"Философия жизни" Ф. Критика христианской морали

Переходя к рассмотрению морали, следует отметить ещё пару положений. Христианская мораль приписывается Ницше к явлениям, расслабляющим и вредящим жизни. Эта мораль возвела в ранг достоинств и добродетелей права бесправных, угнетённых: «… у них есть своя добродетель, чтобы долго жить в жалком довольстве собою» Фридрих Н. Так говорил Заратустра. М.: «Мысль» - 1990 г. С. 28.в. С позицией Ницше, с его волей к власти, подобная мораль вредна, так как она сама, как таковая, противоречит требованиям власти, а, как следствие, самой жизни, поскольку жизнь - воля к власти. Мораль для философа противна, она является фактором отчуждения человека от его естества, от чистого ритма жизни. Почему? Посредством морали человек отделяется от мира, она ставит между ним и миром стену иллюзий, она подменяет ответы на вопросы о нашем бытийствовании системой ложных ответов, не органичных для жизни как таковой. Мораль есть величайший грех, это ступор жизни, это ящик стола, в который сложены истины.

При рассмотрении философии Ф. Ницше следует понимать, что мораль, хоть он её и отвергает, являет собой стержень этой философии, она - центральная точка. Все идеи, касающиеся государства, христианства и даже самой философии, так или иначе, сводятся к проблеме морали, по причине того, что на основе её норм и ценностей зиждется человеческое существование. Так же не стоит упускать из внимания то, что ни одна мораль не есть до человека, она всегда результат какой-либо исторической ситуации, благодаря которой она проявляется. Из этого следует, что мораль есть нечто производное от жизненного начала в человеке или, как пишет Юнгер, в «худшем случае - дериватом Производным (Прим. авт.). мертвящего начала в нем» Юнгер Ф. Ницше. М.: Праксис, 2001.. Таким образом, выходит, что мораль есть то, что создано человеком и для человека, и то, к чему она ведёт, зависит только от человека.

Рассматривая критику христианской морали Фридрихом Ницше, нужно руководствоваться тем, что философ не намерен ограждать или исправлять какую-либо действительную или возможную мораль. Цель состоит в том, чтобы уничтожить старую мораль и поставить на её место новую. Лишь таким образом возможно коренное изменение в системе ценностей общества, в образе оценивания вообще.

По отношении к религии в принципе, Ницше занимал позицию негативную. Он рассматривал её как то, что формирует в нас несамостоятельное сознание, смирение и, как следствие, несвободу. Религия для Ницше - это символ заключённого в оковы, зависимого сознания. Подобное представление является одной из основ порицания всех нравственных догм, являвшихся поддержкой прежнего человечества. Это причина желания уничтожить всю прежнюю мораль и установить на её месте свою, новую.

Проводя свои философские исследования, Ницше, делает весьма интересное утверждение. Он говорит о том, что изначально существовало две системы морали, которые были созданы абсолютно противоположными группами. Первая группа представляла собой аристократию, высшие слои общества и мораль их соответствовала образу жизни, это была «мораль господ». Вторую группу представляли рабы и плебеи, и их мораль соответствовала их образу жизни, и такая мораль - «мораль рабов».

«Мораль рабов» явилась реакцией на «мораль господ». Мораль эта была создана людьми, изначально обделёнными жить возможностью за счёт своей силы, эта мораль была нужной, чтобы из разряда «недостаточного» перейти на более высокую ступень. Для этого требовалось обличить мораль сильных, что было сделано посредством введения силы другой - Бога, несущего идею о том, что лучшего достоин лишь тот, кто слаб, бессилен и беден. Эту силу само человечество, которое создало её, убило этой же моралью, которая противоречит истинному ходу жизни.

В одной из своих работ Ницше пишет: «Мертвы все Боги; теперь мы волим, чтобы здравствовал сверхчеловек». Можно сказать, что этой фразой на место Бога ставится человек, но это не такой человек, как все мы, а это сверхчеловек. Сверхчеловек - это идеал человека, он не ведает многих моральных запретов и имеет практически неограниченные права, он то, к чему должен стремиться каждый из людей. Но пока что такой вид человека у нас ещё не появился и в мире до сих пор господствует «мораль рабов».

