Решение об условиях приватизации акции конкурс. Предпринимательское право россии

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об условиях приватизации акций
ОАО "Гостиница "Москва"


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 17 сентября 2004 года N 476-р .
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2004 N 40-рп "О пакетах акций и долях Санкт-Петербурга в уставных капиталах хозяйственных обществ гостиничной сферы, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" :

1. Осуществить приватизацию находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга 5490331 обыкновенной именной акции открытого акционерного общества "Гостиница "Москва" (далее - Общество), составляющих 74,42% от общего количества акций Общества.

2. Определить:

2.1. Способ приватизации: продажа государственного имущества на аукционе.

2.2. Нормативную цену акций: 272859567 рублей. Расчет приведен в приложении к настоящему распоряжению.

2.3. Форму подачи предложения о цене: открытая.

2.4. Форму платежа: единовременно.

2.5. Срок продажи: IV кв. 2004 года - I кв. 2005 года.
(Пункт в редакции распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от 17 сентября 2004 года N 476-р).

4. Управлению распоряжения государственной собственностью направить настоящее распоряжение в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга для опубликования.

5. Государственному учреждению по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" обеспечить рыночную оценку 5490331 обыкновенной именной акции Общества и осуществить необходимые действия по реализации п.п.1, 2 настоящего распоряжения, в том числе действия, связанные с переходом права собственности на акции Общества (включая подписание соответствующего передаточного распоряжения).

7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Сысоева С.В.

Председатель Комитета
И.М.Метельский

Приложение к распоряжению. Расчет нормативной цены подлежащих приватизации находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга акций открытого акционерного общества "Гостиница "Москва"

Приложение
к распоряжению КУГИ
от 21.06.2004 N 387-р

Количество подлежащих приватизации акций (шт.)

Количество акций, составляющих уставный капитал (шт.)

Доля подлежащих приватизации акций в уставном капитале

Наличие "золотой акции" (1 - есть, 0 - нет)

Стоимость акций на основе чистой прибыли (тыс.руб.) (строка 6 + строка 7 + строка 8):3строка 3строка 17:строка 9)

Чистая прибыль за последний отчетный год (тыс.руб.)

Чистая прибыль за предпоследний отчетный год (тыс.руб.)

Чистая прибыль за отчетный год, предшествующий предпоследнему (тыс.руб.)

Ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ

Стоимость акций на основе биржевых котировок (тыс.руб.)

Отсутствует

Стоимость акций по чистым активам (тыс.руб.) (строка 12строка 3строка 17)

Стоимость чистых активов открытого акционерного общества (тыс.руб.) (согласно приложению)

Стоимость чистых активов определена по балансу на дату

Весовые коэффициенты

для стоимости акций на основе чистой прибыли

для стоимости акций на основе биржевых котировок

Отсутствует

для стоимости акций по чистым активам

Коэффициент контроля

Коэффициент "золотой акции"

Отсутствует

Нормативная цена (тыс.руб.)*
(строка 5строка 14 + строка 10строка 15 + строка 11строка 16) строка 18)

_______________
* В случае если нормативная цена акции составляет менее 10 рублей (0,01 тыс.руб.), в соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества , утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2002 (с изменениями от 16.04.2003, 31.07.2003), нормативная цена устанавливается равной 10 рублям.

Приложение к расчету. Расчет балансовой стоимости чистых активов открытого акционерного общества "Гостиница "Москва" по состоянию на 01.04.2004

Приложение
к расчету нормативной цены
подлежащих приватизации акций
ОАО "Гостиница "Москва"

Наименование

Сумма,
тыс.руб.

I. Активы по балансу предприятия - всего

в том числе:

Основные средства

Нематериальные активы

Незавершенное производство, оборудование к установке

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

II. Пассивы по балансу, исключаемые из стоимости активов, - всего,
в том числе:

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства (за исключением статей "Резервы по сомнительным долгам" и "Доходы будущих периодов")

Целевые финансирование и поступления

Арендные обязательства

III. Итого - балансовая стоимость чистых активов (раздел I - раздел II)



Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

«Автотранс». Зарегистрировано в ЕГРЮЛ за № 000 от 23 декабря 2005 года.

3. Установить начальную цену 100 % пакета акций - 34 688 000 (Тридцать четыре миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей (без учета НДС).

4. Назначить срок проведения аукциона – июль 2011 года.

5. Установить, что оплата за проданные акции осуществляется единовременно по безналичному расчету без рассрочки в течение 15 банковских дней после подписания договора купли-продажи.


