Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Формы государственной поддержки малого бизнеса в россии

Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы , Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, прежде всего - через Московский центр развития предпринимательства (МЦРП) и территориальные центры развития предпринимательства административных округов г.Москвы.

17 Сентября 2010 года Департаментом поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы объявлены отборы проектов на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области инноваций и промышленного производства.

15 февраля 2010 года Департаментом поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы объявлены отборы проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, для предоставления субсидий по следующим направлениям:

В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 19 января 2010 года № 19-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Финансовая поддержка:

    • Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства
    • Поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям поддержки и развития малого предпринимательства
    • Поддержка молодёжного предпринимательства (предоставление субсидий)
    • Поддержка инновационных (в том числе венчурных) проектов
    • Компенсация затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства
    • Возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства по договорам на проектирование присоединения к инженерным сетям и сооружениям и на выполнение работ по присоединению к инженерным сетям и сооружениям
    • Компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению обязательной сертификации, необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством страны-импортера для экспорта товаров (работ, услуг)
  • Банковские гарантии, принимаемые государственными заказчиками Москвы в качестве обеспечения обязательств по государственным контрактам
  • Льготы при лицензировании и сертификации продукции
  • Методические рекомендации по подготовке заявки на получение субсидий
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявки на получение субсидии субъектом малого предпринимательства - начинающим предпринимателем
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявки на получение субсидии в целях компенсации части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявки на получение субсидии субъектом малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга)
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявки на получение субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по приоритетным направлениям поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, для возмещения затрат на приобретение основных средств
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявки на получение субсидии субъектом молодежного малого предпринимательства на возмещение затрат на приобретение основных средств

Особенности субсидирования проектов начинающих предпринимателей

Имущественная поддержка:

  • Возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети
Правовая поддержка:

С сентября 2007 года по заданию Департамента поддержки и развития малого предпринимательства ЗАО «Московское агентство по развитию предпринимательства» реализует проект «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы» (НПП МБМ). Основная задача «неотложки» - помочь руководителям малых предприятий при проведении государственного контроля и других видов проверок.
Вести проект Департамент поддержки и развития малого предпринимательства доверил ЗАО «Московское агентство по развитию предпринимательства». В реализации проекта также принимают участие Территориальные агентства по развитию предпринимательства, Международный консультативно-правовой центр по налогообложению, Московская Торгово-промышленная палата, Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса и др.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления, между которыми Законом о малом предпринимательстве распределены полномочия по вопросам развития субъектов малого предпринимательства (ст. 9-11). В частности, соответствующими органами разрабатываются и реализуются федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов малого предпринимательства, формируется инфраструктура их поддержки, применяются принятые меры поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, инновационные центры, торгово-промышленные палаты, консультационные и иные организации. Например, в инфраструктуре малого предпринимательства важную роль играют Российская ассоциация развития малого предпринимательства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, фонды поддержки малого предпринимательства, ряд других организаций.

Государственной поддержкой могут пользоваться все малые предприниматели на условиях, предусмотренных соответствующими программами развития малого предпринимательства, за исключением организаций, указанных в Законе о малом предпринимательстве. Такая поддержка не может быть оказана: 1)

финансовым организациям: кредитным, страховым (за исключением потребительских кооперативов) организациям, инвестиционным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам; 2)

высокодоходным организациям: организациям - участникам соглашений о разделе продукции, организациям игорного бизнеса, организациям, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых; 3)

государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

14 Коммерч (предпр.) право 4)

нерезидентам Российской Федерации (иностранным гражданам и юридическим лицам), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Закон о малом предпринимательстве исключает возможность поддержки иностранных лиц, поскольку нелогично тратить бюджетные средства на поддержку иностранных производителей. Не оказывается поддержка также коммерческим организациям с иностранными инвестициями, если доля участия иностранных юридических лиц, иностранных граждан в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц превышает 25% (п. 1 ст. 4 Закона о малом предпринимательстве); 5)

организациям, не выполняющим условий оказания поддержки, предусмотренных программами развития субъектов малого предпринимательства.

В качестве форм поддержки Закон о малом предпринимательстве называет: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, а также поддержку в области подготовки кадров, в области инновационного и промышленного производства, в области ремесленной, сельскохозяйственной и внешнеэкономической деятельности (ст. 16). Условия и порядок поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливаются соответствующими программами развития субъектов малого предпринимательства. Остановимся подробнее на некоторых формах поддержки.

Оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

Средства федерального бюджета также используются на поддержку субъектов малого предпринимательства, но они предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 239 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» . В утвержденных этим постановлением Правилах предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку

1 СЗ РФ. 2005. № 18. Ст. 1681.

малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, установлено, что средства федерального бюджета, предназначенные для государственной поддержки малого предпринимательства, предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ, в том числе: на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги) на экспорт; развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства и т. п., на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. В противном случае государственные органы и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с требованием к субъекту малого предпринимательства о прекращении прав владения и (или) пользования соответствующим имуществом.

