Икона дева мария троеручица. Икона Божией Матери Троеручица: значение, в чем помогает, молитвы

Жизненный путь заступника православия и иконопочитания Иоанна Дамаскина был непростым. Именно благодаря ему стала известна история появления такого чудотворного образа, как Троеручица. значение которой для православного мира никак нельзя умалять, на протяжении веков помогала в трудностях многим уверовавшим в ее силу мирянам.

Лев Исавр (византийский император) в 717 г. начал жестокие гонения на тех, кто с благоговением относился к святыням. В тот лютый год массово сжигались и разбивались иконы, их защитников истязали и предавали смерти. Только лишь за пределами византийских территорий, а это в мусульманском Дамаске, святые образы безбоязненно почитали ввиду заступничества преподобного Иоанна. В то время он занимал пост советника городского правителя.

История, которая предшествовала ее появлению

Иоанн Дамаскин какое-то время нес свою благую миссию, но в определенный момент его обвинили в измене государству. Мужчину оклеветали пред местным халифом. Император велел отсечь ему кисть правой руки, а затем повесить ее на главной площади города для устрашения. Ближе к вечеру, когда гнев правителя поутих, преподобный попросил ходатайства, и с отсеченной рукой затворился в своей личной келье. Кто знал, что именно этот трагический момент станет предпосылкой того, что миру явится такая уникальная святыня, как Троеручица. помогает сегодня многим страждущим во всем мире.

Святой предался долгим и слезным молитвам пред ликом Пресвятой Богородицы. Он приложил отсеченную кисть к своему суставу и попросил ее исцелить руку. В его тонкий сон с благой вестью пришла сама Владычица и известила об уврачевании руки - отныне она должна была ему служить для прославления божьего имени.

Явивший чудо

После того как преподобный проснулся, он ощупал свою кисть и нашел ее целой и невредимой. Иоанн был невероятно тронут, и с чувством глубокой признательности к Небесной Владычице составил восхваляющую и благодарственную песнь за ее милость. Называется она «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Позже в богослужебной практике ее стали использовать как задостойник литургии, посвященной святому Василию Великому.

Чтобы еще как-то оставить память о случившемся чуде, преподобный к нижней части образа, через который получил исцеление, приложил руку, сделанную из серебра. Именно так Троеручица (икона Божией Матери) получила свое название.

Неисповедимы пути господни

Исцеление Иоанна скорой вестью разлетелось по всему Дамаску. Халифа это чудо вразумило. Он, осознавая свою вину, попросил святого снова вести государственные дела, однако преподобный принял решение все свои силы отдать служению Богу. Иоанну было позволено удалиться в Иерусалим в Лавру Саввы Освященного. Там он и принял свое одиночество. С собой была взята и икона Троеручица (фотоможно увидеть в статье).

Дальнейшая судьба уникального творения

Чудотворный образ пребывал в Иерусалиме до 13 века. Когда обитель посетил святой Савва, благословленному архиепископу Сербскому икона Троеручица (история ее появления дошла и до наших дней) была поднесена согласно особому произволению Божьей Матери.

В период османских нашествий, а это уже в 15 веке, дабы драгоценный дар уцелел от уничтожения, благочестивые сербы всецело передали его на попечительство Царицы Небесной. Ценнейший образ был возложен на осла. Никем не ведомое животное само дошло до святой горы Афон. Там оно остановилось у ворот Хиландарского монастыря, который был основан в 13 веке именитым сербским господарем Стефаном (Симеоном). Иноки приняли этот великий дар от Бога. Троеручица (икона Божией Матери) была установлена на алтарь местного соборного храма. С того времени к ней совершается ежегодный крестный ход.

Безоговорочная воля Владычицы

Однажды произошел такой случай. После того как игумен отдал душу Богу, братия никак не могла избрать нового главу, не было единогласия. Их смуты не были угодны Божьей Матери, и тогда она лично разрешила их спор. Когда иноки пришли на утреннее богослужение, они увидели, что икона Троеручица, историякоторой не перестает удивлять, оказалась на игуменском месте вместо алтаря.

Монахи это «чудо» приписали чьему-то тайному деянию. Они вернули образ на прежнее место. Однако в скорее ситуация повторилась, хотя двери были опечатаны. В скором времени воля Владычицы была проявлена через известного затворника монастыря. Он сообщил, что в своем видении Богородица ему поведала следующее: для того, чтобы не было несогласий братии, она сама возьмет на себя эту функцию и станет управлять монастырем, а игуменское место займет своей иконой.