В обязательства покупателя входит возмещение затрат по оценке пакета акций в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ПРОДАЖИ:

Эмитент ценных бумаг - открытое акционерное общество «Автотранс».

Зарегистрировано в ЕГРЮЛ за № 000 от 01.01.01 года.

Почтовый адрес (местонахождение):

249038, Калужская область, город Обнинск, Киевское шоссе, дом 29.

Размер уставного капитала: 2 584 500 (Два миллиона пятьсот восемьдесят четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сведения о приватизируемых ценных бумагах:

Государственный регистрационный номер выпуска: 1-01-11178-А от 01.01.2001;

Номинальная стоимость одной ценной бумаги - 100 рублей;

Общее количество выпущенных ценных бумаг - 25 845 (Двадцать пять тысяч восемьсот сорок пять) штук;

Общее количество продаваемых ценных бумаг (величина пакета) – 25 845 (Двадцать пять тысяч восемьсот сорок пять) штук.

Аукцион по продаже Объекта проводился в декабре 2006 года. Аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок.

СПОСОБ ПРИВАТИЗАЦИИ: продажа на аукционе в виде открытых торгов.

НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА продажи пакета акций предлагаемого к продаже: 34 688 000 (Тридцать четыре миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей.

ФОРМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ЦЕНЕ: открытая.

ШАГ АУКЦИОНА – 1 000 000 (Один миллион) рублей.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ПЛАТЕЖА - единовременная оплата по безналичному расчету без рассрочки в течение 15 (Пятнадцати) банковских дней после подписания договора купли-продажи.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ АУКЦИОНА - победителем признается участник, предложивший в ходе торгов наиболее высокую цену.

ПОКУПАТЕЛЬ возмещает затраты по оценке объекта в сумме 40 000 (Сорок тысяч) рублей.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ И НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ:

1. Претендент предоставляет продавцу заявку по установленной форме.

Заявки на участие в аукционе принимаются с 01.06.2011 по 11.07.2011 включительно с 11-00 часов до 17-00 часов по рабочим дням по адресу: город Обнинск, площадь Преображения, дом 1, ком.306.

2. К заявке прилагаются следующие документы:

Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.

Юридические лица дополнительно предоставляют:

Нотариально заверенные копии учредительных документов ;


Письменное решение соответствующего органа управления претендента о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государств, в котором зарегистрирован претендент);

Сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в уставном капитале претендента.

Опись представленных документов.

Заявка и опись предоставленных документов составляются в 2 экземплярах.

3.Претендент представляет платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного Задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества.

Задаток должен быть внесен на расчетный счет Администрации города Обнинска, : номер расчетного счета 40302810800000000035 в РКЦ Обнинска г. Обнинск; , обеспечив поступление задатка на указанный счет не позднее окончания срока приема заявок.

РАЗМЕР ЗАДАТКА: 3 468 800 (Три миллиона четыреста шестьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

Порядок возвращения задатка:

в случае отзыва претендентом заявки (посредством уведомления в письменной форме) до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

Возврат суммы задатка претенденту, отозвавшему заявку позднее даты окончания приема заявок, и участникам аукциона, за исключением его победителя, осуществляется в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Организация пассажирских и грузовых перевозок для населения города Обнинска и других городов и областей Российской Федерации на пригородных междугородных и международных маршрутах.

Численность работников общества - 48 человек.

Баланс предприятия на 31.03.2011

в тыс. руб.

АКТИВ

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Результаты исследований и разработок

Основные средства

Доходные вложения в материальные ценности

Финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Итого по разделу 1

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Итого по разделу II

ПАССИВ

III . КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (cкладочный капитал, уставны капитал, вклады товарищей)

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Переоценка внеоборотных активов

Добавочный капитал (без переоценки)

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)

Итого по III разделу

IV . ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Резервы под условные обязательства

Прочие обязательства

Итого по IV разделу

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие обязательства

Итого по разделу V

С иными сведениям об Объекте и условиями договора купли-продажи покупатели могут ознакомиться по адресу: город Обнинск, площадь Преображения, дом 1, ком.306 (телефон 5-82-89, 6-18-11), по адресу: город Обнинск, Киевское шоссе, дом 29 (телефон 7-58-72) и в сети «Интернет» на официальном сайте www. admobninsk. ru.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий может осуществляться 3 способами:

  1. путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе;
  2. посредством продажи долей (акций) в капитале предприятий;
  3. путем выкупа имущества предприятий, сданного в аренду.