Например, Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» предусмотрены такие меры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, как предоставление на конкурсной основе преимущественного права на аренду государственного и муниципального имущества, уменьшение арендной платы и платы коммунальных услуг до уровня тарифов, предусмотренных для бюджетных учреждений.

Оказание информационной поддержки осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, включая Интернет, дающих возможность субъектам малого предпринимательства получить необходимую им информацию, в частности информацию о программах развития субъектов малого предпринимательства, инфраструктуре их поддержки, их количестве, числе замещенных в них рабочих мест, обороте товаров (работ, услуг) и т. п.

Поддержка в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде создания технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон; содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства законодательством могут предусматриваться, в частности, следующие меры поддержки (ст.

7 Закона о малом предпринимательстве): специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций для малых предприятий.

Например, специальными налоговыми режимами являются

НК РФ) и единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД.

гл. 26 НК РФ). Оба режима предусматривают уплату единого налога, который заменяет налог на прибыль организаций, налог на доходы индивидуальных предпринимателей, налог на добавленную стиомость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество, единый социальный налог. Исчисление и уплата других налогов и сборов осуществляется плательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на УСН вправе осуществить индивидуальные предприниматели независимо от объема выручки, а также организации, годовой оборот которых не превышает 20 млн руб., численность работников не превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб. Налоговая ставка зависит от выбранного объекта налогообложения. Если налогоплательщик платит налог с дохода, то ставка равна 6%; если с дохода, уменьшенного на величину расходов, ставка составляет 15%. В течение года налогоплательщики производят квартальные авансовые платежи. Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля следующего года.

ЕНВД вводится в действие законами субъектов РФ и его уплата является обязательной. Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ст. 346 НК РФ: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, розничная торговля через небольшие магазины, палатки, лотки. Налогоплательщики, осуществляющие и другие виды деятельности, обязаны вести раздельный налоговый учет. Объектом налогообложения служит вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД составляет 15% вмененного дохода.

Для малых предприятий существует упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности. Например, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели освобождены от ведения системного бухгалтерского учета. Они ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Для малых предприятий установлен льготный порядок расчетов за приватизированное ими государственное и муниципальное имущество. Например, указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» предусмотрены такие меры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, как предоставление рассрочки при оплате приватизируемого государственного и муниципального имущества.

Особенности участия малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд закреплены в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му-

1 См.: Приказ Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения» // Российская газета. 2006. 17 февр.

422 Раздел III. Публичная организация предпринимательской деятельности

ниципальных нужд». Данным Федеральным законом предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. В частности, в ст. 15 указано, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запросов котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. При этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ не должна превышать 3 млн руб., а при размещении заказа на оказание услуг - 2 млн руб.

Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля надзора определены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» , которым устанавливаются порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора); права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Насущный вопрос о новых формах государственной поддержки малого бизнеса стоит уже давно. Ныне действующий Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон N 88-ФЗ) не только устарел, но и во многом дискредитировал себя. Так, всевозможные программы финансирования предпринимательства через посредство федеральных и региональных фондов приводили, с одной стороны, к злоупотреблениям выделяемыми государством ресурсами (когда "приближенные к власти" люди регистрировали малые предприятия, получали финансирование, а после банкротили этот бизнес, оставляя себе государственные деньги), а с другой стороны, к недоступности данных программ для реально действующих предпринимателей. Были и другие многочисленные недостатки у данного Закона.

С 1 января 2005 г. многие из них устранены внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменениями. Так, были признаны утратившими силу ст. ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона N 88-ФЗ (т.е. статьи, касающиеся разграничения полномочий между Федерацией и субъектами в отношении поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, многие из которых уже давно фактически не действовали, льгот по налогообложению, которые, в соответствии с проведенной налоговой реформой, могут устанавливаться только Налоговым кодексом (или субъектами РФ и муниципальными органами власти исключительно в рамках полномочий, данных таковым Налоговым кодексом), а также статья, посвященная государственным проектам поддержки внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, поскольку необходимо внедрять новые формы такой поддержки).

Однако отмены неработающих либо противоречащих современному российскому законодательству положений Закона N 88-ФЗ недостаточно — необходимо разработать новую нормативную правовую базу, которая введет в действие те правила игры, те механизмы поддержки малого бизнеса, которые используются в развитых странах мира и работают. Для этого мы, Минэкономразвития России, разрабатываем ведомственную целевую программу поддержки малого предпринимательства и комплексные проекты — программы поддержки, которые в ближайшее время будут утверждены постановлением Правительства РФ. В настоящее время эти нормативные акты уже в высокой степени готовности и находятся на согласовании в Министерстве финансов РФ.