Разбирая учение Ницше о морали, можно подойти к такому выводу, что всякий имеет тот тип морали, который наиболее всего соответствует его природе. То есть мораль человека соответствует его образу жизни, мораль общества - соответствует его образу жизни. Образ жизни - вот чрево матери, породившей мораль как таковую.

Человек, по природе своей, свободен. Христианская же религия, проповедующая идеал смирения - это оковы, надетые на людей другими людьми ради достижения своих эгоистических целей. В таком случае нам нужно не просто свержение строя, пропагандирующего несвободу и её порождающего, нам нужен новый идеал, а точнее, идеал досократовской Греции, идеал свободной и сильной личности.

Нельзя упускать из глаз и тот фактор, что для Ницше люди не равны изначально: одни сильны от природы, другие же, по самой природе слабы: «… люди не равны - так говорит справедливость» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: «Мысль» - 1990 г. С. 91.. Именно из этого природного различия, которое не могло не сказаться на различии в жизни, следует различение морали. Сильнейшие (если обращаться к терминологии Ницше - «хозяева») из них ценят решительность, личное достоинство, настойчивость, самоуверенность и целеустремлённость. Слабые («рабы» - у Ницше) предпочитают этому сострадательность, альтруизм, мягкосердечие и т. п..

После завершения эпохи восстания рабов (три крупнейших восстания рабов в поздней Римской республике: первое сицилийское, второе сицилийское, восстание Спартака) «рабская мораль» становится господствующей и продолжает оставаться таковой, по сей день. По этому поводу Ницше отмечает, что всё идёт так, как оно и должно в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Плохо в таком случае то, что даже «хозяева» начинают подчиняться этой морали.

В основании господствующей морали Ницше выявляет три положения. Во-первых, положение о всеобщем равенстве. Во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других. В-третьих, об абсолютной моральной ценности, не требующей никаких доказательств, так как она цель, а не средство. Мораль, основанная на данных положениях, вполне закономерно предполагает в себе принципы альтруизма, справедливости, сострадания, превосходства духовного над материальным и т. п., а также несамостоятельность человека и заключение его разума в оковы.

Собственная моральная позиция Ницше радикально отличается. Его позиция - это позиция «хозяина». В своей морали он ценит жизнь в её биологическом смысле, так как лишь жизнь может иметь абсолютную ценность и порождать всё то, что имеет ценность. Свобода может иметься лишь у того, кто имеет достаточно силы для её завоевания и отстаивания. Люди не равны между собой, они либо лучше, либо хуже, зависит это от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Справедливость, в том виде, в котором представляет её господствующая мораль, является для мыслителя ложью, не может истинная справедливость основываться на равенстве. Истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает, заслуги же измеряются количеством жизни. Равенство, есть не что иное, как показатель упадка. Ложным объявлен и принцип полезности: назначение жизни не в увеличении добра. Сама жизнь - величайшее и высшее добро, лишь это может иметь значение. Принцип альтруизма философом также отбрасывается: если и есть у кого-то великая цель, то она явно важнее благополучия ближнего. Более того, альтруизм причислен к эгоизму, правда, эгоизму слабого. Что же до милосердия, то милосердие - пустая трата энергии на тех, на кого тратить её не стоит, на слабых и немощных, а это противоречит требованиям самой жизни. Лозунг подлинной жизни «падающего - толкни».

В человеке Ницше желает видеть «воина». Принимать войну следует не как необходимую службу, а как стиль жизни, нужно постоянство борьбы за свои мысли и идеи. Жизнь требует от человека борьбы, твёрдости, жестокости, а не добра и расслабленности. «Беззаботными, насмешливыми, сильными - такими хочет нас мудрость: она - женщина и любит всегда только воина» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: «мысль» - 1990 г. С. 29. Я считаю, что в данной цитате мы можем с полной уверенностью заменить понятие мудрость на понятие жизнь, поскольку коренных изменений в смысл выражения это не привнесёт. Истинная жизнь - она есть мудрость.

