Сидис, уильям джеймс - биография. От гениальности к трагедии: жизнь самого умного мальчика в мире О чем говорит IQ

Принадлежит ли гений самому себе или его способности - достояние общества? Насколько свободен одарённый от природы человек?

Читая о жизни самого известного вундеркинда начала ХХ века, Уильяма Джеймса Сайдиса , невозможно не задавать себе эти вопросы. Всю жизнь он мечтал только об одном: чтобы его оставили в покое - но так и не получил желаемого.

В год малыш Уильям уже читал газеты, к шести - знал восемь иностранных языков. Он стал самым молодым студентом в истории Гарварда, поступив туда всего в 11 лет. Видимо, этот год стал переломным в его судьбе - с тех пор он ни шагу не мог ступить без внимания назойливых репортеров. В 16 лет, после окончания Гарварда, Уильям остался работать преподавателем - казалось бы, начало блестящей карьеры.

Его IQ был просто фантастическим - достигал 250-300 баллов. Но при таком колоссальном интеллекте, Уильям Сайдис совершенно не умел общаться с людьми.

Уильям родился в 1898 году в семье Бориса и Сары Сайдис, еврейских эмигрантов из России.

Обосновавшись в Нью-Йорке и обладая незаурядными способностями, его родители быстро приобрели известность. Борис стал пионером в исследовании психологии, получив ученую степень в Гарвардском университете и преподавая в нем психопатологию. Сара окончила медицинский факультет Бостонского университета, но через два года бросила свою карьеру в связи с рождением в их семье сына Уильяма.

Хотя, возможно, ребенок и стал главным объектом исследований двух неординарных родителей.

Для воспитания Уильяма они использовали инновационные для того времени методы психологии. Вопрос с образованием родители решили не откладывать в долгий ящик, и буквально с первых месяцев жизни детский мозг Уильяма принялся поглощать информацию в немыслимых объёмах.

Изучать алфавит начали, как и во многих семьях, на деревянных кубиках, с тем лишь отличием, что отец при этом вводил мальчика в гипнотическое состояние, чтобы тот повторял за ним буквы.

В полгода малыш смог произнести первые два слова. Причем не привычные «мама» и «папа», а door и moon.

В восемь месяцев он уже не только самостоятельно ел из ложки, но и распознавал все буквы на кубиках.

В полтора года он читал вслух газету, а вместо привычного для всех развития моторики на игрушках набирал текст на печатной машинке.

В возрасте пяти лет малыш изучил латынь, иврит, греческий, русский, французский и немецкий языки.

А в шесть лет фотография Уильяма, поступившего в школу и за полгода освоившего всю программу класса, появилась на первой полосе New York Times.

Когда ребёнку было 9, его отец попытался убедить руководство Гарварда, что его сын уже готов к поступлению, но там скептически отнеслись к идее, что студентом уважаемого университета станет девятилетний мальчик.

Тем не менее уже в возрасте 11 лет Уильяма Сайдиса, чей IQ по некоторым данным оценивался даже выше, чем у Альберта Эйнштейна, приняли в университет.

Но поступление в Гарвард принесло мальчику славу, к которой он не был готов.

Эмоциональная неподготовленность, снующие за ним по пятам репортеры, смакующие каждую подробность его личной жизни и банальное отсутствие навыков общения даже со сверстниками, не то что с сокурсниками, привели к первому нервному срыву в 1910 году.

Уильяма поместили в санаторий. Замкнутый подросток, и до того не отличавшийся активностью, вернулся оттуда совсем подавленным.

Гарвард он все же закончил в 16 лет, оставшись в нем преподавателем. Но студентов не привлекал курс читаемых им лекций - они интересовались исключительно подробностями личной жизни своего преподавателя, который по возрасту был младше многих из них. А когда в беседе с одним из своих учеников Сайдис признался, что никогда не целовался, он стал объектом насмешек, вскоре дошедших и до прессы.

В ходе одной из атак репортеров Уильям, не выдержав, крикнул всем собравшимся: «Я хочу жить в уединении, я ненавижу вас и ненавижу толпу!»