Чудеса видимые

Именно с того момента и до настоящего времени, повинуясь волеизъявлению Царицы Небесной, Хиландарская обитель не выбирает особого игумена. Здесь обходятся иеромонахом-наместником, заведующим монастырскими делами. Во время службы он всегда находится возле игуменского места, где помещается Троеручица. Икона Божией Матери, значение которой очень велико для всех православных, на протяжении столетий хранит в стенах монастыря мир и лад.

Братия свято верит: прикладываясь к чудотворному образу, можно получить благословение лично от Богородицы, являющейся их Небесной Игуменьей. Ее лик не раз оберегал Хиландарскую обитель от иноплеменных вторжений. Согласно свидетельствам самих турок в период русско-турецких войн, над стенами монастыря нередко возникал недосягаемый для оружия и людей лик таинственной Жены. Именно так каждый раз о своем покровительстве напоминала Троеручица. Значение иконы для обители было всегда невероятно велико.

В чем она может помочь?

Неоднократно миру являла чудеса икона Троеручица. От чего помогаетэтот лик? В первую очередь он способствует исцелению заболеваний рук, ног, глаз. Если читать посвященную ему молитву, уйдет тоска, апатия и горестные мысли. Образ Божьей Матери покровительствует занимающимся ремеслом. Также он придает сил в работе по хозяйству. Празднование иконы совершается два раза в год: 28 июня/11 июля, а также 12/25 июля.

Как защищает Троеручица?

От несущих угрозу благополучию дома и всех его жителей защитит Троеручица. Икона Божией Матери, значение которой - приносить людям спасение и благодать, также способствует увеличению благосостояния. Ей молятся с просьбами о личном исцелении и выздоровлении близких.

Летом 1889 года в Киеве свирепствовал Преподобный Иона, который вошел в историю как основатель Свято-Троицкого монастыря на Тимирязевской улице, решил отслужить молебен пред чудотворным образом. В тот же день мор прекратился.

Уникальный список Троеручицы до сих пор хранится в обители. Уже в 90-е годы 20-го столетия мощи Ионы были перезахоронены на территории монастыря. По словам верующих, они помогли исцелиться женщине, у которой накануне случился кислотой.

Значение

При внимательном рассмотрении иконы можно увидеть, что прямо по центру находится младенец Иисус Христос. Он сидит на руках у Богоматери и будто благословляет своей правой кистью каждого, кто пред ним находится. Владычица указывает на него как на путь к спасению. Традиционно именно так изображается икона Троеручица, что означает следующее: каждому открыто окно в горний мир. Мы напрямую с ним можем пообщаться, и по вере нашей нам воздастся. Отсюда приходит осознание, что Одигитрия - это не просто талисман или оберег.

Возникновение и особое почитание уникальной святыни как важного духовного свидетельства тесно связано еще и со сложнейшим историческим периодом христианства. Такое явление, как иконоборчество, началось с того, что люди столкнулись с искаженным пониманием святынь. От образов отламывали кусочки, соскабливали краску, а также поклонялись не самому первообразу, а лишь, как говорил о. Павел Флоренский, «физической причине».

Икону почитать необходимо, но отдавать свою любовь и верить следует той личности, которая смотрит на человека. Если отношение к святому лику будет соответственное, то через него и явится благоволение того, кто проявлен в красках благословенной рукой иконописца. С подобным внутренним наполнением и следует подходить к такому образу, как Троеручица (икона Божией Матери), значение которой неописуемо велико. Ее задача - донести до каждого следующее: рука Иоанна Дамаскина - это вечное свидетельство того, что по велению и под водительством Владычицы к тем, кто отдал себя служению Отцу Небесному, может прийти спасение.


Чем еще уникальна икона?

Рука из серебра на образ Владычицы была приложена преподобным Иоанном Дамаскиным. Это жест его благодарности за исцеление отрубленной кисти в период иконоборчества. С того времени все списки ликов выполняются с приложенной рукой, которая иногда изображается как третья рука Богородицы.