«Рабская мораль» до сих пор является главной занозой человечества. Самым главным провалом человечества является то, что у неё (у рабской морали) есть все шансы на успех. Воплощение рабской морали в современном мире, философ видит не только в христианстве, но и в социалистическом и демократическом движениях. Данные политические движения Ницше считает производной формой христианской идеологии. Это можно назвать даже не просто производной формой, а в принципе, новой формой христианства, если учесть все те положения, что провозглашаются социализмом и демократией.

Когда мы говорим о морали, мы всегда обращаемся к такому понятию как долг. Долг - это те нравственные требования, исполнение которых приписывается нам господствующей моралью. Долг всегда подразумевает собой действие во имя чего-то, но у человечества, как мы уже выяснили, нет цели, следовательно, обращаться к людям с какими бы то ни было нравственными требованиями абсолютно бессмысленно. Когда нет общей цели, то не может присутствовать и общее законодательство, отсюда, по этическому учению Ницше, следует, что нет для всех людей единого пути См. Трубецкой Е. Философия Фридриха Ницше. - М.: ЭКСМО, 2003. - С. 62..

Нельзя оставить без рассмотрения отношение Ницше к состраданию как к одной из основ, которую пропагандирует христианская религия и, как следствие, современная мораль. Сострадание для мыслителя не есть что-то, что мы готовы искренне предоставить кому-то, оно является всего лишь одним из способов самоутверждения и, что самое важное, в первую очередь самоутверждение перед самим собой. Совершенно очевидно, что практически во всех случаях мы могли бы спокойно отвернуться от чужого страдания и не доставлять ему ни малейшего внимания. Когда же мы не даём себе проигнорировать чьи-то страдания, мы, не более и не менее, приходя на помощь к страдающему, утверждаем себя, доказываем сами себе то, что мы о себе помним. Самый главный минус сострадания заключён в том, что оно увеличивает количество страждущих, то есть оно парализует закон естественного отбора, основной закон развития, благодаря чему сохраняется всё то, что уже должно умереть: «Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть» Ницше Ф. Антихристианин. Проклятие христианству. М.: «Мысль» -1990г. С. 636.. Таким образом, парализуя закон естественного отбора, сострадание парализует и саму жизнь, не давая старому освободить место для нового.

Исходя из того, что мы выяснили о сострадании, приходим к ещё одному важному положению этической концепции Фридриха Ницше: для всего живого полезно увеличение его могущества, уменьшение же - вредно: «Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, самою власть» Ницше Ф. Антихристианин. Проклятие христианству. М.: «Мысль» -1990г. С. 633. - вот то, что является, по мнению мыслителя, важным для жизни. Смысл данного положения предельно прост и ясен: при ослабевании стремления к могуществу индивид приходит к упадку, что может повлечь за собой его исчезновение.

Но в чем же философ видит лучшее опровержение современной либеральной морали? Подобное опровержение состоит в доказанности историей полезности зла как такового. Добро современная мораль отождествляет ни с чем иным как с полезностью и целесообразностью, с нравственностью. А что есть нравственность? Нравственность - послушание нравам, а, следовательно, ограничение самоей жизни и нарушение её истинных принципов. Здесь задача современной морали сведена к тому, «чтобы отнять от жизни всю ту опасность, которая прежде была ей присуща» Трубецкой Е. Философия Фридриха Ницше. - М.: ЭКСМО, 2003. - С. 70., получается, что добрым является лишь то, что направлено на безопасность человека и его спокойствие, что явно человека отрывает от жизни. Злое же - это нечто непредвиденное и необычное, это речные пороги в течении жизни, это то, что необходимо преодолевать, чтобы становиться сильнее и превосходить мощью остальных, дабы выдержать естественный отбор. «На деле, однако, злые влечения целесообразны, родоохранительны и необходимы не в меньшей степени, чем добрые, - лишь функция их различна» Ницше Ф. Весёлая наука. М.: «Мысль» -1990г. С. 518.