Правда, к толпе он все же примкнул. Точнее, к демонстрации 1919 года в Бостоне, перешедшей в бунт. Благодаря усилиям родителей двухлетнее тюремное заключение было заменено на домашний арест, на время которого родители отправили его в «санаторий».

Выйдя из него, с родителями он более не общался. Стараясь не выделяться из толпы, Уильям колесил по всей Америке, устраиваясь на работу то клерком, то бухгалтером, но работал он везде ровно до тех пор, пока кто-то из коллег не замечал в нем сверхданных.

Цифры с легкостью укладывались в его уме, и конечные данные он выдавал без многочасовых раздумий, подсчетов и калькуляторов, которые он, говорят, просто ненавидел. Ведь теперь техника делала за него работу, которой раньше все восхищались. А куда применить собственные познания, сам понять он не мог.

Поэтому, когда у порога его кабинета появлялись репортеры, которые спрашивали всегда примерно одно и то же: «Что дал вам ваш ум и чего вы достигли?» - он собирал вещи и, сбегая от них, снова селился в какой-нибудь глуши до момента следующего обнаружения.

В свои 30 он знал уже более сорока языков, хотя некоторые утверждают, что и все 200, работал над альтернативной американской историей, затрагивал области космологии и психологии. Он запатентовал бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание и високосные годы.

Трагическую роль в его жизни сыграла всё-таки женщина.

Небольшие опыты по общению с окружавшими его людьми всегда заканчивались неудачно. И вдруг появилась она.

В отличие от остальных, она не избегала его и улыбалась при встрече, сама заговорила и поддерживала в разговоре темы, которые хоть и не понимала, но зато и не скучала от них.

Все свободное время от работы он старался проводить с ней. Он даже запланировал пригласить её домой на день рождения, который не устраивал, наверное, уже десятилетия.

Но незадолго до него она исчезла. А затем вышла статья, выставившая его дураком перед всей Америкой.

Несколько лет он судился с изданием, доказывая, что вышедшая статья - клевета. А может, спорил с ней и с её оценками.

Первый человек в мире, которому он доверился, называла его угрюмым и неуклюжим бирюком, совершенно не умевшим держать себя в обществе, и высмеивала всё, начиная от увлечений и заканчивая его физическими данными.

Сайдис умер от кровоизлияния в мозг в 46 лет в своей одинокой съемной квартире.

Вышедшие после его смерти 17 июля 1944 года некрологи в анализы причин его скоропостижной смерти не вдавались. Да и содержание их разнилось в зависимости от предпочтений целевой аудитории. Одни ограничивались лишь кратким перечнем его биографии и отдельными моментами из прошлого, за которым до определенного момента следила чуть ли не половина населения страны. Другие так и вообще выходили под заголовками: «Взрыв мозга знаменитого вундеркинда» или «Уильямом Сайдисом доказано - IQ выше 150 приводит к смерти».

Самый одарённый человек на Земле

У. Дж. Сайдис оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле.

Вот моменты биографии, породившие это мнение:

  • Уильям научился писать к концу первого года жизни.
  • На четвёртом году жизни он прочёл Гомера в оригинале.
  • В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
  • Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии.
  • В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
  • К 8 годам Уильям знал 8 языков - английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
  • В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200.
  • В 11 лет поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
  • Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет. опубликовано .

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов родился Уильям Джеймс Сидис. Родители Уильяма - Борис и Сара Сидис, эмигрировавшие в Америку, спасаясь от погромов, были в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, написавший много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Сара Сидис была доктором, однако бросив свою карьеру, отдав все свои силы воспитанию Уильяма. Используя свои собственные методы образования, кстати, за которые их очень часто критиковали, родители ребенка хотели сделать из Уильяма выдающегося гения. В 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь. В 18 месяцев он уже читал газету «Нью-Йорк Таймс»! А до своего восьмилетия им было написано четыре книги! IQ гения оценивается от 250 до 300 (самый высокий IQ за всю историю). В 11 лет он уже поступил в Гарвард.

