Литературно-исторические заметки юного техника.

Александр Николаевич Ладыгин родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области). Происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии (его род, как и род Романовых, вёл свое происхождение от Андрея Кобылы). Его родители - небогатые дворяне, Николай Иванович и Варвара Александровна (в девичестве Вельяминова).

По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступает в неранжированную роту («подготовительные классы») Воронежского кадетского корпуса имени Великого князя Михаила Павловича, которая располагалась в Тамбове , затем был переведен в Воронеж с характеристикой: «Добр, отзывчив, прилежен». А в 1861 году в Тамбов переехала вся семья Лодыгиных. В 1865 году Лодыгин выпущен из Кадетского корпуса юнкером в 71-й Белёвский пехотный полк, а с 1866 по 1868 годы учился в Московском юнкерском пехотном училище. В 1870 году Лодыгин выходит в отставку и переезжает в Санкт-Петербург . Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Не дождавшись решения от российского военного министерства Лодыгин пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ изобретатель едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина.

Вернувшись в Петербург, он вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике. В 1871-1874 годах проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте.

Первоначально Ладыгин пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Потерпев неудачу, перешёл к экспериментам с угольным стержнем, помещённым в стеклянный баллон.

В 1872 году Ладыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году - получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

В 1870-х годах Ладыгин сблизился с народниками. 1875-1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге, работает на разных заводах, усовершенствует свой водолазный аппарат, трудится над другими изобретениями. За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава III-й степени - редкий случай среди российских изобретателей. Почетный инженер-электрик ЭТИ (1899).

В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди разыскиваемых - знакомые и друзья Лодыгина. Он решил уехать за границу. Расставание с Россией продлилось 23 года. Ладыгин работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 году «Дженерал электрик компани».

В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100-400 свечей. В 1894 в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1906 году в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. Важное направление изобретательской деятельности - разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов, меленита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора, кремния.

К 170-летию со дня рождения

Александра Николаевича Лодыгина

18 октября 1847 г. - 16 марта 1923 г.

"Есть еще и неутомимое желание быть полезным

своей Отчизне…

чтобы озарить дешевым электрическим светом

всю Россию -

и дворцы вельмож, и крестьянские избы..."

Александр Лодыгин

Имя этого ученого, подарившего миру свет, вошло в историю отечественного и мирового изобретательства. Александр Николаевич Лодыгин - выдающийся русский инженер-электрик, изобретатель первых в мире ламп накаливания, основоположник электроотопления, основатель электротермии. Он родился 18 октября 1847 г. в семье помещика, отставного офицера старой и знатной дворянской фамилии, в с. Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской
губернии. Усадебный дом Лодыгиных не был дворцом. Он представлял собой типичный сельский дворянский особняк, в котором первый этаж, предназначенный для хозяйских нужд и прислуги, был кирпичный, а второй, где жили хозяева - деревянный. В канун крестьянской реформы 1861 года Лодыгины переехали в губернский город Тамбов, оставив за собой часть усадьбы. С этого времени семья проводила летние месяцы в Стеньшино, куда на каникулы приезжал и кадет Александр Лодыгин, а зимой живут в Тамбове, позже в Воронеже. Продолжив традиции семьи, Александр Николаевич получил военное образование, окончив Воронежский кадетский корпус и Московское юнкерское училище. Однако, Лодыгин видит свое призвание совсем в иной сфере и, прослужив обязательный срок, уходит в отставку.

Александр Николаевич поступает на Тульский оружейный завод молотобойцем, затем простым слесарем и одновременно изучает труды по электричеству, механике и металловедению, осознавая, что без этих знаний воплощение его мечты о создании электролета может быть отодвинуто в далекое будущее. Еще будучи кадетом, он обдумывает план конструкции летательного аппарата с горизонтальным винтом и на электротяге, который был бы тяжелее воздуха, уже в 1869 году смог представить Главному инженерному управлению проект геликоптера с электрическим двигателем. «Электролет» Лодыгина ничего не имел общего с проектировавшимися в те времена управляемыми аэростатами.

Конструктор исходил из принципов механики, основываясь на известном положении, что «если к какой-либо массе приложить работу архимедова винта и сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы». Основанный на этом принципе «электролет» Лодыгина представлял собой длинный, хорошо обтекаемый цилиндр, оканчивающийся спереди конусом, а сзади полушарием.
Со стороны полушария был укреплен винт, сообщавший снаряду движение в горизонтальном направлении. Сверху же снаряда располагался второй винт. Устанавливая его лопасти под различными углами, конструктор рассчитывал менять скорость «электролета», а комбинацией работы того и другого винта сообщать аппарату движение то вертикальное, то горизонтальное.