Новый закон о поддержке малого бизнеса

По нашему мнению, в проекте закона о малом бизнесе определены три ключевых элемента:

  • критерии отнесения к малому бизнесу;
  • разграничение компетенции между Федерацией и регионами по его поддержке;
  • конкретные механизмы поддержки малого бизнеса.

О критериях отнесения к малому бизнесу хочется сказать особо.

В действующем сегодня Законе эти критерии мизерны.

Справка. Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Под субъектами малого предпринимательства согласно указанному Закону понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.

Заметим, что критериев по денежному обороту в действующем Законе нет — только предельная численность. Получается, компания с численностью 100 человек в Москве может иметь фантастические обороты, а с точки зрения закона будет относиться к малым предприятиям и претендовать на господдержку, адресованную малому бизнесу. Правильно ли это? Наверное, нет. Поэтому очень важно ввести оборотный критерий отнесения к малому бизнесу. В противном случае крупные компании смогут формально подпадать под критерий малых предприятий.

Что касается показателя оборота, используемого сегодня для целей применения упрощенной системы налогообложения (11 млн руб. (ст. 249 НК РФ) для перехода и 15 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) для прекращения применения данной системы), хотя, конечно, это критерий исключительно налоговый, но с точки зрения принадлежности к малым предприятиям — это вообще микробизнес. Например , в Евросоюзе критерий принадлежности к малому бизнесу — численность 250 человек и оборот 40 млн евро. А у нас для малого предприятия — 100 человек, а по обороту вообще ограничений нет. Так что по численности, скорее всего, мы будем двигаться к европейскому варианту. Но их оборотный критерий нам явно великоват.

Замечу, что совсем не обязательно, чтобы критерии малого предпринимательства совпадали с налоговыми критериями, например, касающимися права перейти на специальный налоговый режим, ту же "упрощенку". В международной практике совершенно нормально разграничивать эти критерии.

При этом размер критерия должен быть выбран разумно. Ведь здесь важно найти баланс, так как крайности приводят к злоупотреблению Законом:

  • если устанавливается высокий потолок, крупный бизнес начинает искусственно делиться, что приводит к номинальному росту числа малых предприятий, позволяя крупному бизнесу пользоваться преференциями, установленными для малого;
  • если низкий, то возникает эффект клонирования, когда предприниматель, подошедший к пороговому значению по обороту, регистрирует в качестве предпринимателей родственников, и дальнейшие обороты по реализации оформляет на них, а если это фирма, то она, перейдя через порог, переводит активы во вновь созданную организацию, а первую бросает или останавливает ее деятельность до следующего года. Такой эффект мы наблюдаем при применении упрощенной системы налогообложения, когда порог в 15 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) является явно недостаточным. Похожая тенденция возникает с применением ЕНВД с тех регионах, где это выгодно, только в этом случае деление бизнеса происходит не по критерию оборота, а по тому физическому показателю, применяемому для исчисления доходности, который установлен в ст. 346.29 НК РФ для данного вида деятельности. Это приводит к тому, что действительно малые предприятия, имеющие право на льготы, из-за низкого порога вынуждены придумывать какие-то схемы, чтобы воспользоваться ими.

Для точного определения оборотных критериев в России нужно проводить специальные исследования — выделять референтные группы предприятий (достаточно большие, до 1000), изучать их реальную микроэкономику и влияние налоговой нагрузки предлагаемых режимов на их стратегии развития. Так делается во многих европейских странах. Если такая работа не проводится, любые цифры становятся кабинетными. Сегодня предлагаются разные цифры — 30, 50, 70 млн руб., — но ни под одну из них не сделано достаточное экономическое обоснование, поскольку не собрана соответствующая статистическая база. Однако затягивать с этим вопросом тоже нельзя — текст закона должен быть подготовлен в I полугодии 2005 г., а дальше необходимо согласовать его с другими заинтересованными министерствами и внести в Правительство. Поэтому мы сейчас занимаемся сбором данных для подтверждения жизнеспособности предлагаемого нами критерия отнесения к малому бизнесу, соответствующего российским традициям делового оборота.

Другой важный момент в разработке данного законопроекта — это формирование пакета поправок в законы, которые будут в комплексе содействовать развитию малого бизнеса, поскольку закон о поддержке малого бизнеса не должен подменять налоговое, административное, бюджетное законодательство, то есть не нужно пытаться в один закон вместить все пожелания. В этой связи будут разрабатываться поправки в смежные законы, например, в Налоговый кодекс.

Постановления Правительства о программах по развитию малого бизнеса

Что касается конкретных "адресных" программ помощи малому бизнесу, то заметим, что они тоже будут существенно корректироваться по сравнению с теми проектами, которые вел Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Если в 1995 г., в момент принятия Закона N 88-ФЗ, предприниматели были еще достаточно инфантильны, ждали государственного финансирования, не понимали, что целевые деньги необходимо осваивать, а если это кредит — обязательно отдавать, то сегодняшний предприниматель уже более реально смотрит на вещи. А значит, должен понимать, что сотрудничество с государством должно быть взаимовыгодным. Поэтому и разрабатываются уже другие проекты, чтобы государство могло не просто дать деньги, но и после спросить с предпринимателя либо поучаствовать в прибыли.