Уильям Джеймс Сидис, был самым выдающимся вундеркиндом среди учившихся в Гарварде в 1909 году молодых гениев. А среди них были композитор Роджер Сешнс, Норберт Винер - отец кибернетики. Всю свою жизнь Сидис был социально пассивным человеком. Посвятив свою жизнь развитию собственного интеллекта, вместо того, чтобы ухаживать за девушками - он полностью отказался от секса. Его интересы, что удивительно, проявлялись в очень зкзотических формах. Он, например, собирал по всей стране проездные железнодорожные билеты, и написал исследование «Альтернативная история США». Уильям знал примерно 40 языков (по некоторым данным - 200 языков), свободно переводя с одного языка на другой. В зрелом возрасте он работал обычным бухгалтером, и как только обнаруживалась его гениальность, тут же увольнялся с работы. Одевался он в обычную сельскую одежду.

Многие винят родителей Сидиса за очень интенсивные методы развития, а так же за то, что Уильям Сидис слишком в раннем возрасте поступил в университет. Если использовать современные стандарты, то ученые классифицируют его как чрезвычайно одарённого человека. Однако, некоторые критики пример Сидиса используют как пример того, что очень одарённые молодые люди не всегда могут достичь успеха в его традиционном смысле, как люди взрослые.


Уильям Джеймс Сидис.

После себя Сидис оставил работы в области истории, космологии и психологии. Некоторые работы только в наше время начали получать признание. В трактате о железнодорожных билетах, написанном под псевдонимом » Франка Фалупа» он идентифицировал способы с помощью которых можно увеличить пропускную способность транспортной сети. Уильям Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы. Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь в обычной жизни своими уникальными математическими способностями. Сидис посвятил себя своему единственному хобби - коллекционированию железнодорожных билетов. Уильям Джеймс Сидис умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг.

Некоторые биографы Уильяма Джеймса Сидиса расценивают его как, возможно, самого одаренного человека из когда-либо живших на планете. Некоторые моменты биографии Сидиса, которые породили это мнение.

  • Уильям Джеймс Сидис научился писать к концу первого года жизни.
  • Прочел Гомера в оригинале на четвертом году жизни.
  • В 6 лет им была изучена аристотелевская логика.
  • Между 4 и 8 годами им было написано четыре книги, одна из них которая - монография по анатомии.
  • В 7 лет Уильям успешно сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.
  • К 8 годам он знал восемь языков - немецкий, французский, английский, греческий, русский, иврит, латынь, и еще один, изобретенный им самим.
  • В зрелом возрасте Уильям владел 40 языками, а согласно утверждениям отдельных авторов, это число составляло 200 языков.
  • Уже в 11 лет Уильям Сидис успешно поступил в Гарвардский университет, а уже совсем скоро начал читать лекции в математическом клубе университета.
  • Гарвардский университет он окончил в 16 лет с отличием.

1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов родился Уильям Джеймс Сидис.

Родители Уильяма - Борис и Сара Сидис, эмигрировавшие в Америку, спасаясь от погромов, были в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, написавший много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Сара Сидис была доктором, однако бросив свою карьеру, отдав все свои силы воспитанию Уильяма.

Используя свои собственные методы образования, кстати, за которые их очень часто критиковали, родители ребенка хотели сделать из Уильяма выдающегося гения. В 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь. В 18 месяцев он уже читал газету «Нью-Йорк Таймс»! А до своего восьмилетия им было написано четыре книги! IQ гения оценивается от 250 до 300 (самый высокий IQ за всю историю). В 11 лет он уже поступил в Гарвард.

Уильям Джеймс Сидис, был самым выдающимся вундеркиндом среди учившихся в Гарварде в 1909 году молодых гениев. А среди них были композитор Роджер Сешнс, Норберт Винер - отец кибернетики. Всю свою жизнь Сидис был социально пассивным человеком. Посвятив свою жизнь развитию собственного интеллекта, вместо того, чтобы ухаживать за девушками - он полностью отказался от секса. Его интересы, что удивительно, проявлялись в очень зкзотических формах. Он, например, собирал по всей стране проездные железнодорожные билеты, и написал исследование «Альтернативная история США». Уильям знал примерно 40 языков (по некоторым данным - 200 языков), свободно переводя с одного языка на другой. В зрелом возрасте он работал обычным бухгалтером, и как только обнаруживалась его гениальность, тут же увольнялся с работы. Одевался он в обычную сельскую одежду.