Все государственные и муниципальные предприятия по отношению к используемым способам приватизации делятся на 3 группы:

1. мелкие предприятия (со среднесписочной численностью до 200 человек и Фбалопф на 1.01.92 до 1 млн. рублей подлежат продаже на аукционе или по конкурсу.

2. Предприятия со среднесписочной численностью более 1000 человек или Фбалопф более 50 млн. рублей, приватизированных путем преобразования их в АО открытого типа.

3. Остальные любым из установленных способом на общих основаниях.

  • мнение трудового коллектива предприятия;
  • предложения покупателей;
  • отраслевые особенности объекта приватизации;
  • оценку его капитала;
  • социально-экономическое значение предприятия для территории;
  • мнение представителя фонда имущества.

Краткая характеристика способов приватизации:

Приватизация по конкурсу. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидируемых предприятий в частную собственность физическим и юридическим лицам в случае, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий к объекту приватизации.

Выкуп имущества государственного и муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда договор аренды указанного имущества с Правом его выкупа Был заключен до вступления с силу Закона о приватизации государственных и муниципальных мероприятий.

Конкретный способ приватизации предприятий определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом в соответствии с требованиями Государственной программы и нормативными документами.

В качестве Объектов приватизации, Продаваемых по конкурсу могут выступать:

  • предприятия, цеха, другие подразделения, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудования, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидируемых по решению собственника предприятий и их подразделений.

К числу Условий продажи объекта по конкурсу могут Быть отнесены :

  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг на определенный срок;
  • обеспечение сложившегося числа занятых, сложившихся социальных гарантий работникам на 1 год;
  • обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение определенного срока;
  • финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящей в приватизированный объект в течение определенного срока.

К участию в конкурсе допускаются физические и юридические лица, признанные покупателями, своевременно оплатившие заявку на участие в конкурсе и внесшие залог = 10 % от начальной цены объекта. Сведения о лицах, подавших заявку на участие в конкурсе не подлежат оглашению. Условия конкурса продажи объектов публикуются за месяц до его проведения.

Цена покупки объекта определяется в ходе конкурса, она не может быть меньше начальной цены более, чем на 30 %.

Приватизация на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий физическим и юридическим лицам в частную собственность в случаях, когда в дальнейшем от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий.

Продаже на аукционе подлежат:

  • предприятия, цехи и другие подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. активы, ликвидируемые по решению собственника предприятия;
  • объекты незавершенного строительства;
  • доли, паи, акции АО, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий.

К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица, подавшие своевременную заявку и заплатившие залог = 10 % от начальной цены объекта приватизации.

Аукцион проводится в следующих формах:

  • Открытый аукцион , используемый для продажи активов ликвидированных небольших предприятий (200 человек), акций АО;
  • Закрытый аукцион (тендер) , используемый при продаже крупных предприятий и пакетов акций АО.

Сведения о лицах, подавших заявку на аукцион, не подлежит оглашению. Лицам, допущенным к участию в аукционе выдается билет участника. Для лиц, не являющихся участниками аукциона, продаются билеты по ценам, установленным продавцом.

Информационное сообщение о продаже объекта на аукционе организует продавец в местной печати и специальных информационных бюллетенях.

Победителям Открытого аукциона (после 3-х кратного объявления очередной цены) становится покупатель, № билета которого назван последним.

Победителем Закрытого аукциона становится покупатель, предложивший наивысшую цену.

Третий способ приватизации — Посредством продажи долей (акций) предприятий, преобразованных в процессе приватизации в АО.

Положение об АО утверждено постановлением Советом Министров РФ от 25.12.1990 г. № 601.

Во исполнение Приказа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в АО» от 1.07.92 г. № 701 вышло постановление Правительства РФ от 4.08.92 г. № 347, в котором приведено Положение «О порядке регистрации, выкупе акций АО открытого типа, учрежденных в процессе приватизации» и «Типовой план приватизации», в котором варианты льгот при продаже акций членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий путем преобразования их в открытые АО.

1 вариант льгот при акционировании

А) Единовременная безвозмездная передача всем неголосующим работникам предприятия именных Привилегированных акций , составляющих 25 % величины уставного капитала АО, но не более 20 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка в расчете на 1 работника.