Первый проект — создание бизнес-инкубаторов

Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы — помещение и финансы. Эти трудности поможет преодолеть проект по созданию бизнес-инкубаторов, подготовленный Минэкономразвития России.

Бизнес-инкубатор — это помещения площадью 1,5 — 2 тыс. кв. м и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется, в зависимости от потребностей, 2 — 3 рабочих места либо небольшая комната (20 — 30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий предприниматель выходит из инкубатора, а на его место приходит другой. За десятилетний цикл через один инкубатор пройдет порядка 500 субъектов малого бизнеса, которые могут быть зарегистрированы в форме организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Умножьте на 100 инкубаторов — 50 тыс. — столько их появится за три года по всем регионам России. Регионы сами будут решать, где им создавать инкубаторы. Ведь это может быть не только областной центр, хотя понятно, что для города с населением 10 тыс. человек бизнес-инкубатор вряд ли нужен.

Процедура создания бизнес-инкубатора проста. Выбрав место, региональные власти представляют в Минэкономразвития России заявку, она рассматривается. При принятии решения будет учитываться и уровень депрессивности региона, и уровень развития малого бизнеса в нем, и уровень безработицы, и потенциал предпринимательской активности, и инновационная направленность. При этом регион должен быть готов к вложению средств, ведь федеральный центр будет давать деньги на строительство или реконструкцию здания, обеспечение связью, компьютерами, оргтехникой, а не на покрытие операционных расходов. Объект будет находиться в собственности субъекта РФ, а бремя расходов на его содержание у нас несет собственник. В идеале регион нанимает частную компанию, которая эксплуатирует бизнес-инкубатор: получает арендную плату от малых предприятий, оплачивает коммунальные услуги, услуги юристов, образовательные программы и т.д.

Субъекты малого бизнеса, в свою очередь, получают доступ к инкубатору на конкурсной основе. Отмечу, что это конкурс бизнес-планов, а не идей. Но пугаться не стоит: бизнес-инкубаторы оказывают и консалтинговые услуги, и бухгалтерские, и юридические, в том числе учат разрабатывать бизнес-планы. Так что это еще и своеобразная бизнес-школа, школа для малышей. А поскольку администраторы инкубаторов заинтересованы в прибыли размещенных там предпринимателей (иначе ведь не удастся собрать арендную плату), возникает обоюдный интерес, желание помочь предпринимателю правильно оформить бизнес-план, все просчитать, наладить ведение учета в зависимости от формы регистрации (фирма или предприниматель) и выбранной системы налогообложения (общая или упрощенная), помочь организовать рабочий процесс в соответствии со всеми техническими регламентами (санитарными, пожарными и прочими правилами), проконсультировать по юридическим вопросам и т.д.

Для региона же создание инкубаторов — это налоги, новые рабочие места, а на выборах — голоса избирателей. Об этом не стоит забывать, ведь предприниматель — человек рискующий, имеющий свою точку зрения, который сталкивается с властью не только на бытовом уровне, но и на деле. На сегодняшний день примерно треть регионов страны уже нашли деньги на создание у себя бизнес-инкубаторов и готовы участвовать в этом проекте уже в 2005 г.

Второй проект — поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса

Когда мы говорим о поддержке промышленного экспорта, все представляют крупные компании, выпускающие конкурентоспособную продукцию и поставляющие ее на внешний рынок. А вот об экспортно-ориентированном малом бизнесе представление слабое.

Однако есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов. Так, есть малые предприятия, делающие конкурентоспособные ювелирные изделия, компьютерные компании — разработчики уникального программного обеспечения, да и в сельском хозяйстве много таких (например, фермеры Калмыкии готовы поставлять на экспорт экологически чистую баранину).

Поэтому здесь предполагается три варианта поддержки:

  • субсидирование процентной ставки. Мы компенсируем 50% ставки, под которую бизнес получил в банке кредит под экспортный контракт, и таким образом удешевляются кредитные ресурсы;
  • помощь при выходе на внешний рынок. Зачастую для этого требуются сертификаты, лицензии, подтверждения соответствия, которые стоят немалых денег, — мы готовы компенсировать малому бизнесу 50% таких затрат;
  • компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом. Чтобы заключить экспортный контракт, необходимо, чтобы потенциальные покупатели смогли узнать о продукции. Именно для этих целей проводится огромное количество выставочно-ярмарочных мероприятий. Мы предлагаем предпринимателю компенсацию в размере 75% от его затрат на аренду площади для организации стенда со своей продукцией.

Пример. Например , предпринимателю нужно получить сертификат ветврача для поставки продукции на экспорт. Половину он платит сам, показывая серьезность своих намерений, что он разделяет с нами ответственность и риски, а половину мы ему компенсируем.