Если у вас имеются трудности в какой-либо деятельности, то здесь первая помощница -икона Троеручица. От чего помогает образ еще? Конечно же, Богоматерь благоволит всем занимающимся рукоделием или любым ручным трудом. Пред ее ликом молятся об исцелении, если имеются заболевания рук, ног. Икона хранит и укрепляет благосостояние семьи, защищает от людей с недобрыми помыслами.

В России Троеручица стала известна с 17 века, а в 1661 году ее список преподнесли в качестве особого дара Патриарху Московскому Никону. Сегодня различные копии помогающие людям в их прошениях, распространены по всей территории страны. В Москве известный список образа святой Богородицы находится в Успенском храме на Таганке.

Православные благоговейно относятся к иконе Троеручицы и по своей вере получают от Пречистой богатые и великие милости. Чтимые списки образа можно было найти во многих храмах: Трехсвятительском, Симеоновском и Борисоглебском в Твери, в Шенкурском Троицком женском монастыре епархии Архангельска, в Жаменском Сухотинском женском монастыре епархии Тамбова, в с. Сажина епархии Перми и в других местах.

Обязательно нужно иметь дома для напоминания о бессмертии, об этом писал ещё Иоанн Кронштадтский. В переводе с греческого икона означает образ. Он является как бы визуальным звеном, помогающим обращаться к Богу и святым, в то время как молятся не иконе, но тому, кто изображён на ней.

Одним из множества почитаемых и чудотворных образов является необычное изображение Матери Божьей, называемое «Троеручицей». Как видно на фото, её удивительной особенностью является наличие третьей руки на изображении.

История создания

Есть три истории её происхождения. В зависимости от них третья рука изображается как принадлежащая Богородице или как самостоятельный элемент. Икона обладает целительной силой и большим значением . День её празднования совершается 11 и 25 июля.

Иконы, изображающие Богоматерь с Иисусом , относят к типу («Путеводительницы») . Обычно на них Младенец находится слева от Матери, но на «Троеручице», наоборот, он находится справа. Третья рука на образе выглядит очень необычно и изображается либо телесного цвета, как рука Богородицы, либо серебряного или тёмного.

Мнения о происхождении иконы имеются самые разные. Так, некоторые сравнивают её с изображением древних многоруких божеств или утверждают, что три руки являются напоминанием о Святой Троице. Это, конечно, не так. Как было на самом деле, с уверенностью уже никто не скажет, но до наших дней дошли три древних предания .

Об Иоанне Дамасском

Действие самого распространённого предания начинается в VIII веке. Византийский император Лев III Исаврянин объявил борьбу с иконами и поклонением всем небесным жителям. Христианские иконы приравнивались к языческим идолам и безжалостно уничтожались. Помимо этого, было потеряно огромное количество таких памятников культуры, как скульптуры, мозаики и фрески, изображения святых. Людей, которые пытались их защищать, наказывали и даже убивали.

Мансур ибн Сержун был одним из тех немногих, кто противоборствовал уничтожению икон. Будучи советником правителя в мусульманском Дамаске, он защищал святыни, так что люди могли поклоняться им. Также он писал письма и трактаты, обличающие ересь борьбы с иконами. Эти действия поддерживали христиан и очень раздражали Льва, как активного сторонника иконоборчества. Но Мансур был сыном крупного чиновника и занимал высокое положение в Дамаске, так что он находился за пределами императорского влияния.

Тогда император с помощью подданных подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагает ему союз для завоевания Дамаска. Письмо было отправлено Дамасскому халифу, и тот был так разгневан мнимой изменой, что тут же лишил своего министра всех привилегий да в придачу приказал отрубить правую руку и вывесить на всеобщее обозрение для предупреждения других. Святой чудом избежал смерти через повешение, но когда гнев правителя немного поутих, тот отдал мученику отрубленную кисть.

Как бы ни было истекающему кровью преподобному плохо и больно, он не отчаялся, а стал молиться о помощи перед иконой Святой Девы Марии с Младенцем. Он просил возможности продолжать труды во славу Божью. И тогда ночью ему приснилась Богородица и пообещала исцеление, а утром отрубленная кисть оказалась на месте. В память о событии остался только шрам.

Иоанн был искренне благодарен за чудо. По старинной традиции подношения святыням в знак признательности, он приделал к окладу иконы, перед которой молился, руку, отлитую из серебра. Именно такую икону потом назовут «Троеручица». Третья рука служила как бы признанием того, что вернувшаяся ему кисть – Божья милость и принадлежит не ему. Также он дал обет служения Господу и Богородице и написал благодарственную песнь, которую до сих пор можно услышать на Василия Великого.