Конструктор не получил поддержки от правительства для продолжения своих работ, и «электролет» не был построен.

В 1870 году Лодыгин переезжает в Петербург и вольнослушателем начинает посещать
лекции знаменитых механиков И. А. Вышнеградского и В. Л. Кирпичева, химика Д. И. Менделеева, а также трудится над проектом электролета. Поиски способа освещения летательной машины в ночное время привели его к изобретению лампы накаливания.
В своих первых опытах Лодыгин использовал железную проволоку, но она оказалась непригодной для целей изобретателя, потом были применены стержни из кокса. Только угольные стержни способствовали получению значительного света, и решению включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока.

В 1872 году Лодыгин конструирует лампу накаливания в стеклянном баллоне с угольным стержнем. Продолжительность горения составляла примерно 30 минут из-за того, что воздух проникал в колбу и ускорял перегорание угля. Уже в следующем, 1873 году Лодыгин создает лампу с двумя угольными стерженьками: первый горел 30 минут и выжигал кислород, после чего второй стержень мог гореть 2-2,5 часа. Одновременно с научными исследованиями и разработками ламп накаливания проходили первые в мире публичные опыты электрического освещения. В 1873 г. русским инженером А. Н. Лодыгиным была создана первая в мире электрическая лампочка накаливания. В 1874 г. Лодыгину в России выдали патент (привилегия № 1619 от 11 июля 1874 г.) на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения». «Электрический свет, получаемый от индуктивных токов, должен быть единственным искусственным светом, употребляющимся на земном шаре как по своей силе и ровности света, так и по безопасности и дешевизне…» - пишет в своих сочинениях Александр Николаевич.

Учитывая огромное значение изобретения, Санкт-Петербургская Академия наук присудила изобретателю за его работу полную Ломоносовскую премию по разделу «Открытия в области физики».

Лампочка накаливания А. Н. Лодыгина практически не нагревала помещение, и ее было удобно и безопасно использовать в домашних условиях. Но в России не удалось наладить массовое производство ламп, и Лодыгин уехал в Америку, где с изумлением узнал, что там его лампа носит имя Эдисона. Позднее американский суд вынужден был аннулировать патент Эдисона и подтвердить приоритет Лодыгина. Эдисон несколько раз усовершенствовал лампу А. Н. Лодыгина, не меняя идею. Эдисон получил несколько патентов, но не на изобретение лампы накаливания, а на усовершенствование лампы А. Н. Лодыгина.

В 1900 году на Парижской выставке демонстрировалась лампа накаливания с вольфрамовой нитью. К этому изобретению Лодыгин пришел путем систематической работы вместо дорогостоящих и имеющих незначительное сопротивление платиновых нитей накаливания, которые применялись неоднократно, он обратил внимание на такие тугоплавкие металлы, как осмий, тантал, молибден, вольфрам. Применение этих металлов позволило найти наилучшее решение задачи о лампе накаливания. Лодыгину приходит мысль о замене угольной нити тела накала лампы на вольфрамовую, закрученную в спираль. Он получает патенты на изобретения № 575002 и 575668 на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты сыграли выдающуюся роль в создании ламп накаливания с металлической нитью. Лампы накаливания Лодыгина с тугоплавкой (с температурой плавления 1310 С) вольфрамовой нитью используются до сих пор. Они достаточно экономичны, дают ровный яркий белый свет, служат тысячи часов и долгое время считались практически безопасными.

В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. Конструкция этого водолазного аппарата - фактически прообраз акваланга. «Произведя изыскания о возможности оставаться под водой более или менее долгое время, я пришел к выводу…надобно аппарат, при котором: 1) не требовалось бы сообщения с поверхностью воды; 2) имелся бы постоянный и достаточный доступ кислорода в легкие водолаза; 3) была бы полная свобода в движении во всех направлениях и глубинах, чтобы быть в воде как дома, как на земле» - писал изобретатель.