Распределение этих акций между работниками АО осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Б) Продажа работникам предприятия Обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от номинальной стоимости акций и предоставлением рассрочки платежа сроком до 3 лет с уплатой первоначального взноса в размере не менее 15 % от номинальной стоимости акций.

Номинальная общая стоимость такого пакета акций, продаваемого всем членам трудового коллектива не должна Превышать 10 % величины уставного капитала АО (но не более 6 минимальных размеров месячного заработка).

В) Должностным лицам администрации предоставляется на условиях заключенных с ними контрактов право на приобретение акций АО по номинальной стоимости в пределах 5 % величины уставного капитала, но более 2000 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка работника (численность администрации принимается » 5 человек — руководитель, его замы, главный инженер, главный бухгалтер).

II вариант льгот при Акционировании

Более 200 человек и балансовой стоимостью на 1.04.92 от 1 до 50 млн. руб. Безвозмездной передачи нет.

1)Безвозмездной передачи нет.

2)Всем членам трудового коллектива предоставляется право приобретения Обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 % уставного капитала.

3)Продажи на льготных условиях нет.

III вариант

Численность более 200 человек, ФОПФ от 50 млн. руб.

Если группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущения его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, сроком действия не более 1 года, то членам такой группы Предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении этого срока при выполнении условий договора 20 % уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости.

Всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % уставного капитала, но на сумму не белее 20 минимальных установленных законодательством РФ месячных оплат труда на 1 работника, со скидкой 30 % от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки на 3 года. Минимальный первый взнос не менее 15 % номинальной стоимости акций.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой, с соответствующем фондом имущества являются обязательными. В договоре оговариваются пределы материальной ответственности членов группы имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности (вносимым в виде залога) на сумму не меньше 200 установленных законодательством РФ минимальных месячных окладов на каждого члена группы. Решение о выборе вариантов льгот принимается общим собранием.

Средства для приватизации:

1) личные сбережения;

2) приватизационные чеки;

3) средства приватизационного фонда, образуемого за счет: остатков ФЭС на 1.01.92 год (но не больше 50 %) 10 % прибыли, остающиеся в распоряжение предприятия (на 1 рабочего не больше 10 минимальных окладов);

4) именные приватизационные счета (на них зачисляется 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества);

5) заемные средства.

Решение о выборе вариантов II или III должны принять не менее 2/3 работников предприятия.

Во всех вариантах 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества, доля акций продаваемых работникам предприятия зачисляются на личные лицевые счета приватизации. На эти счета зачисляются также средства приватизационного фонда, образуемого за счет:

  • остатков ФЭС на 1.01.92 год (нет 50 %);
  • 10 % полученной в 1992 году фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом сумма средств предприятия, направляемых в приватизационный фонд, не может превышать в расчете на одного работника 10 минимальных окладов.

Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91 , ст. 25 устанавливается (по всем вариантам) возможность приобретения акций работниками предприятия из фонда акционирования (ФАРП), который формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов фондов имущества национально-государственных, национально-административных, народных организаций. Величина ФАРП не превышает 10 % уставного капитала АО. Акции продаются по номинальной стоимости.


Приватизация путем акционирования

(некоторые тонкости процесса реорганизации ФГУП )

Прежде всего следует правильно расставить акценты и определиться с понятийным аппаратом, ведь для многих термины «приватизация» и «акционирование» не очень совместимы. Встречается и другая крайность, когда между приватизацией и акционированием фактически ставят знак равенства. Как правильно оценить ситуацию применительно к государственным унитарным предприятиям? Как соотнести понятие «акционирование», предусматривающее изменение организационно-правовой формы юридического лица с приватизацией, которая, как известно, включает в себя преобразование государственной собственности? Ответы на эти вопросы мы постарались найти, анализируя законодательство о приватизации, а также некоторые результаты собственной практики оказания юридических услуг предприятиям, организационно-правовая форма которых – ФГУП. Вот что у нас получилось.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе – оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

Многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

Большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости. Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий? Вопрос, как говорится, интересный…

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности. Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы – организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.). Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации. Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю – Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. Полагаем, к этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника – территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений. Справедливости ради отметим, что мало кому это удавалось до сих пор. Вот такая третья трудность, с которой неизбежно предстоит столкнуться.

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, рекомендуем: звоните по телефонам в Москве: +7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20 . У вас будет возможностьобсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. На рынке юридических услуг мы работаем уже пятнадцать лет. И работаем ДОБРОТНО.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.