Произошедшее чудо вразумило халифа, он признал ошибку и просил Иоанна вернуться к государственной службе. Но тот понял, что теперь его предназначением является служение Господу. Он в одиночестве отправился в Иерусалимскую лавру, взяв с собой только икону. Там он принял постриг в монахи с именем Иоанн. Днём его памяти является 4 декабря.

Икона находилась в Иерусалиме до XIII в., пока не была подарена святому Савве и перевезена им в Сербию. Когда в XV в. начались османские нашествия, чтобы попытаться защитить святыню, её передали на попечение Небесных сил. Другого способа, как возложить образ на ослика и отпустить животное, не было. Ведомое разве что только Богом животное дошло до центра православного христианства, святой горы Афон и остановилось у дверей Хилендарского монастыря, основанного ещё за два столетия до событий. Монахи взяли икону и поставили её на алтарь. С того времени и до наших дней она свято хранится и оберегается там. К ней ежегодно совершаются крестные ходы.

Хотя образ был увезён из Сербии, немногочисленные следы его почитания сохранились на близкой ему территории. Так, в храме села Каран есть удивительнейшее изображении Пресвятой Богородицы в полный рост, на котором она держит Младенца на правой руке, а указывает на него двумя левыми.

Об иконописце

Более древнее сказание гласит о том, что «Троеручица» появилась в монастыре другим способом. Художник, работавший над иконой, с удивлением обнаружил, что у написанной им Божьей Матери чудесным образом появлялась третья рука внизу изображения. Дважды он стирал эту руку, пока на третий раз ему не пришло сонное видение с Богородицей, которая велела оставить всё как есть. Художник стремился к естественности, но именно на этой иконе должно было быть отражено чудо.

Богородица и разбойники

Пусть изредка, но можно услышать и третью версию. Она гласит, что однажды молодой Марии пришлось спасаться с Иисусом от разбойников. Она добежала до реки, но чтобы быстро переправиться вплавь, ей нужны были обе руки, а она держала Младенца. Тогда она обратилась за Божьей помощью и ей была ниспослана третья рука, с помощью которой она и спаслась.

Значение образа

Положение фигур на иконе таково, что Святой Младенец находится посередине изображения на руках у склоняющей к нему голову Матери. Он делает благословляющий жест, а рука Богородицы указывает на сына, как на путь к спасению . В зависимости от положения руки немного изменяется значение.

  • Рука Иоанна свидетельствует о милости и благодати Богородицы , снисходящей на любящих Господа.
  • В иконах, изображающих руку принадлежащей Царице Небесной, её значение раскрывается в посвящённом образу тропаре. Две руки нужны для поддержания Младенца, а третья дарует покров и защиту людям . Стоит отметить, что таким способом изображения был очень недоволен Синод, так как считал его противоестественным. Был даже запрет на изображение святых с не соответствующими истине элементами.

Со временем люди поняли, что смысл «Троеручицы» в назидании необходимости служения Господу и веры в чудо . Она даёт надежду на помощь Небесных Сил в ответ на обращение к ним. «По вере вашей да будет вам».

Чудеса

Первое чудо, связанное с иконой, произошло вскоре после смерти игумена Хилендарского монастыря. Монахи никак не могли прийти к единогласному решению о том, кто должен стать новым настоятелем. И тогда Богородица вмешалась в их смуту. Однажды на утреннем богослужении монахи с удивлением обнаружили, что икона «Троеручица» пропала с алтаря и оказалась на месте главы монастыря. Уверенная, что её кто-то перенёс, братия вернула образ на место, но на следующий день он снова занимал пост игумена. Удивлённые, как им казалось чьим-то упрямством, монахи отнесли образ в алтарь и опечатали двери. Но, несмотря на это, следующим утром икона вновь оказалась на месте настоятеля.

Ситуацию разрешил монастырский затворник. В видении к нему пришла Богородица, объявившая о своём решении самостоятельно управлять паствой, в знак чего икона займёт место главы монастыря.

С тех пор эта обитель управляется Царицей Небесной . Должности игумена нет, его заменяет иеромонах-наместник. Он находится около игуменского места, которое занимает икона XIV века. Поцелуем руки на изображении испрашивают благословения на службу. Именно она, а вернее, изображённая на ней Богородица, сохраняет мир и порядок в монастырских стенах.