Еще одно направление изобретений Лодыгина - индукционные печи для плавки тугоплавких металлов. Его недаром называют отцом электротермии. Первый электротермический прибор построен им еще в 1872 году. Вот как Лодыгин описывает свои результаты: «…индукционная печь представляет собой специальный тип трансформатора, в котором предназначенный к расплавлению металл является первичной обмоткой, рассчитываемой на максимальное нагревание. Здесь имеет место случай, когда во всей полноте применим закон Джоуля… такой трансформатор, очевидно, может быть сделан однофазным или многофазным, и к нему применимы все видоизменения в конструкции и сочетании трансформаторов, какие существуют на практике…» Он явился одним из пионеров промышленной электротермии, создав ряд оригинальных конструкций электрических печей, на его счету 11 патентов по этой теме. Его интересы сосредотачиваются на применении электричества в металлургии и на проблемных вопросах промышленной электротермии. С 1900 по 1905 гг. под руководством А. Н. Лодыгина было построено несколько заводов для производства феррохрома, ферровольфрама, ферросилиция.

А. Н. Лодыгин был первым, предложившим использовать электричество для отопления и
разработавшим электрический нагревательный прибор, основанный на накаливании электрическим током угольных стержней, помещенных в тонких металлических трубках.
Жизнь Лодыгина за рубежом была сложной и многогранной. Он был и предпринимателем, и простым рабочим, и инженером, работал на автомобильном заводе «Clemenc», на вагонном заводе, на заводе аккумуляторов, был инженером-конструктором фирмы «Westinghouse» по электроосвещению, инженером по электрооборудованию на постройке Нью-йоркского метро, старшим химиком кабельного завода. Прожив долгие годы за границей, Лодыгин всегда считал себя патриотом России. «Я с гордостью могу сказать, что, где бы я ни был, я оставался русским и не боюсь заявить этого», «…в течение всего времени моего отсутствия из России никогда ни на минуту, однако же, не упускал я из виду жизни моей собственной страны, моей Родины - России...»

На VI Всероссийском электротехническом съезде Лодыгин был избран единогласно почетным депутатом съезда, но когда пришла к власти буржуазная Февральская революция жизнь русского изобретателя, боровшегося за развитие отечественной промышленности, стала особенно тягостной.
В 1917 году ему пришлось уйти со службы. Оставшись без средств, с больной женой и двумя детьми семидесятилетний изобретатель решает покинуть родину. Вскоре Молодая Советская власть взяла курс на освобождение промышленности от иностранной зависимости, на электрификацию всей страны. Тяжелобольной Лодыгин уже не мог участвовать в осуществлении мечты всей своей жизни.
Известие из России о том, что он избран почетным членом Общества русских электротехников, пришло в США с опозданием - 16 марта 1923 года Александра Николаевича не стало.

Лодыгин - лауреат Ломоносовской премии Российской академии наук, член многих авторитетных научных обществ - Русского технического (РТО) и Русского физико-технического, Американского химического и Американского электрического, института американских инженеров-электриков, Французского и Международного обществ инженеров-электриков; он - кавалер ордена Станислава III степени за изобретение системы электроосвещения - редчайшей награды среди изобретателей России, почетный член Общества русских электротехников.

«…Идут годы, мы открываем все новые, считавшиеся утерянными, работы и изобретения Лодыгина, много новых страниц открыто… Все очевидней становится вклад Лодыгина в прогресс самых разнообразных областей электротехники, еще заметней, еще весомей и дороже с высот знаний человечества…» - пишет в предисловии к книге «Лодыгин» Л. Жуковой советский учёный в области автоматики и процессов управления, член-корреспондент АН СССР А. А. Вавилов.
Александр Николаевич Лодыгин вошел в историю науки как изобретатель лампы накаливания, но он же явился одним из первых ученых и изобретателей в области электротермии и электротехнологии.

Книги о жизни и деятельности изобретателя

Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) // Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Часть II / предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова; сост.- ред. М. В. Кузнецов. - Москва: Ленинград; ОГИЗ, 1948. - С. 995-1002.

Гумилевский Л. «Русский свет» в Европе: [о значении изобретений А. Н. Лодыгина] // Русские инженеры / Л. Гумилевский. - 2-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 1953. - С. 171-175.

Жукова Л. Н. Лодыгин / Л. Н. Жукова; предисл. А. А. Вавилова. - 2-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 1989. - 303 с. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. 632).

28.088(2Р-4Ли)

Золотарева Т. В. Усадьба в селе Стеньшино: [род. усадьба Лодыгиных] / Т. В. Золотарева // Природно-культурное наследие Липецкого края: материалы обл. науч.-практ. конф. 15 мая 1999 г. - Липецк: ЛГПИ, 2000. - С. 61-63.