Многие винят родителей Сидиса за очень интенсивные методы развития, а так же за то, что Уильям Сидис слишком в раннем возрасте поступил в университет. Если использовать современные стандарты, то ученые классифицируют его как чрезвычайно одарённого человека. Однако, некоторые критики пример Сидиса используют как пример того, что очень одарённые молодые люди не всегда могут достичь успеха в его традиционном смысле, как люди взрослые.

После себя Сидис оставил работы в области истории, космологии и психологии. Некоторые работы только в наше время начали получать признание. В трактате о железнодорожных билетах, написанном под псевдонимом » Франка Фалупа» он идентифицировал способы с помощью которых можно увеличить пропускную способность транспортной сети. Уильям Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы. Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь в обычной жизни своими уникальными математическими способностями. Сидис посвятил себя своему единственному хобби - коллекционированию железнодорожных билетов. Уильям Джеймс Сидис умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг.

Некоторые биографы Уильяма Джеймса Сидиса расценивают его как, возможно, самого одаренного из когда-либо живших на планете.

Некоторые моменты биографии Сидиса, которые породили это мнение.

Уильям Джеймс Сидис научился писать к концу первого года жизни.

Прочел Гомера в оригинале на четвертом году жизни.

В 6 лет им была изучена аристотелевская логика.

Между 4 и 8 годами им было написано четыре книги, одна из них которая - монография по анатомии.

В 7 лет Уильям успешно сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.

К 8 годам он знал восемь языков - немецкий, французский, английский, греческий, русский, иврит, латынь, и еще один, изобретенный им самим.

В зрелом возрасте Уильям владел 40 языками, а согласно утверждениям отдельных авторов, это число составляло 200 языков.

Уже в 11 лет Уильям Сидис успешно поступил в Гарвардский университет, а уже совсем скоро начал читать лекции в математическом клубе университета.

Гарвардский университет он окончил в 16 лет с отличие

А вы знаете, что в течение почти всей первой половины 20-го века считалось, что Уильям Джеймс Сидис — самый одаренный человек на планете? Вы даже не слышали этого имени? А ведь когда-то оно не сходило со страниц прессы. Так кем же был Уильям Джеймс Сидис?

Отец

Вундеркинд родился 1 апреля 1898 года в США (Нью-Йорк). Он был сыном евреев-иммигрантов из города Бердичева, который тогда считался частью Российской империи. Его отец — Борис Сидис — дружил с американским философом Уильямом Джеймсом. В его честь он и назвал мальчика.

В России Б. Сидис подвергался политическим репрессиям, был арестован и провел 2 года в тюрьме, в одиночном заключении. Он получил ученую степень в где затем преподавал психологию, и занимался научными исследованиями. Его перу принадлежат несколько книг и статей. Борис Сидис считался одним из наиболее известных психологов и психиатров США начала 20-го века. Он был полиглотом и стал учить сына языкам, начиная с раннего возраста.

Раннее детство

Мать Уильяма — Сара Сайдис — была одной из наиболее образованных женщин своего времени. В 1897 году она получила диплом врача в однако не стала заниматься карьерой, а посвятила жизнь сыну.

Родители еще до рождения мальчика решили воспитать гения, поэтому разработали особую систему обучения, которая подвергалась критике со стороны родных и известных педагогов того времени. Как бы то ни было, она дала определенные плоды. В частности уже в возрасте полутора лет ребенок прочитал газету «Нью-Йорк Таймс». В 6 лет мальчик заявил, что не верит в Бога, и стал убежденным атеистом на всю жизнь. К 8 годам его IQ оценивался специалистами в диапазоне от 250 до 300, т. е. это был рекордный зафиксированный в истории показатель интеллекта.

Обучение

В 1905 году, несмотря на то что Уильям Джеймс Сидис, книги которого с интересом читали коллеги его отца, сдал вступительный экзамен в Гарвард, руководство вуза отказалось принять его в число студентов. Однако через 4 года, когда мальчику исполнилось 11 лет, он все же был зачислен на отделение для сверходаренных детей, став, таким образом, самым молодым студентом. Вместе с ним учились отец-основатель кибернетики Норберт Винер, изобретатель Ричард Фуллер и др.