Такая программа в Чили привела к росту экспорта компаний в 2 раза. Но это не делается в один день, проект длительный — 5 — 7 лет.

На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы органу исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Орган исполнительной власти (как правило, это Комитет по поддержке предпринимательства) определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок: в уполномоченный орган предоставляются документы (экспортный контракт, справка об отсутствии задолженности по налогам, копии учредительных документов, кредитного договора, расчет), они в обязательном порядке регистрируются в журнале учета, и в десятидневный срок принимается решение.

Третье направление — поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов)

Поддержка кредитных кооперативов — это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса.

Сегодня в России рынок микрокредитов (маленьких кредитов, на короткий срок, под большие проценты) составляет порядка 350 млн долл. По оценкам это всего 5 — 7% емкости кредитного рынка. То есть этот рынок недоразвит, хотя такие кредиты (средний размер — 1000 долл.) очень нужны и востребованы.

Суть кредитных кооперативов проста: физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.

Понятно, что деньги у каждого из них ограничены, у каждого предпринимателя возникает желание получить дешевый ресурс в банке. Однако, хотя банк удовлетворяет высокая степень возвратности такого кредита — 99%, но не устраивает непрозрачность, не очень хорошее обеспечение клиента или вовсе отсутствие залогового имущества, и потому кредит дается под очень высокий процент. Поэтому начиная с 2005 г. мы компенсируем процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была ниже. За счет небольшого вливания денег мы можем увеличить рынок на 30%. В перспективе мы выращиваем сеть кредитных кооперативов, которые заполняют нишу, не интересную банкам. А из них потом могут вырасти крупные розничные банки. Кстати, 2005 г. объявлен ООН годом микрофинансирования.

Четвертый проект — поддержка малых инновационных компаний

Суть в том, что мы вместе с регионами создадим несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия (по классической инвестиционной схеме — покупка доли компании, то есть доля в обмен на финансирование). Чтобы реализовать такой проект предпринимателю нужно будет зарегистрировать организацию, а затем продать долю в ней такому фонду.

Средства будут вкладываться в следующей пропорции:

  • 25% — Федерация;
  • 25% — регион;
  • 50% — частный инвестор (венчурный капиталист).

При этом очень важно, что государственные деньги следуют за деньгами частного инвестора, а не вкладываются в полном объеме на основе решения некоего чиновника из фонда (как это часто имело место в деятельности ныне упраздненного Федерального фонда поддержки малого предпринимательства).

Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски (ведь инновации — это всегда риск), а значит, и у государства вероятность выигрыша выше.

Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства

Кстати, такая схема неплохо отработана в европейских странах (Великобритания, Франция).

Эта схема хороша еще тем, что по истечении срока окупаемости проекта (который обычно составляет лет пять) государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. В том числе и сам предприниматель может выкупить эту долю. И в результате государство поучаствует в проекте и уйдет. А малое предприятие будет работать.

На 2006 г. мы запланировали минимальную планку: на выходе должно быть инвестирование в 100 проектов во всех регионах России.

А.В.Шаров

Директор

Департамента государственного

регулирования в экономике

Министерства экономического

развития и торговли РФ

Государственная поддержка развития малого предпринимательства

Наряду с такими основными ресурсами возможного роста экономики, как сокращение доли малоэффективной государственной собственности (она все еще превышает 50%), иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулирование среднего и малого бизнеса.

Десятилетия развития рыночных реформ в России не сопровождалось широкомасштабным развитием малого бизнеса. В результате малые и средние предприятия не занимают того места в экономике, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины валового внутреннего продукта. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России не более 10–11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%. Поступления в консолидированный бюджет в 2000г. от деятельности МП составили 14,7 млрд. рублей – это 1% доходной части бюджета. Общая численность работающих в МП российской экономики составляет 12 млн. человек (19% общей численности). В то же время в США доля малых и средних предприятий в общей численности занятых составляла 70%, в Японии – 78%, Италии – 73%, Франции – 54%. В Европе на 1000 жителей приходится около 60 малых предприятий, в США – около 70, в Москве – 35 малых предприятий.

По данным проведенного в 2006 г. Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активно действующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятий ликвидировано или находилось в стадии ликвидации.

В процессе обследования выяснилось, что обновление фондов в этом секторе идет значительно быстрее, чем в целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20 лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом. По мнению заместителя председателя Госкомстата РФ Рыбака, более высокое значение коэффициента обновления по сравнению с коэффициентом выбытия свидетельствует о том, что на малых предприятиях активнее идет накопление капитала. Что касается качества инвестиций, то в активную часть основных фондов (то есть в машины и оборудование) направляется 57% капиталовложений малого бизнеса на фоне 36% в целом по экономике. Достаточно высокими оказались и показатели эффективности малых предприятий. По России в целом производительность труда на них превысила соответствующий показатель для крупного и среднего бизнеса в промышленности на 20–50%, в строительстве и торговле – на 90%. Соответственно фондоотдача в этих отраслях выше в 22.5; в 1.9 и в 2.5 раза.