Добро и зло - это абсолют оценивания всего того, на что распространяется современная мораль, это две крайние точки отрезка морали, «демаркационные линии», если желаете, жизни. Разобрав отношение Ницше к ним, мы можем подвести краткий итог нашего параграфа. Из всего того, что было сказано выше, исходит лишь одно следствие: высшими духовными ценностями для философа являются жизнь и воля к власти как проявление силы и мощи человека, проявление его развития и эволюции, проявление пути к Сверхчеловеку. Самое же важное, что следует отметить - жизнь и воля к власти понимаются «в самой грубой био-физиологической форме - форме инстинкта» Ухов А. С. Ницше и противоречия антихристианина (критика антихристианства) //http://fd.snu.edu.ua/info/files_articles/collection_12/part_1/article26.pdf.

Основная связь буддизма с идеями Ницше связана с представлениями об иллюзии («майя»), которые накладывает перед собой человек в оценке того или иного события. С точки зрения Ф. Ницше, человек пытается скрыться от действительных проблем за логическими структурами, представлениями, ценностями, чтобы как-то упорядочить мир. Буддизм отрицает эти иллюзорные формы о обращает человека к миру реальности, которые он должен осознать только через свой внутренний духовный опыт.

В принципе Ницше двигается по тому же логическому алгоритму, что мы можем обнаружить в мировоззрении Буддизма, который заключается в том, что познание истины необходимо обнаруживать не во вне, а лишь через внутренние духовные потенциальные возможности человеческого сознания. Именно обращение к самому себе, то есть возвращение к своему исконному параметру сознания, позволяет человеку выявить реальность без «ходули» и жить в соответствии с жесткими требованиями жизни.

В тоже время стоит отметить, что жизнь буддизм рассматривает как череду изменений, которые ведут к болезням, старости, смерти, и поэтому вся жизнь есть страдание. Даже всякое удовольствие, утверждает Будда, есть страдание, потому что оно достигается путем усилий, -труда и, следовательно, страдания. В связи с этим Будда формулирует «четыре благородных истины». Это: истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания; истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания.

В то время как Ницше как раз, наоборот, возвращается к человеку, чтобы не отказаться от реальной жизни, а отказаться от неправильных и ложных представлений о ней, от ценностей, которые "только уводят человека от самой правды жизни.

Можно сказать, что Буддизм разрушает ментальные иллюзии человека, чтобы полностью его освободить от реальности и вывести его в состояние полного равновесия и безмятежности (Нирвана), тогда как для Ницше раскрытие мира иллюзий или мира «майи» необходимо для человека, чтобы он по-настоящему открылся этому миру, - миру, который прекрасен и одновременно ужасен своей правдой. Поэтому тот, кто способен выдержать этот удар истины мира, и может называться «сверхчеловеком», так как он способен видеть этот мир не через «розовые очки», а в его реальности и правде.

Естественно, сложным и неоднозначным было отношение Ницше к религии, точнее, к христианству, так как ему довелось не только родиться в исконно христианской стране, но при этом еще и в семье, где целых два поколения - отец и дед - были пасторами, что, несомненно, наложило ощутимый отпечаток на сознание. Маленький Фридрих, по свидетельству очевидцев, с таким воодушевлением читал отрывки из Священного писания, что слушатели часто даже плакали. При всей своей детской незрелости он, без всяких сомнений, глубоко понимал суть написанного, чем несказанно удивлял окружающих, даровавших ему прозвище «Маленький пастор». Впрочем, Ницше изначально не был глупым человеком. К примеру, по его же утверждению, он уже в тринадцатилетнем возрасте «был поглощен проблемой происхождения зла («К генеалогии морали», 3 предисловия).

«Я анти-осел», - отнюдь не без скромности утверждает он, что, несмотря па все идеи о свободе от общественной морали, несколько не в его стиле.