В связи с такой удивительной историей, для этого монастыря икона имеет особенное, великое значение, благословляет и направляет. Небесная Игуменья покровительствовала обители и защищала от вражеских вторжений. Во время русско-турецкой войны обе стороны конфликта не раз видели, как над монастырскими стенами прямо в воздухе возникал таинственный женский образ, не пострадавший ни от оружия, ни от попыток дотянуться до лика.

Также икона являла чудеса исцеления . В конце XIX века, отслуженный молебен перед чудотворной иконой, прекратил сыпной тиф в Киеве. Теперь этот образ хранится в храме Монастыря Святой Троицы. Также чудеса исцеления проявляли мощи Ионы, перезахороненные в монастыре. Паломничество к ним вылечило обожжённую кислотой руку одной женщины.

Где можно найти копии иконы

Самая древняя копия находится в Троянском монастыре Болгарии. Считается, что именно «Троеручица» защищала его, так как он никогда не закрывался, даже во времена гонений. Её руки на изображении закрыты тремя серебряными изваяниями на окладе.

В России же икону почитают с XVII века, когда её список преподнесли в подарок Московскому патриарху Никону. К сожалению, тот образ пропал, а его копия, сделанная в середине XIX века, хранится в музее. Образ был настолько необычен, что рядом с ним пришлось повесить объясняющую его происхождение табличку, чтобы не смущать прихожан. С тех пор удивительному образу поклонилось огромное количество людей, в то числе семья царя Николая II. Сейчас эту икону редко можно встретить на домашнем иконостасе. Но в некоторых храмах есть её чудотворные копии. Ниже приведены самые знаменитые из них.

  • В Московском Свято-Даниловом монастыре находится изображение XVII столетия. Образ знаменит тем, что излечил слабое зрение реставратора.
  • В Брянской области находится образ, написанный Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII в, прославившийся своими чудесами. Третья рука на ней была написана принадлежащей Богородице.
  • В Екатеринбургском Храме на Крови.
  • В Московском храме, названном в честь Иконы «Троеручица».
  • В Московском Успенском храме и Троицком Соборе.
  • В Трёхсвятительском, Борисоглебском и Симеоновском храмах Твери.
  • В Троицком женском монастыре Архангельска.
  • В Тамбовском женском монастыре.

Несмотря на небольшую распространённость, она творит настоящие чудеса. Вот какое большое имеет Икона Троеручица значение.

В чём помогает икона

Получить помощь через «Троеручицу» может любой истинно верующий. Чаще всего к ней обращаются для защиты семьи от врагов и вешают икону в доме. Но также к Божьей Матери обращаются и со следующими просьбами:

  • о благополучии в браке;
  • о стабильности благосостояния;
  • для помощи от болезней, особенно при увечьях, травмах, операциях, ожогах кожи, рук, ног, а также при глазных и инфекционных заболеваниях;
  • ради здоровья близких;
  • для избавления от тоски, тревоги и душевных терзаний;
  • для укрепления душевных сил;
  • для помощи и придания сил в рукоделии, ремесле (особенно хирургов) и работе по хозяйству.

Молитва

Перед иконой можно обращать молитвы к Богу и его Матери. Множество акафистов посвящено чудесному образу. Ниже приведён один из них.

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

икона Троеручица



Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого .

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Икона «Троеручица» значение, в чем помогает Икона Божьей Матери «Троеручица» является поистине особенным образом. Все дело в том, что в нижней ее части изображена третья рука. Она может быть как третьей рукой Божьей Матери, так и самостоятельным элементом. Происхождение данной святыни объясняет история Иоанна Дамасского. Сам образ является очень почетным и уважаемым, а весь христианский мир знает о ее целительных свойствах. Давайте же подробно расскажем об истории, значении и в чем помогает икона «Троеручица».Троеручица Что означает икона «Троеручица» В истории христианства было несколько горестных периодов, один из которых иконоборчество. Этот эпизод христианской веры припадает на VIII век. Суть этого периода в том, что император Лев III Исаврянин стал в основу иконоборческой позиции и призывал всех: «не искать кумира на небе, не служить и не поклонятся ему». Очевидно, это движение не осознавало разницы между языческим идолом и христианской иконой. Иконоборческий период уничтожил множество дорогих памяток культуры: скульптуры святых, алтари, иконы, мозаики и фрески. Церковь понесла огромные духовные убытки. История данного чудотворного образа связана с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Она относится к типу Одигитрии, только с небольшой разницей, что Младенец находится не на левой руке, а на правой. Многие задаются вопросом: что значит образ Богородицы и откуда эта третья рука? К тому же она изображена или светлой (серебряной) или более темного цвета, но никак не телесного. В период иконоборчества Иоанн Дамасский активно препятствовал опасной ереси. Активный сторонник Лев Исавр пришел от этого в ярость и решил убить автора трактатов, но просто так это сделать было нельзя. Ведь Иоанн занимал высокое положение при дворе и не был обычным подданным. Поэтому Лев Исавр поступил подло - он приказал подданным написать письмо императору якобы от Иоанна с планом завоевания Дамаска полный лицемерной лести. Византийский царь был разгневан и приказал отрубить правую руку преподобного, лишив всех святых статусов. Физические страдания блаженного нельзя передать словами. Несколько ночей он страдал и молился. А через несколько ночей Иоанн приложил отрубленную десницу к месту отсечения и стал молиться о помощи, чтобы обрести возможность трудится во имя Господа. Во сне к нему пришла Богоматери и сказала, что исцелит его. Проснувшись преподобный увидел, что кисть на месте и остался только рубец. В благодарность за заступничество Иоанн приделал в святыне серебряную руку, как признак того, что десница принадлежит не ему. Так и появилась икона «Троеручица», значение которой для христианской веры очень-очень велико. Значение образа Богородицы Посмотрев на образ можно увидеть, что центральная часть изображения отведена под Младенца Иисуса. Он сидит на руках у Божьей Матери. Если присмотреться, то можно понять, что он благословляет своей рукой всех, кто находится перед иконой. А сама Богородица указывает на своего Младенца, как на путь к Спасению. Икона относится к типичному изображению Одигитрии с учетом того, что она прошла через сложный период христианской веры. Это еще раз доказывает, что икона не талисман или оберег, а окно в мир с которым можно общаться и который даст по нашей вере. А рука преподобного Иоанна - это свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу. Когда день празднования Празднование данного образа Матери Божьей принято совершать 12/25 июля и 28 июня/11 июля. Где находится икона Самый почитаемый список святого образа находится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Этот список был написан в XVII столетии. Самым знаменитым ее чудом стало излечение слабого зрения мастера, который проводил ее реставрацию. Вторая знаменитая икона хранится в Храме-на-Крови, который расположен в Екатеринбурге. Есть даже храм, который назван в ее честь. Это монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица». Помимо этих трех чудотворных списков данный образ Богородицы очень часто встречается в других Церквях России. О чем молятся иконе Божьей Матери «Троеручица» У святого лика Пречистой просят помощи в следующих случаях: для защиты от врагов; при угрозе дому или семейному благополучию; для способствования увеличения благосостояния; для исцеления от заболеваний; желая здоровья родным или близким. Еще о чем молятся «Троеручице»? Ее просят вылечить болезни конечностей и глаз. Молитва к данному священному образу способна избавить от горесных мыслей и тоски. Кроме того, данная икона способствует и покровительствует тем, кто занимается любым ремеслом. Молитвы Богородице «Троеручица» Молитва первая «О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вторая молитва «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь». Тяжелобольному на исцеление «О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Храни Вас Господь!

Русский народ издревле нашел в своей душе един-ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов-но увидели, что не в каком-то условном аллегори-ческом смысле, а в высшей онтологической дейст-вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате-рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман-ском Дамаске, православные не были стеснены в почи-тании икон. Причина была в том, что первым минист-ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер-ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна-комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото-рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох-новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва-лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо-бедимого защитника Православия, решил коварно извес-ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра-няется сарацинами небрежно и византийское войско мо-жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес-кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан-ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее - от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что-бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес-ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от-сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за-щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж-но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар-ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу-де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха-лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно-му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав-шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от-литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому . При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго-ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот . Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос-тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно-му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу-мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта-ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» - Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви-дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре-бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов-ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны-не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте-не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы-шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско-го образа либо же с других списков «Троеручицы» на-ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се-лигере и в иных местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.