В начале 1910 года Уильям Джеймс Сидис так хорошо знал высшую математику, что его приглашали читать лекции в математическом клубе Гарварда. Ведущие ученые того времени пророчили мальчику грандиозную научную карьеру и лидерство в этой области.

Несколько позже Сидис поступил в Высшую школу искусств и наук Гарварда.

Преподавательская деятельность

Так как у юноши не складывались отношения со студентами альма-матер, и ему даже угрожали физической расправой, родители Сидиса помогли сыну поступить на должность в Университет Райса в Хьюстоне. Таким образом, Уильяму пришлось переехать в Техас, где он приступил к работе в конце 1915 года. Несмотря на то что ему было всего 17 лет, он читал курс геометрии и тригонометрии, причем даже сам написал математический учебник на греческом языке.

Однако через несколько месяцев парень разочаровался в своей работе, удручало и исключительно плохое отношение студентов, которым не нравилось то, что преподаватель был моложе их на несколько лет.

Уильям Джеймс Сидис (фото см. ниже) вернулся в Новую Англию и поступил в Гарвардскую школу права. Проучившись 3 года, он оставил учебу незадолго до завершения курса, даже не объяснив причину своего поступка родителям.

Арест

В после первомайской демонстрации, прошедшей в 1919 году в Бостоне, Сидиса арестовали, и ему грозило тюремное заключение сроком на полтора года. Эта информация попала в прессу, и один из самых юных и одареннейших выпускников Гарварда стал знаменитостью.

Молодой человек вызывающе вел себя во время судебного процесса. В частности он заявил, что считает себя социалистом, и в свое время не захотел отправиться на фронт (речь идет о Первой мировой войне) по идейным соображениям.

Отцу Сидиса с большим трудом удалось убедить прокурора не отправлять сына в тюрьму. В частности ему пришлось обещать взять под контроль его поведение. Для того чтобы Уильям не наделал снова глупостей, родители решили его временно изолировать от постороннего влияния и отправили на год в санаторий в Нью-Гемпшире, а затем забрали с собой в Калифорнию.

Сидисы испытывали разочарование из-за несбывшихся надежд по поводу блестящего будущего сына и настаивали на том, чтобы он изменился, угрожая в противном случае отправить его на лечение в сумасшедший дом.

Конец жизни

Уильям Джеймс Сидис, биография которого в свое время была предметом обсуждения в научных кругах, зрелые годы провел в Нью-Йорке. Там он жил отдельно от родителей и не решался вернуться в Массачусетс, так как опасался ареста. Сидис занимался наукой и коллекционированием. При этом он работал простым бухгалтером, меняя контору за конторой. Причина была в том, что рано или поздно сослуживцы обнаруживали его гениальные способности, и он скрывался, так как не выносил повышенного внимания к своей персоне. Кроме того, мужчина постоянно судился с газетами, которые время от времени публиковали не всегда правдивые статьи о его жизни.

Сидис умер в Бостоне в возрасте 46 лет от внутримозгового кровоизлияния, так же как и его отец.

Темы научных исследований

Основными областями, входившими в сферу научных интересов Сидиса, были американская история, космология и психология. Он был увлечен коллекционированием железнодорожных билетов и занимался изучением транспортных систем. Одна из его работ, опубликованная под псевдонимом Франк Фолупа, была посвящена способам увеличения пропускной способности сетей.

Кроме того, еще с детства Сидис увлекался придумыванием слов. Он создал Vendergood, представляющий собой смесь латинских, греческих, немецких, французских слов. Следует отметить и его псевдонаучный труд, в котором он, рассматривая историю Северной и Южной Америк, утверждал, что когда-то в Европе проживало столько же индейцев, сколько в Новом Свете.