Русский электротехник, один из изобретателей лампы накаливания (11 июля 1874 года), предприниматель.


Лодыгин родился в селе Стеньшино Тамбовской губернии в дворянской семье. Род будущего изобретателя был очень знатным и вел свое происхождение от Андрея Кобылы, от которого происходили и Романовы.

В 1859 году Лодыгин поступил в кадетский корпус в Тамбове, а в 1867 году окончил Московское юнкерское училище, где учился на военного инженера. Через 3 года Александр переехал в Санкт- Петербург. Уже тогда проявился его интерес к лампам накаливания. В качестве вольного слушателя он стал посещать лекции в Технологическом институте. В 1871-1874 годах Лодыгин посвятил экспериментам, пробуя использовать лампы накаливания для электрического освещения Адмиралтейства, Галерной гавани, Технологического института и др.

Сначала в качестве нити накаливания изобретатель пробовал использовать железную проволоку, но подобные эксперименты не увенчались успехом, и Лодыгин стал проводить опыты с угольным стержнем, который размещался в стеклянном баллоне.

В 1872 году Лодыгин подал заявку на свое изобретение, а через 2 года получил привилегию (патент) № 1619 (от 11 июля 1874 года). Петербургская академия наук удостоила изобретателя Ломоносовской премии. Лодыгин со временем получил на свое изобретение патенты Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии, Индии и Австралии. Также изобретатель основал фирму «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К0».

Первая лампа накаливания, угольная, была изобретена в 1838 году в Бельгии. Чуть позже, в 1840 году, в Великобритании появилась лампа накаливания с платиновой спиралью. Немецкий изобретатель Г. Гебель в 1854 году создал подобие современной лампы, которая представляла собой обугленную бамбуковую нить в вакуумированном сосуде.

Параллельно экспериментам с лампами накаливания Лодыгин работал над проектом водолазного аппарата. Исследования и опыты в этой области оказались успешными. В 1871 году Лодыгиным был сконструирован водолазный скафандр, в котором кислород должен был вырабатываться из воды посредством электролиза - восстановительных химических реакций, происходящих при использовании электрического тока.

В период 1875-1878 годов изобретатель сблизился с представителями общественно-политического движения народников; эти годы он провел в Туапсе в народнической общине. В 1878 году Лодыгин вернулся в Петербург, где работал на разных заводах, совершенствовал конструкцию изобретенного им водолазного аппарата, создавал проекты других изобретений.

В 1884 году Лодыгин уехал за границу, где провел около 23 лет. Русский изобретатель работал во Франции и США, где создавал серию новых моделей ламп накаливания, проекты электропечей, электромобилей и др. Вскоре после того как он покинул Россию, Лодыгин организовал в Париже производство ламп накаливания. В начале 90-х годов XIX века изобретатель стал применять нити накала из тугоплавких металлов для мощных ламп в 100-400 свечей, а в 1894 году организовал в Париже фирму «Лодыгин и де Лиль», которая занималась выпуском ламп накаливания.

Русский изобретатель первым предложил применять в лампах накаливания нити из вольфрама и закручивать их в форме спирали, как до сих пор и делается в электрических лампочках. Еще одно новшество состояло в том, что Лодыгин впервые стал откачивать из ламп воздух, что позволило многократно увеличить срок их службы. Помимо этого, для увеличения срока службы ламп Лодыгин стал наполнять их инертным газом. Патенты, полученные русским исследователем в конце XIX века на лампы с нитями из тугоплавких металлов, в 1906 году были проданы американской фирме «Дженерал электрик компани».

В 1900 году Лодыгин со своими изобретениями принимал участие во Всемирной выставке в Париже. Позднее, переехав в США, изобретатель в 1906 году руководил строительством и пуском завода по электрохимическому получению вольфрама, хрома и титана. Кроме того, Лодыгин создавал проекты электрических печей сопротивления и индукционных печей для плавки металлов, мелинита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора и кремния.

В 1895 году Лодыгин женился на журналистке Алме Шмидт, а в 1907 году вместе с супругой и двумя дочерьми приехал в Россию. Он занимался преподавательской деятельностью в Электротехническом институте, работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. В начале Первой мировой войны изобретатель приступил к разработкам летательного аппарата вертикального взлета.

