя: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!» Шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания, без которых письменная речь не может существовать.

Это интересно В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот одна из историй: Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установку статуи. Каким образом?

Карточка 6 Расшифровка текста Задание 5. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи в нём используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания. Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!

Ключ к карточке 6 Калуша бирит калушатам: - Калушаточки! - И, - бирят калушата. А Калуша: - Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? - АБВ? - волят калушата. - Не, не яем. АБВ трямкают? - Ни. - АБВ дюбые? - Ни, ни! - бирит Калуша. - Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили: - Абвука? А Калуша волит: - Без абвуки на напушке некузяво!

Карточка 7 Анализ цитаты Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Ключ к Карточке 7 Анализ цитаты К.Г. Паустовский говорил о многообразии русского языка, о том, что «русским словом» можно передать всё. Нельзя не согласиться с утверждением писателя. Во-первых, русский язык необычайно богат по своему словарному составу. Так, об одном и том же явлении мы можем сказать по-разному: вьюга, метель, пурга, буран (о зимней непогоде) Во- вторых, наш язык красив и выразителен. В любом художественном тексте можно найти эпитеты, сравнения, метафоры. В-третьих, мы имеем возможность передавать свою речь и слова других людей разнообразными способами. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

Карточка 8 а как у «них»? Задание выполняется на английском языке. Замените прямую речь косвенной. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским. He has said, «The ship will arrive at the end of the week.» She said, «Н e is reading . » He says, «Marry will do it!» Marry says, « He has taken my dictionary ». He has said that the ship will arrive at the end of the week. She said he was reading . He says, that Marry will do it. Marry says that he has taken her dictionary.

Рефлексия «Заверши тезис» Сегодня на уроке я узнал(а) … Самым интересным для меня было … Самым трудным для меня стало…. Мне нужно ещё повторить… Это урок помог мне …

Домашнее задание На «3» - упр.408, 409 составить предложения. На «4» - упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним. На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский

Всех, кто успешно справился с заданиями, поздравляем со вступлением в клуб ЗНАТОКОВ ЧУЖОЙ РЕЧИ!


Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи» 8 класс

1. Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», - сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.

2. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров.(В. Коржиков)

Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.

3. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе


4. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! - прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. - ... !
2) ... , - убеждённо говорил капитан нашей команды. - ....
3) ... ? - вежливо спросил прохожий. - ... ?

5. Перестройте данные предложения, поставив слова автора после и перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.

1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.

1- А-П, 2 – П-а, 3 – П-а-п.

1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».

7. Составьте схемы предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... - прошептал Эмиль трепетным голосом, - позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! - крикнул сердитый голос. - Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» - и попросил больше не повторяться.
8. Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными.

1) А где мой товарищ промолвил Олег скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить сказал он голосом показавшимся противным ему самому что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да... сказал он и резко повернулся ко мне да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете перебил хозяин взволнованно я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике хозяин ухватил Короткова за пуговицу будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи бурно зарыдал Коротков опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят честь это алмаз который делает нищего равным султану а по-русски выходит что за честь коли нечего есть то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей окликнул он мальчика никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей как вы милы но мыслю как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга говорил он и морщился в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна сказал он чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

9. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

10. Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1) Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел? 2) Лошади измучились мы продро¬гли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая север¬ная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее. И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки. 3) Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день. (М. Лермонтов.)
11. Поставьте недостающие знаки препинания.

1) «Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать а то уж темно и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость прикажите постлать нам хоть сена в гостиной чем свет мы отправимся восвсяси»
- Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь. (А Пушкин.)

2) - ...Исправьте общество и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом как будто в то же время думал про себя «Верь мне или не верь это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам а глаза его бегали по углам.
- И вы полагаете промолвила Анна Сергеевна что когда общество исправится уже не будет ни глупых ни злых людей?

17. Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?

10 января 189_ года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику Ивану Ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:
Какова главная черта Вашего характера
Прямота простота откровенно ответил художник
Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины
мужество, ум
Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины
честность
Ваше главное достоинство
Откровенность
Ваш главный недостаток
Подозрительность, мнительность
Каков Ваш идеал счастья
душевный мир
что было бы для Вас величайшим несчастьем
Одиночество
Кем бы Вы хотели быть
действительно великим
В какой стране Вы хотели бы всегда жить
Эта страна - мое отечество
назовите Ваших любимых прозаиков
Аксаков, Гоголь, Толстой
Кто Ваши любимые поэты
Пушкин, Кольцов, Некрасов
назовите Ваших любимых композиторов и художников
Шуман и Серов
Какие имена ваши любимые
имена моих детей
Как бы вы хотели умереть
Безболезненно и спокойно. Моментально
что Вас теперь больше всего интересует
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда
Смерть застала художника за работой у мольберта.

18. Замените прямую речь косвенной речью.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», - отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», - утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

19. Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»

20. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» - спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,- сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,- опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,- включился в разговор папа.- Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» - оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,- ответила Оля.- А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?»

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт:

1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что;
2) союз-частицу ли;
3) союз чтобы.
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П»,- а.
2) «П,- а.- П».
3) «П,- а,- п».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
2) «Парю одиннадцатый год!» - сердито говорил папа.
3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», - твердила мать.
4) «Нам придется здесь ночевать. - сказал Максим Максимыч - в такую метель через горы не переедешь».
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», - сказал Г.Я. Седов.
2) «Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь больше не хозяин».
3) «Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я - уж он, верно, что-нибудь замышляет».
4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «И зачем вы взяли меня с собой!» - ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, - сказал ехидно Илька, - у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
3) «Никогда! - закричала Катя. - Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» - спросила Ольга.
13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» - грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» - кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» - спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, - заговорил Петрусь, - и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, - заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Ты глянь-ка, - сказал он, - вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди... - крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».
17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Здорово, парень, - сказала она печально. - Как живешь?»
2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.