Структура МП: половина малых предприятий находятся в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они развиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.

Вместе с тем выяснилось, что активность малых предприятий по сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.

Кроме того, несмотря на рост производства и услуг на малых предприятиях, который носит преимущественно интенсивный характер (он происходит в условиях сокращения количества действующих, незначительного увеличения занятых), их вклад в валовой внутренний продукт России не соответствует имеющимся возможностям.

37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства

Все это позволяет утверждать о достаточно высоком потенциале малого предпринимательства, не говоря уже об уклоняющемся от официального обследования теневом предпринимательстве. По свидетельству специалистов, официальных органов, в частности МАПа, выявленная общая тенденция к росту малого предпринимательства не является результатом его последовательной государственной поддержки. Предпосылками такого роста явился так называемый компенсационный эффект событий 1998 года и сложившаяся в последние годы благоприятная экономическая ситуация.

Государственные средства (включая инвестиционные ресурсы на реализацию Федеральной программы поддержки малого предпринимательства) не были выделены, а средства на реализацию мер, предусмотренных программой на 2000–2001 годы, поступили только в конце 2000 года. Такое отношение Правительства РФ к малому предпринимательству негативно сказывалось на позиции регионов при выделении средств на поддержку этого сектора экономики.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что при определенных усилиях государства малые предприятия могут играть более заметную роль в развитии страны. Характерна в этом отношении последовательная гибкая политика Японии в части поддержки малого бизнеса на протяжении более чем 50 лет XX века, изменение этой политики в связи с развитием страны, сменой приоритетов.

Управление малых и средних предприятий Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии выделяет несколько этапов в осуществлении государственной политики в отношении малых и средних предприятий, начиная с периода восстановления (1945–1954 гг.) .

Приведенное в таблице содержание мер в отношении малых предприятий, начиная с разработки в 1945–1954 гг. Основных инструментов поддержки МП, включивших создание в 1948 году управления малых и средних предприятий и заканчивая разработкой поправок к основному закону о малых и средних предприятиях, в известной степени свидетельствует, что отечественная практика не противоречит более чем полувековому опыту Японии.

Таблица. Политика Японии в отношении малых и средних предприятий в связи с экономическим развитием страны

1945–1954

Период восстановления

– разработка основных мер и инструментов отношений малых и средних предприятий

– финансы, повышение уровня организации, диагноз управления и административное руководство

– 194 8 Учреждение Управления малых и средних предприятий

1955–1962

Период высокого роста (первый этап)

– устранение двойственности структуры (различие между малыми и средними предприятиями и крупными предприятиями)

– систематизация политики в отношении малых и средних предприятий: финансы, совершенствование организации, диагностика и административное руководство

– ответные меры в отношении структуры разделения труда между субподрядными предприятиями

1963–1972

Период высокого роста (второй этап)

– модернизация малых и средних предприятий

1963 Вступление в силу Основного закона о малых и средних предприятиях

– интенсификация инструментов, направленных на устранение недостатков

– меры в отношении малых предприятий (Компания по инвестициям и консультациям в области

малых и средних предприятий)

– меры в отношении увеличения акционерного капитала

– Закон о стимулировании модернизации малых и средних предприятий

1973–1984

Период стабильного роста (третий этап)

– интенсификация знаний

– обогащение интеллектуальных и управленческих ресурсов (Институт управления и технологий малых предприятий)

(Информационный центр для малого бизнеса) (Японская корпорация малых и средних предприятий)

(Региональные информационные центры для малых и средних предприятий в районах)

1985–1999

Переходный этап (четвертый этап)

– структурные изменения и промышленная интеграция – меры поддержки предприятий на начальном этапе их деятельности – Закон о временных мерах по стимулированию деятельности по созданию новых малых и средних предприятий

– Закон об интенсификации управления в малых и средних предприятиях -1999 Поправки к Основному закону о малых и средних предприятиях

2000 – …

Меры Японии в отношении малых и средних предприятий были приняты применительно к экономическому развитию страны и способствовали возникновению крепких малых и средних предприятий

– даже компании Sony и Honda были когда-то неприметными предприятиями малого и среднего типа (переход от малых и средних предприятий к крупным предприятиям)

В то же время налицо и существенные отличия: политика Японии в отношении малого бизнеса четко согласовывается с тенденциями экономического развития страны, чутко реагирует на «вызовы» времени, в том числе «вызов XXI века».

Так, на втором этапе «периода высокого роста» (1963–1972 гг.) по сути дела произошло изменение государственной идеологии в отношении малых и средних предприятий – трансформация «двойственной структуры» экономики.