Можно отметить, что чтение книги Ницше, в том числе его «Антихрист», не только не отвращает человека от христианства, но и приобщает к нему.

Подобных противоречивых толкований и оценок можно привести много, важно то, что для того чтобы понять Ницше в общем необходимо и понять эти противоречия, так как они не случайны. На данный вопрос К.Ясперс в своей работе «Ницше и христианство» замечает «Ницше понимает себя так: его мысль выросла из христианства под воздейст­вием христианских же импульсов. Его борьба против христианства отнюдь не означает стрем­ления просто выбросить его на свалку, отменить или вернуться в дохристианские времена: на­против, Ницше желает обогнать его, преодолеть, опираясь на те самые силы, которые принесло в мир христианство - и только оно.»

Хотя Ницше с ожесточением нападал на Вагнера, на музыку вообще, на мораль, на христианство, но, несмотря на обличительный запал его наскоков, у него никогда не хватало духу выступить всерьез против всех этих, в сущности, очень для него дорогих вещей; и, понося и оплевывая их, он на свой лад выражал этим бесконечное преклонение перед ними. Ницше бесконечно выясняет и никак не может выяснить своих отношений с христианством, и за это просит прощения у своего друга, музыканта Петера Гаста: он уверяет его, что в мире идеального он не знает ничего прекраснее христианства, он вспоминает, что, в конце концов, все предки его из рода в род были христианскими священниками, и с полной убежденностью говорит: «В сердце своем я никогда и ничем не согрешил против христианства».

Ненависть Ницше к историческому христианству совершенно не затронула личности Иисуса Христа из Назарета, чья смерть и крестная мука были для него предметом глубочайшего благоговения и любви, примером, которому он добровольно последовал.

Ницше заявляет: христианство с самого начала есть полное извращение того, что было истиной для Иисуса. "В сущности, христи­анин был только один, и тот умер на кресте"

Ницше ставит в вину христианству прежде всего то, что христианство неслыханно подняло значение человеческой личности и таким образом сделало невозможным принесение ее в жертву. Между тем, - говорит Ницше, - существование расы не может быть обеспечено иначе, как посредством человеческих жертв, и поэтому принцип христианства несовместим с принципом естественного отбора. Христианство фактически всегда снижало и ослабляло ту силу, то чувство ответственности и сознание высокого долга, какие необходимы, чтобы не задумываясь жертвовать человеческими жизнями; в течение двух тысячелетий оно только и делало, что подавляло грандиозную энергию и дух величия, которые призваны, с одной стороны, путем естественного отбора, с другой - путем насильственного уничтожения миллионов слабых и неудачников, создать человека будущего, и которые не сгинут и не иссякнут оттого, что человек этот причинит миру чудовищные страдания. Кто же были они, те, кто не так давно осмелился нагло притязать на подобное величие, кто возомнил себя достаточно сильным, чтобы взять на себя такую ответственность и, не дрогнув, выполнить «высокий долг» принесения в жертву миллионов человеческих жизней?

Прочитав роман Достоевского «Бесы» (в переводе Дерели) Ницше составил весьма подробный его конспект, который обнаружен в 1970 году Д.Колли и Т.Мортинари в Веймарском архиве мыслителя в процессе подготовки «Полного критического собрания сочинений» философа. Ницше работал над текстом романа в Ницце в ноябре 1887 - марте 1888 годов. Вполне вероятно, что название своей книги «Антихрист», изданной посмертно, Ницше заимствовал у русского писателя.

В своем конспекте Ницше уделил наибольшее внимание монологам Ставрогина, Шатова, Кириллова, идеи последнего о «смерти Бога» перекликались с мыслями немецкого философа, написавшего: «Бог умер!»

В литературе о Ницше и Достоевском отмечается, что немецкого и русского мыслителей «мучил» Бог, они воистину «болели» христианской идеей, «страдали» Христом, пытались на протяжении всей жизни вне рамок традиционного богословия осмыслить подвиг и учение важнейшего законодателя и законоучителя в истории человечества.

