Подход логопеда к работе с детьми. Новые подходы в логопедической работе с детьми-дизартриками на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения

Личностно-ориентированный подход к учащимся с речевыми нарушениями в начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди, и педагоги, в том числе и учителя-логопеды.

В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка (учащегося - логопата), на сохранение и развитие доверия к миру (позитивное отношение к жизни), развитие индивидуальности и личности ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.

Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. У них отмечаются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков, недостаточная сформированность фонематических процессов, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, недостаточное развитие связной речи.

Кроме того, у учащихся с нарушениями речи отмечаются: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. И как следствие этого, у обучающихся имеют место трудности формирования учебных умений (планирование работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности).

В связи с этими особенностями обучающихся с речевыми нарушениями я определила следующие направления работы:

  • развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов произношения;
  • расширение лексического запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
  • формирование полноценных учебных умений;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Свою работу я начинаю со сбора анамнеза, данных о раннем развитии ребенка, перенесенных заболеваниях, исследования неречевых психических функций, состояния звукопроизношения, изучения анатомических особенностей артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза, исследования лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояния связной речи и др. После логопедического обследования и определения логопедического заключения (диагноза) я провожу индивидуальные (2 раза в неделю) и подгрупповые занятия (2-3 раза в неделю) с учащимися.

На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся. Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, например, при подготовке органов артикуляции к произношению свистящих звуков, учащиеся выполняют одни упражнения «Качели», «Горка», «Силач», «Паровоз», а при постановке шипящих звуков другие упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Ковшик», «Вкусное варенье».

На коррекционно-развивающих занятиях реализуется комплексный подход, так как одновременно ведется работа над мимикой, развитием мелкой моторики и др. Учащиеся перевоплощаются в героев сказок, зверей, инопланетян. Таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, ведется работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.



На подгрупповых занятиях с учащимися проводится работа по закреплению звуков в речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, используются настольные игры, настенные плакаты и дидактические пособия по разным лексическим темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками и другими атрибутами, голосовые и дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи.

Кроме того, для достижения положительных результатов используются упражнения образовательной кинезиологической программы «Брейн Джим»: «Лежащая восьмерка», «Слон», «Сова» и другие, которые очень нравятся детям и развивают их творческие способности. Кинезиология это лечение движением. Кинезиологические и кинезотерапевтические методы - это новые системы оздоровления.

«Брейн-джим» - это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребёнка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии. Это - наука об использовании тонуса определённых мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.

Edu - Kineste (ЕК) - методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это - устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.

Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК - это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.

Сторонники упражнений «Брейн - джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений.
На логопедических занятиях я стараюсь уделять большое внимание развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формированию черт гармоничной и незакомплексованной личности учащегося (дружбе, уважению, самоуважению, критичности самокритичности, оценке и самооценке).

Все коррекционные занятия ориентированы на психологическую защищенность обучающихся, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Созданы разные варианты проведения занятий с использованием литературных персонажей «Словознайкиным» и «Звукознайкиным», специально изготовленных сюжетов сказок на фланелеграфе и магнитной доске, элементов сюжетно-дидактических игр, с использованием предметных и сюжетных картин.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания обучающихся и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть то, что учащиеся-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Такая организация занятий способствует развитию связной речи учащихся, положительного эмоционального состояния детей, поддержания интереса и внимания к изучаемой теме, а значит и эффективной результативности.

В заключении хотелось бы отметить, что очень важно на коррекционно-развивающих занятиях создавать ситуацию успеха и давать предвосхищающую положительную оценку учащимся с речевыми нарушениями, чтобы они поверили в свои силы и стали более уверенными, проявляли познавательную активность к языковым явлениям. При этом необходимо не забывать правило трёх «П»:

  • понимать,
  • принимать,
  • признавать

за детьми право быть такими, какие они есть.

Кроме перечисленных технологий, в своей работе я использую логопедический массаж, Су-Джок терапию, музыкотерапию, игры с моделями-символами и другие нетрадиционные методы, что позволяет мне добиваться высоких результатов. Ведь хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе.

Литература

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-105 с.
  2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-110с.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с

Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Этапы работы:

  1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
  2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами .

Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

  • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
  • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя :

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

  • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психокоррекционные игры.

Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

При чтении произведений учитывается:

  • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
  • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
  • Лексическая тема.

Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
  • Освобождение от мышечных зажимов;
  • Развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Придумывание сказок по рисункам.
  • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

  • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

  • анкетирования, опросы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
  • просмотры занятий,
  • дни открытых дверей,
  • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
  • тематические вечера «Уроки для родителей»,
  • тематические выставки.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Примерные темы для консультаций:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Выполнение домашнего задания;
  • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
  • Речевые игры дома;
  • Автоматизацией звука дома;
  • Как научить ребёнка читать;
  • Обучение практическим приёмам работы.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

Основной логопедический диагноз учащихся в группах «Особый ребенок» – общее недоразвитие речи разного уровня. Имеются и неговорящие дети. Есть дети, имеющие нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Все учащиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа логопеда в таких группах имеет определенную специфику.

Логопедическая работа базируется на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, его психоэмоциональные особенности.
  • Эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.
  • Игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Можно выделить специфические особенности логопедической работы с «особыми» детьми.

1. Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

В работе невозможно ориентироваться на «среднего» ученика. Каждый ребенок в полном смысле «особый»; у него разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у «особых» детей выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. С таким ребенком наиболее продуктивными будут занятия в логопедическом кабинете. А кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы. В этом случае логопед приходит в класс и подключается к работе дефектолога и воспитателя.

Например, Катя Ч., тяжелый дизартрик, имела практически неподвижный язык, слюнотечение. В начале логопедической работы боялась зеркала и не давала до себя дотронуться. Казалось, что ничто не сможет ее научить артикуляционным упражнениям. Логопед заметила, что девочка очень чувствительна к похвале и любым хорошим добрым словам, и начала ее хвалить и даже перехваливать. За любую мелочь, даже просто за попытку что-то сделать перед зеркалом. Кате это настолько понравилось, что после каждого занятия она радостно стремилась показать дефектологу, воспитателю и бабушке чему она «научилась». Вскоре Катя стала заниматься у зеркала уже 15-20 минут, проделывая весь комплекс упражнений. Язык ее стал подвижнее и создались предпосылки для постановки звуков. Девочка больше не боится зеркала и ходит на занятия с удовольствием.

2. Логопедические занятия в классах «Особый ребенок» носят комбинированный и игровой характер.

Занятие включает в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме. Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки, для старших детей – компьютер. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

3. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

4. Организация контекста занятий.

Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно.

Здесь важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение логопеда.

Например, Валя Ж. – уже взрослый мальчик отказывался делать артикуляционные упражнения, стеснялся, вел себя дурашливо, все это время логопед сидел за столом напротив него. Он решил попробовать изменить свое местоположение и сел за парту рядом с ним. Мальчика словно подменили. Он настроился на рабочий лад и проделал все, что его просили. Оказалось, что он привык так заниматься дома и в классе, и первоначальное дистанцированное местоположение логопеда тревожило его.

Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают влияет на успешность занятий. Поэтому важно знать их привычки, предпочтения, и использовать это в организации контекста занятий.

5. Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

На занятиях важна динамика внимания ребенка. Чтобы не довести внимание ребенка до истощения, необходимо хотя бы на один шаг «опережать» его внутренние события. Важно во время заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Когда ребенок начинает отвлекаться – уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.

6. Моделирование ситуаций достижения.

«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые – от родителей до педагогов стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить.

Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку и ему нужна помощь. В этом случае нужно сделать вид, что его не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова.

Мотивация достижения игрушки настолько сильна, что ребенок начинает произносить слова. Правда, для того, чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой потребуется очень много времени.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

Может показаться, что работа логопеда ни к чему не приводит, идет впустую. Это может повергнуть (особенно начинающего) логопеда в отчаянье. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2-3 года. Эта особенность восприятия и обратной связи детей не должна пугать педагогов.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает обратную связь о состоянии ребенка после занятий и, с учетом этого, планирует стратегию занятий. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то здесь сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматического строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценится. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обстановке. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой – в реальную жизнь.

Разделы: Коррекционная педагогика

1. Анализ ситуации, недостатков результатов в основном процессе в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования.

Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагога на осуществление деятельностного подхода к развитию целостной личности, который лежит в основе федеральных государственных требований и стандартов. В прежних рабочих программах ("Программа воспитания и обучения в детском саду" Васильевой М.А., "Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей " Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной) деятельностный подход к развитию личности ребёнка был заявлен, но в полной мере не реализован, так как ребёнок не выступал в ней как субъект собственной деятельности.