Дело в том, что при восстановлении хозяйства Японии в 1945–1954 гг. существовали различия между двумя размерными группами предприятий – малыми (средними) и крупными фирмами. Они имели место в производительности труда, уровне заработной платы, технологии и способе финансирования. Это дало основание для выдвижения теории, обозначенной термином «двойственная структура». Данная теория рассматривала малые и средние предприятия как слабые предприятия, еще отчасти из-за того, что имелось слишком много избыточных малых и средних предприятий, в результате чего появилась излишняя конкуренция. Изменение экономических обстоятельств к началу шестидесятых годов, когда появилась возможность сосредоточиться на диверсификации малых и средних предприятий, вывела относительную слабость их предприятий, по сравнению с крупными компаниями, недостаточно обоснованы.

По сравнению с другими развитыми странами японские малые и средние предприятия имеют большие производительные силы, и очевидно уже нельзя считать верным утверждение теории «двойственной структуры», гласящее, что существует излишек мельчайших предприятий.

На смену этой теории пришло понимание и более полное использование фактора гибкости малых и средних предприятий. В этой связи одной из мер политики Японии в отношении этих предприятий в период 1963–1972 гг. стало стимулирование их модернизации.

В период стабильного роста (1973–1984 гг.) основное внимание было сосредоточено на создании предпосылок для интенсификации знаний – деятельности персонала малых и средних предприятий, улучшения информационного обеспечения. В конце двадцатого века была продолжена политика стимулирования создания новых малых и средних предприятий, которые подтвердили пятидесятилетний историей свою значимость и полезность для японской экономики.

Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.

Правительство в этих условиях инициировало пересмотр политики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых и средних предприятий соответствовали изменениям, происходящим вокруг них.

«Малые и средние предприятия XXI века рассматриваются как хорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют свою живость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении малых и средних предприятий должны развивать и взращивать широкий диапазон независимых малых и средних предприятий».

Страницы: следующая →

123Смотреть все

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:

  1. оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
  2. совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
  3. развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  4. совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
  5. совершенствование информационной поддержки;
  6. укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
  7. активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
  8. совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.

Гос. программы поддержки малого бизнеса 2018 года

В2007 году был принят закон, который направлен на развитие, повышение уровня предпринимательства на уровне регионов. С тех пор государство регулярно принимает различного рода решения, принимает меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в России.

Государственная поддержка малого бизнеса в 2018 году состоит в принятии программ и осуществлении мероприятий местными органами власти в соответствии с федеральными государственными программами.

В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим формы и способы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Типы и формы господдержки в 2018 годах

Необходимо отметить, что большинство предпринимателей не пользуются государственной помощью. Во многом это связано с тем, что многие ИП попросту не осведомлены о господдержке бизнеса.

Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу.

Программы поддержки малого бизнеса в 2018 году выражаются в виде:

  1. Субсидий.
  2. Грантов.
  3. Бесплатного обучения (или обучения по минимальной стоимости).
  4. Стажировок (практикумов).
  5. Получения лизинга на льготных условиях.
  6. Участия в бизнес-инкубаторах.
  7. Предоставления бесплатного или льготного юридического, бухгалтерского обслуживания (на условиях аутсорсинга).
  8. Выкупа (аренды) помещений и производственных площадок, находящихся в собственности муниципалитетов.
  9. Компенсации расходов (или скидок) на участие в рекламных мероприятиях, а также в ярмарках и выставках.

Инструменты господдержки малого бизнеса могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенным инструментам, например, относятся: налоговые каникулы по инициативе местных властей и создание бизнес-инкубаторов.

Отметим, что поддержку малому предпринимательству оказывают как коммерческие, так и некоммерческие организации, выступая в качестве партнеров государства. Именно такие организации связывают представителей предпринимательских структур и государство. Обычно партнерами государства в поддержке малого бизнеса являются:

  • инвестиционные и венчурные фонды;
  • общественные организации;
  • бизнес-школы;
  • банки и другие.

Для участия в государственной программе поддержки малого бизнеса следует внимательно изучить, какие именно программы поддержки малого бизнеса в 2018 годах работают в определенном регионе РФ. Кроме того, в каждом муниципальном образовании проводят мероприятия, которые направлены на помощь индивидуальным предпринимателям.

Гос программы поддержки малого бизнеса в 2018 годах врегионах РФ

На сегодняшний день в некоторых регионах РФ уже приняты программы развития малого бизнеса, которые рассчитаны на длительный срок. Данные программы регулируют условия функциональной, а также материальной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Среди субъектов РФ, которые приняли программы поддержки малого бизнеса в 2018 годах, следующие:

  • Астраханская область;
  • Алтайский край;
  • Владимирская область;
  • Кировская область;
  • Краснодарский край;
  • Московская область;
  • город Севастополь.

В контексте программ, утвержденных в регионах, определены мероприятия, которые будут способствовать инновационному подходу к развитию и ведению малого бизнеса. В ходе внедрения программ поддержки малого предпринимательства происходит перераспределение бюджетных средств между регионами для реализации местных программ.