Было достаточно много написано о феноменальном сходстве существенных принципов антихристианского учения Ницше с положениями доморощенного философа-самоучки Кириллова (персонажа упомянутого романа «Бесы»). Стоить обратить внимание на то что они, возможно, имели общий источник: атеистическое учение немецкого философа Л.А. Фейербаха (1804-1872 гг.) об «обоготворении человека», чья книга «Сущность христианства» (1841г.) в течение нескольких десятилетий была «библией» интеллектуалов Европы.

В работе «К генеалогии морали» (1887 г.) Ницше писал: «...слово Фейербаха... звучало тогда, в тридцатых и сороковых годах... для многих немцев (они называли себя «молодыми немцами») словом освобождения». Упоминается Фейербах (чаще критически, чем сочувственно) и в других работах Ницше».

Ницше опровергает не те или иные моральные нормы, а титанически посягает на христианский фундамент системы европейской нравственности. Знаменитый 115 афоризм «Веселой науки» гласит: «Человек воспитан своими заблуждениями: во-первых, он считал себя несовершенным, во-вторых, он приписывал себе несуществующие свойства, в-третьих, его не устраивало то место, которое ему было отведено на иерархической лестнице, где размещались также животный мир и природа, в-четвертых, он постоянно находил все новые скрижали блага, которые он на некоторое время провозглашал вечными и безусловными, так что первостепенную важность обретало для него то одно, то другое устремление человека или его состояние, каковое вследствие такой оценки облагораживалось. Если сбросить со счетов последствия этих четырех заблуждений, то придется вместе с ними сбросить любовь к ближнему, человечность и «человеческое достоинство».

В «Антихристе» Ницше так эпатировал публику:

«Что хорошо? - Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.

Что дурно? - Все, что происходит из слабости.

Что есть счастье? - Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.

Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от морали).

Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение пашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом.

Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - христианство».

В истории человечества, считает Ницше, можно написать отдельно историю чувств, или страстей, которая имеет три периода. В первый период чувства играют роковую роль, им приписывается вся глупость человеческого рода, на них списывают все грехи. Во второй период - расцвета христианства. Чувства и страсти являются предметом «обожания» разума.

Разум стал учителем чувств и в ответе за чувства, получив от бога соответствующий наказ: разрешить чувствам любить бога и душевный покой, который придет в другой жизни. Третий период - эпоха Ренессанса.

По словам Ницше, «христианство объявило смертельную войну высшему типу человека и отреклось от всех основных инстинктов этого типа. Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения».

Ницше также называет христианство религий страданий. По его мнению, сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Само страдание делается заразительным через сострадание; при известных обстоятельствах путем сострадания достигается такая величина ущерба жизни и жизненной энергии, которая находится в нелепо преувеличенном отношении к величине причины.

Христианство, по Ницше, имеет несколько смертных грехов.

Во-первых, утверждением, что тело является гробницей души, христианство, пишет в заключение «Антихриста» Ницше, показало себя как «высшее из всех мыслимых извращений... Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного - душевную низость... она жила бедствиями, она создавала бедствия, чтобы себя увековечить.

В-третьих, равенство людей перед богом - «эта фальшь», «этот предлог», «взрывчатое вещество мысли», ставшее принципом упадка, - таков христианский динамит, приведший к революциям.

На такой ложной почве, где все естественное объявлялось смертным грехом, христианство придумало заговор против здоровья, красоты, удачливости, смелости, против душевной доброты, против самой жизни. Это вечное обвинение, против христианства, говорит Ницше, я напишу на всех стенах, где только они есть, - у меня есть буквы, чтобы и слепых сделать зрячими.

Разбирая некоторые изречения евангелистов, давая психологическую оценку им, Ницше заканчивает «Антихриста» следующими словами: «Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито, коварно, низко, достаточно мало, - я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества».