2. Формулировка профессиональной проблемы.

Анализ речевой активности детей на занятиях, низкая мотивация речевой деятельности, недостаточный уровень сформированности речевых умений и навыков заставляет пересмотреть применяемые подходы в логопедической работе с детьми, ведёт к поиску новых эффективных технологий и их применению. Деятельностный подход применительно к работе логопеда предполагает полноценное речевое развитие ребёнка во всех видах деятельности. Логопед должен не только помочь ребёнку овладеть необходимыми для него речевыми умениями и навыками, но и создать условия для их применения во всех видах его деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, учебной). Применение деятельностного подхода влечёт за собой внесение изменений в сложившуюся ранее систему логопедической работы. Необходимо внести разумные коррективы в содержание, форму и организацию работы с детьми.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Деятельностный подход предполагает внесение изменений в задачи, содержание, форму, организацию логопедической работы с детьми, во взаимодействие участников образовательного процесса, в развивающую среду логопедического кабинета.

Изменение задач и содержания коррекционной работы.

В связи с отсутствием в настоящее время перечня программ, рекомендуемых ДОУ задачи и содержание коррекционного обучения определяются локальной Программой развития дошкольного образовательного учреждения, которая составлена на основе: Основной общеобразовательной программы дошкольного образования " От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей " Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, "Коррекционной образовательной программы для детей с ОНР" Мазановой Е. В. На основе выше перечисленных документов, диагностических данных логопед должен изменить и составить рабочую программу, перспективное и ежедневное планирование нод.

  1. Способствовать развитию умений пересказа короткой сказки с изменением сюжета (о.о. коммуникация).
  2. Упражнять в употреблении в речи простых и сложных предложений с однородными членами (о.о. коммуникация).
  3. Развивать интонационную выразительность речи в диалоге лисы и журавля (о.о. коммуникация).
  4. Развивать умения работы на плоскости листа с шаблонами и карандашами (о. о. художественное творчество).
  5. Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине (о.о. познание).

В ходе данной нод дети упражняются в творческом рассказывании сказки, в ориентировке на плоскости листа, располагая шаблоны-фигурки героев в соответствии с сюжетом, употребляют в речи прилагательные в сравнительной степени при объяснении проблемной ситуации в сказке.

В содержании нод логопед должен планировать участие детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В своей работе я всегда применяла различные дидактические, словесные, подвижные игры. Зачастую при проведении игр я отводила себе главную роль. Для деятельного речевого участия детей в игре необходимо изменить роль логопеда в ней. Логопед должен участвовать в игре на равных, быть не над ребёнком, а вместе с ним, Учитывая старший возраст детей, уровень речевого развития необходимо привлекать детей к выполнению роли ведущего в игре, организовывать различные проблемные ситуации, выход из которых ищут сами дети (подбор для гнома и гномика предметов с суффиксами с увеличительным и уменьшительно-ласкательным значением, составление рассказа о зиме африканскому мальчику Волли в игре "Так бывает или нет").

При организации коммуникативной деятельности на занятиях проблемой №1 всегда была низкая речевая активность детей, этому способствовала ведущая роль педагога, малоэффективные приемы работы. Выходов из этой неблагоприятной ситуации более чем предостаточно, правда они чаще всего незнакомы, непривычны и хлопотны для педагога. Повысить речевую активность детей помогает использование в работе методов интерактивного обучения (работа в парах, группах, участие в ролевых играх, диалоговое обучение, творческие работы, исследовательские проекты). Внедрение в работу методов интерактивного обучения предполагает незаметно включить детей в работу и получить их ответную активность. Кроме этого логопеду необходимо изучить и применять в работе деятельностно-ориентированные технологии (проектные, проблемного обучения, информационные). Суть деятельностного подхода как нельзя лучше раскрывает китайская пословица: “Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Необходимо включать в занятия продуктивную деятельность.