Поддержка малого и среднего бизнеса направлена на развитие начинающих субъектов малого предпринимательства и на предпринимателей, которые заняты в сфере сельского хозяйства, промышленности и производства.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса вМосковской области

По программе развития малого бизнеса в Московской области будут создаваться условия для работы малых предприятий. Среди основных целей программы — создание новых рабочих мест, улучшение квалификации кадров и развитие инфраструктуры малого бизнеса в целом в регионе.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса вАстраханской области

В Астраханской области реализуются аналогичные с Московской областью программы. Они, в том числе, предусматривают:

  • популяризацию предпринимательской деятельности;
  • создание условий для честной конкуренции среди предпринимателей;
  • улучшение инвестиционного климата.

Таким образом, поддержка малого бизнеса в 2018 году направлена не только на развитие уровня малого бизнеса, но и на создание качественных условий для развития экономики РФ в целом. Планируется увеличение притока предпринимателей в малый бизнес.

Например, в 2017 году в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» выделено 17 млрд. рублей на поддержку бизнеса в регионах. Помимо этого, существует еще множество мероприятий по содействию представителям сферы малого бизнеса.

Субсидии иединовременная помощь для предпринимателей

Наиболее популярными видами поддержки предпринимателей государством являются субсидии и единовременная помощь.

В случае если у вас зарегистрировано ИП не менее двух лет, или вы являетесь учредителем ООО, которому меньше двух лет, вы можете рассчитывать на государственную субсидию. Нужно отметить, что в каждом регионе РФ свои требования к оформлению субсидии. При этом есть ряд обязательных условий для выполнения:

  • расход субсидии должен быть целевым;
  • траты должны быть задокументированы;
  • в конце отчетного периода обязательно нужно предъявлять акты, накладные и чеки в органы контроля.

Следует иметь в виду, что нецелевое расходование субсидии или невозможность подтвердить использование денежных средств приведет к необходимости вернуть выделенные деньги в бюджет.

Если вы планируете открыть «бизнес под ключ», то не стоит рассчитывать на субсидию от государства. Дело в том, что гос. программы поддержки малого бизнеса 2018 года реализуются в виде софинансирования, и индивидуальный предприниматель в любом случае должен будет вложить часть собственных денежных средств.

Средства на открытие малого предприятия можно также получить и от федеральной службы занятости. Это предусмотрено в рамках государственной услуги по содействию самозанятости граждан, которые получили статус безработного.

Планируя получение единоразовой помощи от Центра занятости (ЦЗ) в своем регионе, следует обратить внимание на некоторые важные моменты. В первую очередь нужно встать на учет в ЦЗ в качестве безработного и доказать, что все предложенные центром варианты трудоустройства вам не подходят.

Отказы от предложенных вакансий обязательно должны быть обоснованными. Вам будет необходимо приходить к куратору и выполнять все требования, предъявляемые службой.

В случае если по истечении определенного промежутка времени вас не устроили на работу, то можно переходить к следующему этапу, сделав заявление о том, что вы готовы открыть собственное предприятие малого бизнеса.

Вам могут предложить бесплатно обучиться на курсах.

Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Кроме того, вам нужно будет составить подробный бизнес-план. Если онбудет одобрен, то можете регистрировать ИП или стать учредителем ООО.

После регистрации ИП нужно будет предоставить документы, которые подтверждают статус индивидуального предпринимателя в Центр занятости и заключить соглашение о получении единовременной финансовой помощи (на ведение малого бизнеса).

Не забывайте о том, что для службы занятости очень важна отчетность. Самое главное — правильно оформлять документы по расходам средств, и никаких претензий к вам не будет.

тоже интересно:

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.

Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.

Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.

Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:

  1. Оплата лизинговых платежей;
  2. Погашение кредитов;
  3. Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
  4. Проведение коммуникаций;
  5. Прочее.

Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.

Консультирование

В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.

Организация ярмарок и выставок

Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.


Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.

Предоставление в аренду земельных участков и помещений

Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.

Обучение

В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:

  • Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
  • об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
  • о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
  • об охране труда работников;
  • о вопросах, связанных
  • разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
  • и так далее.

Как предпринимателям получить господдержку

Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.

На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.

Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.

Разрабатываем бизнес-план

Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.


Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?

Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.

Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.

Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:

1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.

2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.

3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.

1. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, меры по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание механизма участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства.
2. Самостоятельным направлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является создание специальных льготных режимов осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе упрощенный порядок государственной регистрации, налогообложения, учета и отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования и сертификации их деятельности (продукции, услуг), механизм ускоренной амортизации.
3. Субъекты Российской Федерации вправе применять дополнительные по отношению к настоящему закону виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия, дающие субъектам малого и среднего предпринимательства право на приоритетную поддержку со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации за счет региональных средств и ресурсов, и категории поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывающие соответствие направления деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, участие в реализации региональных программ социально – экономического развития либо иные условия исходя из потребностей социально – экономического развития субъекта Российской Федерации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.