Почему специалисты считали У. Дж. Сидиса человеком с уникальными способностями

И по сей день среди исследователей не утихают споры по поводу степени одаренности этого человека. В пользу уникальности дарования Уильяма Джеймса Сидиса приводятся следующие доводы:

  • Он научился писать уже к концу первого года жизни.
  • В 5 лет Уильям прочел некоторые произведения Гомера в оригинале.
  • Через год мальчик уже хорошо разбирался в аристотелевской логике.
  • В семь лет Уильям Джеймс Сидис выдержал приемный экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.
  • Через год он уже являлся автором 4 книг, включая серьезную монографию по анатомии.
  • К этому же времени Уильям знал восемь языков, включая латынь, английский, греческий, иврит, русский, французский и немецкий. Кроме того, он изобрел еще один, которым пользовался для того, чтобы дурачить окружающих.
  • В 11 лет мальчик поступил в Гарвардский университет, а чуть позже уже читал лекции в местном научном клубе математиков.
  • Ему удалось окончить в 16 лет Гарвард. При этом он оказался одним из немногих студентов, кто сделал это с отличием.
  • Став взрослым, Уильям владел 40 языками.

И сегодня есть немало родителей, которые пытаются всеми способами ускорить развитие ребенка. Пусть для них послужит предостережением сложная жизнь гения. Уильям Джеймс Сидис провел детство за книгами и, будучи лишенным общения со сверстниками, вырос социофобом, сторонящимся людей. В результате он прожил жизнь отшельником, без друзей и ярких событий, не смог создать семью, да и вообще его трудно назвать счастливым человеком.

Сегодня вундеркинд продолжает оставаться предметом изучения психологов. В частности во многих научных трудах разбирается его сложная жизнь. Уильям Джеймс Сидис - пример гения, растерявшего свой талант и не достигнувшего заметного успеха в зрелом возрасте.

Обладавший необычайными математическими, лингвистическими и умственными способностями.

Биография

Родители и воспитание (1898-1909)

Борис Сидис (Сайдис) родился в Бердичеве в еврейской семье. На родине подвергался преследованию по политическим мотивам и провёл два года в одиночном заключении . В 1887 году эмигрировал в США, где получил учёную степень доктора медицины в Гарвардском университете , преподавал там психологию , опубликовал ряд книг и статей. Являлся одним из самых значительных психиатров и психологов США своего времени. Основал такое направление, как психопатология , занимался вопросами гипноза и групповой психотерапии, написал книгу «Психология внушения», которая и по сей день считается авторитетным изданием. Борис критиковал деятельность Зигмунда Фрейда и был категорически против «безумной эпидемии фрейдизма, вторгающейся в данное время в Америку». Кроме того, Сайдис критиковал популярную в те годы евгенику и выступал против Первой мировой войны. Борис был полиглотом и смог привить это качество Уильяму в раннем возрасте .

Мать Уильяма - Сара Сайдис (Мандельбаум) - окончила медицинский факультет Бостонского университета в 1897 году , но бросила свою карьеру для воспитания Уильяма. Родители хотели сделать У. Дж. Сайдиса гением, используя собственные методы обучения, за которые их критиковали. В возрасте 18 месяцев Уильям смог прочесть газету «Нью-Йорк Таймс » , в 6 лет он стал атеистом . До своего восьмилетия написал четыре книги. Его оценивался в районе от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории).

Гарвард и жизнь в колледже (1905-1915)

С первого раза отдать ребёнка учиться в Гарвард Борису не удалось - в 1905 году руководство университета не захотело брать такого молодого студента. Но через четыре года, когда Уильяму исполнилось 11 лет, он поступил в Гарвард на экспериментальное отделение для одарённых детей, став самым молодым студентом. В его группе учились такие известные личности, как отец кибернетики Норберт Винер , инженер-изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер и композитор Роджер Сешнс . В начале 1910 года знания Сайдиса высшей математики были настолько глубоки, что его приглашали читать лекции по четырёхмерному пространству в Гарвардском математическом клубе . Профессор Дэниэл Ф. Комсток (англ. ) пророчил Сайдису грандиозную карьеру учёного-математика и предрекал его будущее лидерство в этой области.