Осуждая христианство, Ницше писал, что не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих последователей, - по отношению к буддизму. Обе принадлежат к нигилистическим религиям, и обе удивительно непохожи одна на другую. Он, сравнивая христианство с буддизмом, считал, что «буддизм во сто раз реальнее христианства, - он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжающегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: «борьба против греха», но, с полным признанием действительности, он говорит: «борьба против страдания». Самообман моральных понятий он оставляет уже позади себя, -. и в этом его глубокое отличие от христианства - он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла».

Таким образом, разносторонние аспекты учения буддизма, в том числе жизнь на свежем воздухе, в странствованиях; умеренность и выбор в пище, осторожность относительно всех спиртных напитков; предусмотрительность по отношению ко всем аффектам, вырабатывающим желчь, разгорячающим кровь, - никаких забот ни о себе, пи о других, доброжелательное настроение как требование здоровья; отвращение чувства мести, - оказали большое влияние на мировоззрение Ницше.

Сонность духа, спокойствие, отсутствие желаний было высшей целью буддистов, это то, чего они хотят и чего достигают. Поэтому, согласно Ницше, буддизм не есть религия, в которой лишь стремятся к совершенству: совершенное здесь есть нормальный случай. В христианстве инстинкты подчиненных и угнетенных выступают на передний план: именно низшие сословия ищут в нем спасения..

Казуистика греха, самокритика, инквизиция совести практикуются здесь как занятие, как средство против скуки; здесь постоянно (путем молитвы) поддерживается пыл по отношению к могущественному существу, называемому «Бог»; высшее значится здесь как недостижимое, как дар, как «милость».

В христианстве недостает также откровенности: темное место, закоулок - это в его духе. Тело здесь презирается, гигиена отвергается как чувственность; церковь отвращается даже от чистоплотности. Христианство есть в известном смысле жестокость к себе и к другим, ненависть к инакомыслящим, воля к представлению.

Если говорить об отношении Ницше к Иисусу, то становится очевидным, что Ницше смотрит на Иисуса, с одной стороны, с уважением - к искренней честности его жизненной практики; но, с другой стороны, и с отвращением - к упадочническому типу человека, ибо эта практика есть выражение декаданса. И великим противником и соперником Иисуса был для Ницше Дионис. «Долой Иисуса!» и «Да здравствует Дионис!» - звучит почти в каждом положении Ницше. Крестная смерть Иисуса для него - символ упадка, угасающей жизни и обвинения против жизни; в растерзанном на куски Дионисе он видит саму вновь и вновь возрождающуюся жизнь, поднимающуюся из смерти в трагическом ликовании. И все же (поразительная двойственность!) это не мешало Ницше порой, хоть и редко, самому отождествляться с Иисусом и глядеть на мир его глазами. Свои записи периода безумия, исполненные столь глубокого смысла, он подписывал не только именем Диониса, но и «Распятый».

Это двойственное отношение к Иисусу, когда Ницше то борется против него, то сам себя с ним отождествляет, то отрицает его, то поддерживает, -лишь один из примеров характерного для Ницше вообще поведения, своего рода универсального принципа. Ницше был всем на свете - не через реализацию в этом мире, а через сокровенный опыт своей страстно испытующей все на свете души. Он сам говорил, что ему довелось посидеть в каждом уголке современной души. Он смотрел на самого себя как па типичного представителя декаданса; однако полагал, что, доведя этот декаданс до крайности, преодолел его в себе с помощью более глубинных здоровых сил.

Исходя из этого, для Ницше нет ничего, чего не должно было бы быть. Все сущее имеет право на существование. Даже «упадок, даже разложение как таковое нельзя осуждать: это необходимое следствие жизни... Явление декаданса столь же необходимо, как и любой подъем. Разум требует, чтобы и ему было отдано должное.