Вскоре после Февральской революции 1917 года изобретатель с семьей снова выехал в США. Представители новой власти приглашали Лодыгина вернуться в Советскую Россию, чтобы участвовать в разработке плана ГОЭЛРО (электрификации страны), однако изобретатель отказался ввиду болезни. Лодыгин скончался в Бруклине (США) в марте 1923 года.

Изобретения Лодыгина, в особенности лампа накаливания, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии мировой цивилизации. Сейчас трудно представить себе жизнь без электрического освещения. В настоящее время выпускается несколько типов ламп накаливания, различающихся по назначению и особенностям конструкции. Это лампы накаливания общего и местного назначения, декоративные и иллюминационные, зеркальные, сигнальные, транспортные, прожекторные, лампы, предназначенные для применения в оптических приборах, и галогенные. Раньше в качестве индикаторов в различных приборах использовались небольшие по размеру коммутаторные лампы, но в настоящее время в аналогичных целях применяют светодиоды.

Сегодня мы расскажем вам, кто на самом деле изобрел лампу накаливания, Томас Эдисон или же Александр Лодыгин.

Т омас Алва Эдисон

Американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира; создатель фонографа; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло». В 1928 году награждён высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.

А лександр Николаевич Лодыгин

Русский электротехник, один из изобретателей лампы накаливания.

Родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии.

Его родители были небогатые дворяне. По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступил в неранжированную роту («подготовительные классы») Воронежского кадетского корпуса, которая располагалась в Тамбове, затем был переведён в Воронеж с характеристикой: «добр, отзывчив, прилежен».

В 1870 году Лодыгин вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины с электрическим двигателем (электролёта) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания.

Также вёл работу над проектом водолазного аппарата. Не дождавшись решения от российского военного министерства, Лодыгин пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ, изобретатель едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина.

Л ампа накаливания

Пресловутая “лампочка Томаса Эдисона” на самом деле была изобретена русским инженером Александром Николаевичем Лодыгиным.

Вернувшись из Парижа в Петербург, он вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике. В 1871-1874 годах проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте.

В 1872 году Лодыгин заменил растительные волокна в лампах накаливания на угольные стержень, а в 90-х годах предложил делать нить из вольфрама. Через три года состоялись первые публичные демонстрации электрических ламп накаливания, пригодных для практического применения. Но горели эти лампы всего 40 минут. Василий Федорович Дидрихсон, один из сотрудников Лодыгина, предложил выкачивать из ламп воздух, в результате чего долговечность ламп увеличилось до почти 1000 часов работы.

В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году - получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии.

В 1873 году в Санкт-Петербурге на Песках(район современных Советских улиц) Лодыгин произвел первый опыт освещения улиц при помощи электрической лампы накаливания. Но дела Лодыгина не получили финансовой поддержки государства.

Созданная им совместно с другом и помощником Дидрихсоном компания “Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К” в скором времени обанкротилась. В 1870-х годах Лодыгин сблизился с народниками. В 1875-1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников.

Хотя Томас Эдисон начал свои опыты с электрической лампой накаливания только в 1878 году. он располагал всемирной поддержкой американских финансистов, в частности Джона Пирпонта Моргана. Вместе с ним он создал фирму “Эдисоновское общество электрического освещения” с капиталом в 300 тысяч долларов. Эдисон усовершенствовал изобретение Лодыгина, создав современную форму лампы, винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, предохранитель. И сегодня, когда слово идет о Эдисоне, смотря назад, понимаешь, что все получилось так, потому что Лодыгин не получил от государство финансирование. Но факт, что Лампу накаливания создал не Томас Эдисон, а сам Русский инженер Александр Николаевич Лодыгин.

Источник – Википедия, журнал Загадки истории, автор текста – Анна Семененко.

Томас Эдисон, лампа накаливания и Александр Николаевич Лодыгин обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: сайт


В 20-х годах прошлого века в избах русских крестьян засветились электрические лампы накаливания. В советской печати их прозвали «лампочками Ильича». В этом было некоторое лукавство. Лампочки в СССР поначалу использовались в основном немецкие — компании Siemens. Международный патент принадлежал американской компании Томаса Эдисона. Но истинным изобретателем лампы накаливания является Александр Николаевич Лодыгин — русский инженер великого таланта и драматичной судьбы. Его имя, малоизвестное даже на Родине, заслуживает особой записи на исторических скрижалях Отечества.