Опыт работы организации продуктивной деятельности (постройка своей комнаты из конструктора, кубиков; прочного дома для поросёнка с закреплением относительных прилагательных; рисование безопасной дорожки для колобка с употреблением предлогов с пространственным значением, изготовление букв из разного материала, лепка любимого животного для составления описательного рассказа о нём, рисование для Ромы рисунка из предметов с звуком "Р" и т.д.) свидетельствует о повышении мотивации и речевой активности детей. Необходимо и далее разнообразить и примененять в работе приемы продуктивной деятельности. Так в нод по развитию связной речи нужно использовать не только демонстрационный материал (картина, серия картин), но и раздаточный (аналогичные серии картинок, силуэтные изображения главных героев, плоскостные изображения героев и предметов, позволяющих раскрыть сюжет). Например: при составлении рассказа из опыта “Как я лепил снеговика” один ребенок рассказывает рассказ у доски, остальные дети слушают и составляют снеговика из плоскостных изображений на столах в соответствии с услышанным в рассказе. Или при составлении рассказа по серии картин “Умный ежик” ведущий ребенок расставляет серию на доске и рассказывает, остальные слушая, выкладывают сюжет с помощью плоскостных изображений на столах. Использование раздаточного материала на данных занятиях включает ребенка в продуктивную деятельность и способствует речевому развитию.

Изменение формы организации деятельности.

Традиционными формами коррекционной работы логопеда с детьми являлись групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в логопедическом кабинете. В рамках ФГТ задачи речевого развития детей предполагается решать в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка (в непосредственной образовательной групповой и индивидуальной деятельности, в ходе режимных моментов) и в самостоятельной деятельности детей. Основным местом проведения непосредственно образовательной групповой и индивидуальной деятельности, особенно на первоначальных этапах работы, остаётся логопедический кабинет. По мере овладения детьми теми или иными речевыми умениями и навыками логопед должен включаться в совместное проведение нод вместе с воспитателем в группе и выполнять вспомогательную роль. Кроме проведения и участия в нод логопед во избежание закрепления у детей навыков " кабинетной" речи должен участвовать в проведении режимных моментов. Так, например при организации воспитателем наблюдений за живой и неживой природой на прогулке, логопед может провести это же наблюдение с своей подгруппой детей. Роль логопеда, как активного участника в сюжетно-ролевой игре, также будет способствовать совершенствованию у них речевых умений и навыков.

Изменение взаимодействия участников образовательного процесса.

Применение деятельностного подхода требует изменения взаимодействия логопеда с детьми, педагогами, родителями. Гораздо проще и мало эффективнее использовать прежний, авторитарный, назидательный стиль взаимодействия. Использование прежнего стиля недопустимо, нужно перейти к стилю взаимосотрудничества, взаимопонимания. Нужно изменить формы, содержание этой работы. Логопед должен вести общение в доступной форме, уходить от использования профессиональной лексики, подобрать новые более эффективные формы работы с использованием новых технологий (ИКТ, ТРКМ). Отражение речевой работы в тетрадях – взаимосвязи с педагогами и в домашних тетрадях также требует качественного и количественного изменения. Рекомендации нужно конкретизировать, подбирать с учётом индивидуального подхода, содержать деятельностный подход. Педагоги, а особенно родители должны понимать для чего и как нужно выполнять ту, или иную рекомендацию логопеда.

Изменение образовательно– развивающей среды логопедического кабинета и логогруппы.

Образовательная среда должна вызывать интерес у ребенка. Правильно организованная предметно– пространственная развивающая среда логогруппы и логокабинета создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в развитии, позволяет ребенку проявить свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, помогает стать уверенным в себе. Предметно-развивающее пространство нужно организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Прежде всего, необходимо пересмотреть демонстрационный и раздаточный материал, убрать старые “отработавшие” пособия, пополнить новыми в соответствии с новыми явлениями в жизни. Пособия должны вызывать личностный интерес для освоения познавательной деятельности, развивать мыслительные способности детей, и включать ребенка в продуктивную деятельность. Они должны быть расположены в доступных, удобный и безопасный для детей местах. Пособия должны быть многофункциональными. Необходимо иметь различные развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы), которые способствуют развитию функций обозначения и замещения. Нужно правильно разместить в помещении “ стену’’ творчества (магнитная доска, фланелеграф в сочетании с различными атрибутами). Необходим творческий уголок, в котором ребенок может заниматься той или иной деятельностью. Создание минилабораторий для речевых упражнений позволит освоить детям прием словообразования, запомнить образ буквы, поэкспериментировать и закрепить употребление относительных прилагательных, обозначающих материал. Нужны книжные уголки и активные речевые газеты.

4. Описание нового образовательного результата, сформированного у ребёнка с ОНР.

Я предполагаю, что применение в своей работе деятельностного подхода обеспечит полноценное речевое развитие ребёнка во всех видах деятельности, сформирует активную, самостоятельную, творческую личность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.