Преподавательская деятельность и дальнейшее обучение (1915-1919)

После того как группа гарвардских студентов стала угрожать Сайдису физической расправой, родители, чтобы защитить его, нашли сыну должность помощника преподавателя математики в Университете Райса в Хьюстоне, Техас. Уильям приступил к работе в декабре 1915 года в 17-летнем возрасте. Он вёл курс евклидовой геометрии , неевклидовой геометрии и тригонометрии . (По евклидовой геометрии он сам написал учебник на греческом языке). Но не прошло и года, как разочарованный своей работой и плохим отношением к нему студентов, которые были старше него, Уильям вернулся в Новую Англию . В сентябре 1916 года Сайдис поступил в Гарвардскую школу права, но не окончил её, прервав обучение на последнем году в марте 1919.

Политика и арест (1919-1921)

В 1919 году, вскоре после того, как Сайдис оставил юридический факультет, он был арестован за участие в первомайской демонстрации в Бостоне и приговорён к 18 месяцам тюрьмы. Арест одного из самых юных выпускников Гарварда широко освещался в прессе и быстро сделал Сайдиса местной знаменитостью.

Во время судебного процесса Сайдис называл себя социалистом и заявлял, что отказался от призыва на Первую мировую войну по идейным соображениям. (Позднее он развил собственную квази-либеральную теорию, основанную на индивидуальных правах и «американской общественной целостности»). Но отцу Сайдиса удалось убедить окружного прокурора не отправлять Уильяма отбывать наказание. Вместо этого родители послали его в санаторий в Нью-Гемпшире на год, а на следующий год забрали с собой в Калифорнию. Они стали настаивать, чтобы он изменился, а иначе угрожали отправить сына в сумасшедший дом.

Поздние годы (1921-1944)

Проживал в Нью-Йорке отдельно от родителей, долго боялся вернуться в Массачусетс из-за возможного ареста. Работал и занимался коллекционированием . Судился с газетами, публиковавшими статьи о его жизни.

Публикации и темы исследований

Области знаний, по которым остались работы Сайдиса, включают американскую историю , космологию и психологию . Сайдис был собирателем железнодорожных билетов и был погружён в изучение транспортных систем. Под псевдонимом «Франк Фалупа» он написал трактат о железнодорожных билетах, в котором идентифицировал способы увеличения пропускной способности транспортной сети. В 1930 году он получил патент на бессменный бесконечный календарь , который принимал во внимание високосные годы .

Сайдис знал около 40 языков (по другим данным - 200) и свободно переводил с одного на другой. Также Сайдис создал искусственный язык, названый им Vendergood в своей второй книге, озаглавленной «Book of Vendergood», которую он написал в возрасте восьми лет. Язык в большей части основан на латинском и греческом , также он основывался на немецком , французском и других романских языках .

Сайдис был социально пассивен. В юном возрасте он решил отказаться от секса и посвятить жизнь интеллектуальному развитию. Его интересы проявлялись в довольно экзотических формах. Он написал исследование по альтернативной истории США. Взрослую жизнь он работал простым бухгалтером , носил традиционную сельскую одежду и увольнялся с работы, как только обнаруживалась его гениальность. Стремясь жить незаметно, он прятался от журналистов.

Оценка

У. Дж. Сайдис оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле. Вот моменты биографии, породившие это мнение:

  • Уильям научился писать к концу первого года жизни.
  • На четвёртом году жизни он прочёл Гомера в оригинале.
  • В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
  • Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии .
  • В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
  • К 8 годам Уильям знал 8 языков - английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
  • В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200.
  • В 11 лет поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
  • Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет.

Некоторые критики используют пример У. Дж. Сайдиса как наиболее показательный пример того, что вундеркинды рискуют не достичь успеха в зрелом возрасте.

Напишите отзыв о статье "Сайдис, Уильям Джеймс"

Примечания

Литература

  • Wallace, Amy, The Prodigy: A biography of William James Sidis, America’s Greatest Child Prodigy , New York: E.P. Dutton & Co. 1986. ISBN 0-525-24404-2

Ссылки

Работы Уильяма Сайдиса:

  • «The animate and the inanimate»
  • «The Tribes and the States»
  • «Notes on the Collection of transfers»
  • «Collisions in Street and Highway Transportation» [ ]

Отрывок, характеризующий Сайдис, Уильям Джеймс

– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.