В меру яркий и теплый свет лампочки с раскаленной вольфрамовой пружинкой многие из нас во младенчестве видят даже раньше, чем свет солнца. Разумеется, так было не всегда. У электролампы много отцов, начиная с академика Василия Петрова, зажегшего в 1802-м электродугу в своей лаборатории в Петербурге. Приручить свечение различных материалов, через которые пропускают электрический ток, с тех пор пытались многие. В ряду «укротителей» электросвета — полузабытые теперь русские изобретатели А.И. Шпаковский и В.Н. Чиколев, немец Гёбель, англичанин Суон. Яркой звездой на научном небосклоне взошло имя нашего соотечественника Павла Яблочкова, создавшего первую серийную «электрическую свечу» на угольных стержнях, в мгновение ока покорившую европейские столицы и прозванную в тамошней прессе «русским Солнцем». Увы, ослепительно сверкнув в середине 1870-х, свечи Яблочкова так же быстро и погасли. У них был существенный изъян: сгоревшие угольки нужно было вскоре заменять новыми. Кроме того, они давали столь «жаркий» свет, что в небольшой комнате было невозможно дышать. Так можно было освещать лишь улицы и просторные помещения.

Человеком, который впервые догадался выкачать из стеклянной ламповой колбы воздух, а потом и заменить уголь на тугоплавкий вольфрам, стал тамбовский дворянин, бывший офицер, народник и инженер с душой мечтателя Александр Николаевич Лодыгин.

Обошел русского творца, оказавшись для всего западного мира «отцом электросвета», американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон, по иронии судьбы родившийся в один год (1847) с Лодыгиным и Яблочковым.

Справедливости ради надо сказать, что Эдисон придумал современную форму лампы, винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, предохранители. И вообще многое сделал для массового применения электроосвещения. Но птица-идея и первые «птенцы» родились в голове и петербургской лаборатории Александра Лодыгина. Парадокс: электролампа стала побочным результатом воплощения его главной юношеской мечты — о создании электролета, «летательной машины тяжелее воздуха на электрической тяге, способной поднимать до 2 тыс. пудов груза», и в частности бомб для военных целей. «Летак», как он его называл, был снабжен двумя воздушными винтами, один из которых тянул аппарат в горизонтальной плоскости, другой поднимал вверх. Прообраз вертолета, придуманный за полвека до изобретения другого русского гения Игоря Сикорского, задолго до первых полетов братьев Райт.

О, это был человек фееричной и весьма поучительной для нас — русских потомков — судьбы! Обедневшие дворяне Тамбовской губернии Лодыгины вели свой род от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы — общего предка с царственным домом Романовых. Еще десятилетним мальчишкой в наследственной деревне Стеньшино Саша Лодыгин соорудил крылья, прикрепил их за спиной и, как Икар, прыгнул с крыши бани. Дело обошлось синяками. По родовой традиции, он пошел в военные, учась в Тамбовском и Воронежском кадетских корпусах, отслужил юнкером в 71-м Белевском полку и окончил Московское юнкерское пехотное училище. Но его уже непреодолимо тянули физика и техника. К недоумению сослуживцев и ужасу родителей, Лодыгин вышел в отставку и устроился на Тульский оружейный завод простым молотобойцем, благо от природы отличался изрядной физической силой. Для этого ему пришлось даже скрыть свое дворянское происхождение. Так он начал осваивать технику «снизу», заодно зарабатывая средства на постройку своего «летака». Потом Петербург — работа слесарем на металлургическом заводе принца Ольденбургского, а по вечерам — лекции в Университете и Технологическом институте, уроки слесарного мастерства в группе молодых «народников», среди которых его первая любовь — княжна Друцкая-Сокольницкая.

Электролет продуман до мелочей: отопление, навигация, масса других приборов, которые стали как бы наброском инженерного творчества на всю жизнь. Среди них была совсем второстепенная, казалось бы, деталь — электрическая лампочка для освещения кабины пилота.

Но пока это для него мелочь, он записывается на прием в военное ведомство и показывает генералам чертежи электролета. Изобретателя снисходительно выслушали и положили проект в секретный архив. Знакомые советуют расстроенному Александру предложить свой «летак» Франции, сражающейся с Пруссией. И вот, собрав 98 рублей на дорогу, Лодыгин отправляется в Париж. В армяке, смазных сапогах и кумачовой рубахе навыпуск. При этом под мышкой у русского молодца — рулон чертежей и расчетов. На остановке в Женеве возбужденная странным видом приезжего толпа сочла его прусским шпионом и уже потащила вешать на газовом фонаре. Спасло только вмешательство полиции.

Удивительно, но никому не известный русский получает не только аудиенцию у сверхзанятого военного министра Франции Гамбетты, но и разрешение строить свой аппарат на заводах Крезо. С 50 000 франков в придачу. Однако вскоре пруссаки входят в Париж, и русскому уникуму приходится, несолоно хлебавши, возвращаться на родину.

Продолжая работать и учиться, Лодыгин в Петербурге уже целенаправленно занялся электросветом. К концу 1872-го изобретатель после сотен опытов, при помощи механиков братьев Дидрихсон нашел способ создавать разреженный воздух в колбе, где угольные стерженьки могли гореть часами.

В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал вместе с Василием Дидрихсоном компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».Параллельно Лодыгину удалось решить и старую проблему «дробления света», т.е. включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока.
Но талант изобретателя и предпринимателя — разные вещи. И последним, в отличие от своего заокеанского коллеги, Лодыгин явно не обладал. Дельцы, сбежавшиеся на лодыгинский свет в его «акционерку», вместо энергичного усовершенствования и продвижения изобретения (на что надеялся изобретатель) пустились в безудержные биржевые спекуляции в расчете на будущую сверхприбыль. Закономерным финалом стало банкротство общества.

В осенний вечер 1873-го зеваки стекались на Одесскую улицу, на углу которой располагалась лаборатория Лодыгина. Впервые в мире на двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Пришедшие убеждались, что читать газеты так гораздо сподручнее. Акция произвела в столице фурор. Владельцы модных магазинов выстроились в очередь за новыми лампами. Электроосвещение с успехом использовали при ремонте кессонов в Адмиралтейских доках. Патриарх электротехники, знаменитый Борис Якоби, дал на него положительный отзыв. В итоге Александр Лодыгин с двухлетней задержкой получает Привилегию Российской империи (патент) на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения», а еще раньше — патенты в десятках стран мира. В Академии наук ему вручают престижную Ломоносовскую премию.
В 1875 —1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. На три года известный изобретатель исчезает из столицы, и никто, кроме близких друзей, не знает, где он. А тот вместе с группой единомышленников-«народников» на крымском берегу создает колонию-общину. На выкупленном участке побережья возле Туапсе выросли аккуратные хибары, которые Александр Николаевич не преминул осветить своими лампами. Вместе с товарищами он разбивает сады, ходит на фелюгах за рыбой в море. Он по-настоящему счастлив. Однако местные власти, напуганные вольным поселением петербургских гостей, находят способ колонию запретить.
С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге , работал на разных заводах, занимался усовершенствованием водолазного аппарата, трудился над другими изобретениями.
В это время, после прокатившейся волны революционного террора, в обеих столицах идут аресты «народников», среди которых все чаще попадаются близкие знакомые Лодыгина… Ему настоятельно советуют от греха на время уехать за границу. «Временный» отъезд растянулся на 23 года
В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания - ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль» и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки.

В 1884 году Лодыгина награждают орденом Станислава 3-й степени за лампы, завоевавшие Гран-при на выставке в Вене. И в это же время правительство начинает переговоры с иностранными фирмами о долгосрочном проекте газового освещения российских городов. Как это знакомо, не правда ли? Лодыгин обескуражен и оскорблен.

Заграничная одиссея Александра Лодыгина — страница, достойная отдельного рассказа. Упомянем лишь кратко, что изобретатель несколько раз сменял жительство в Париже и в разных городах США, работал в компании главного конкурента Эдисона — Джорджа Вестингауза — с легендарным сербом Николой Теслой. В Париже Лодыгин построил первый в мире электромобиль, в США руководил строительством первых американских метрополитенов, заводов для производства феррохрома и ферровольфрама. Вообще, США и мир обязаны ему рождением новой отрасли — промышленной электротермической обработки. Попутно он изобрел множество практических «мелочей», например электропечь, аппарат для сварки и резки металлов. В Париже Александр Николаевич обвенчался с немецкой журналисткой Алмой Шмидт, родившей ему впоследствии двух дочерей.

Лодыгин не переставал совершенствовать свою лампу, не желая уступать пальму первенства Эдисону. Бомбардируя Патентное бюро США своими новыми заявками, он счел работу с лампой завершенной лишь после того, как запатентовал вольфрамовую нить накаливания и создал серию электропечей для тугоплавких металлов.

Однако в сфере патентного крючкотворства и бизнес-интриг русскому инженеру соревноваться с Эдисоном было не под силу. Американец терпеливо выждал, пока истекут сроки действия лодыгинских патентов, и в 1890 году получил собственный патент на лампу накаливания с электродом из бамбука, тут же открыв ее промышленное производство.

В истории «о лампе накаливания» есть место и детективу, и размышлению о русском менталитете. Ведь Эдисон начал заниматься лампочкой после того, как мичман А.Н. Хотинский, посланный в США принимать крейсеры, строящиеся по заказу Российской империи, побывал в лаборатории Эдисона, передав последнему лампу накаливания Лодыгина. (В 1877 году морской офицер А. Н. Хотинский принимал в Америке крейсеры, строящиеся по заказу Российской империи. При посещении им лаборатории Т. Эдисона он передал последнему лампу накаливания Лодыгина и "свечу Яблочкова" со схемой дробления света. . По непроверенным данным, вроде как за 10000 вечнозелённых.
Лампы Лодыгина и свеча Яблочкова в порядки испытаний устанавливались на один из крейсеров. Лампу Лодыгина Эдисон и запатентовал, но использовал в качестве нити накаливания уголь от обожжённого бамбука.

Яблочков выступил в печати против американцев, заявив, что Томас Эдисон украл у русских не только их мысли и идеи, но и их изобретения. Профессор В. Н. Чиколев писал тогда, что способ Эдисона не нов и обновления его ничтожны.Фишка в том, что лампу накаливания с вольфрамовой нитью запатентовал, таки Лодыгин, но продал патент в 1906 году General Electric фактически принадлежавшей Эдисону. В принципе Эдисон такого же пошиба деляга, как и Джобс с Гейтсом - талантливые администраторы и бизнесмены, ни хрена своего не изобретшие . )
Затратив сотни тысяч долларов, американский гений долго не мог добиться лодыгинского успеха, а потом так же долго не мог обойти его международные патенты, поддерживать которые годами русский изобретатель не мог. Ну, не умел он накапливать и приумножать свои заработки! Томас Алвович же был последователен, как каток. Последним препятствием к мировой монополии на электросвет стал лодыгинский патент на лампу с вольфрамовой нитью накаливания. Помог Эдисону в этом… сам Лодыгин. Истосковавшийся по Родине и не имея средств на возвращение, русский инженер в 1906-м через подставных лиц Эдисона за гроши продал патент своей лампы General Electric, уже находившейся к тому времени под контролем американского «короля изобретателей». Тот сделал все, чтобы электрическое освещение стало считаться во всем мире «эдисоновским», а имя Лодыгина кануло в закоулки спецсправочников, как некий занятный артефакт. Эти усилия с тех пор аккуратно поддерживаются американским правительством и всем «цивилизованным человечеством».

В России Александра Николаевича Лодыгина ждало умеренное признание его заслуг, лекции в Электротехническом институте, пост в Стройуправлении Санкт-Петербургской железной дороги, командировки по планам электрификации отдельных губерний. Сразу после начала Мировой войны он подал в военное министерство заявку на «цикложир» — электрический летательный аппарат вертикального взлета, но получил отказ.

Уже в апреле 1917-го Лодыгин предложил Временному правительству достроить свой уже практически готовый электролет и был готов сам полететь на нем на фронт. Но от него вновь отмахнулись, как от назойливой мухи. Тяжело заболевшая жена уехала с дочерьми к родителям в США. И тогда пожилой изобретатель топором порубил корпус своего «летака», сжег чертежи и с тяжелым сердцем 16 августа 1917-го уехал вслед за семьей в США.

Запоздавшее приглашение от Глеба Кржижановского вернуться на родину для участия в разработке ГОЭЛРО Александр Николаевич отклонил по простой причине: он уже не вставал с постели. В марте 1923 года, когда электрификация в СССР шла полным ходом, Александра Лодыгина избрали почетным членом Общества русских электротехников. Но он об этом не узнал — приветственное письмо пришло в Нью-Йорк лишь к концу марта, а 16 марта адресат скончался в своей бруклинской квартире. Как и все вокруг, она была ярко освещена «лампочками Эдисона».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.