Ницше оставался при этом человеком крайностей - не только в своих громогласных заявлениях, обращенных к нам, читателям, а и перед самим собой. Он знал, что публичные победы суждено одерживать именно этой стороне его мышления, и говорил об этом устрашающе торжественным" тоном: нам, имморалистам, далее ложь не нулена. Мы и без истины добились бы власти. На нашей стороне сражается великое волшебство -магия крайности. В другом месте, обнаруживая глубочайшее знание меры, он так высказывается против крайности - против самого себя: есть две очень высокие вещи: мера и середина; о них лучше никогда не говорить. Лишь немногим знакомы их признаки и их сила; знание это достигается на сокровенных тропах, в мистерии внутренних переживаний и превращений.

В заключение параграфа можно отметить, что, по мнению Ницше, христианство уничтожило в человеке естественный инстинкт жажды власти и силы. Христианская религия, христианская мораль и вся современная ему культура приучила человека к смирению, а не к борьбе, она превратила его из героя, не боящегося жизни, в труса, страдальца. Посредством идеи «первородного греха» христианская мораль привила человечеству чувство вечной вины, необходимости вечного покаяния и искупления. С распространением христианства на более широкие и грубые массы, которым недоставало все более и более источников христианства, - становилось все необходимее делать христианство вульгарным, варварским, - оно поглотило в себя учения и обряды всех подземных культов, всевозможную бессмыслицу больного разума. Судьба христианства лежит в необходимости сделать самую веру такой же болезненной, низменной и вульгарной, как были болезненны, неизменны и вульгарны потребности, которые, оно должно было удовлетворять.

Больное варварство суммируется, наконец, в силу в виде церкви, этой формы, смертельно враждебной всякой высоте души, всякой дисциплине духа, всякой свободно настроенной и благожелательной гуманности. -Христианские ценности - аристократические ценности. Только мы, ставшие свободными умы, снова восстановили эту величайшую из противоположностей, какая только когда-либо существовала между ценностями!

Христианство и христианская мораль негативны, по Ницше, и потому,:" что они лишают человека свободы, понимаемой им как нерегламентированное проявление воли к власти, которая утверждает себя через оригинальность индивидуальности и через активное действие, в котором он не боится переступить любые препятствия и запреты, если оно высвобождает в человеке «инстинкт воли к власти». «Религия, которая, подобно христианству, не соприкасается с действительностью ни в одном пункте, которая падает тотчас, стоит только действительности предъявить свои права хоть в одном пункте, - по справедливости должна быть смертельно враждебна «мудрости мира», другими словами, науке, - для нее будут хороши все средства, которыми можно отравить, оклеветать, обесславить дисциплину духа, ясность и строгость в вопросах совести, духовное благородство и свободу... Следовательно, христианство погубило

жатву античной культуры, позднее оно погубило жатву культуры ислама. Чудный мавританский культурный мир Испании, в сущности более нам родственный, более говорящий нашим чувствам и вкусу, чем Рим и Греция, был растоптан...», - писал Ницше.

Как мы видим, он расходится в своих философских взглядах, как с традициями Просвещения, так и с традициями немецкой классической философии, с классическими принципами гуманизма. Он старается беспристрастно научно, как он убежден, вскрыть глубинные механизмы самой жизни, бытия человека и общества, апеллируя к естественным законам природы, где действительно все целесообразно, гармонично, нет ничего лишнего, где господствует строгая иерархия сильного и слабого, где борьба за жизнь «всеми средствами инстинкта жизни» является универсальным принципом саморегуляции и самовоспроизводства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Биография ницше

Введение.. глава биография ницше.. глава философские взгляды фридриха ницше и их влияние на постмодернистскую трактовку религии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сын лютеранского пастора Ф. Ницше (1844 - 1900) был одним из самых ожесточенных врагов христианства. В специальной работе «Ницше и христианство» Карл Ясперс писал: «Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне против христианства — войне небывало радикальной и до конца осознанной». Какие Ницше выдвигал идеи и чему он хотел научить людей? Он считал, что животное имеет известное преимущество над человеком. Каждое животное «точно попадает в цель», полностью отвечая установившемуся типу и повинуясь своей природе. Человек же есть «еще не установившееся животное» с неопределенными возможностями, и потому самое его существование в своей нерешенности есть своего рода заболевание земли. Он много писал о себе:

«Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чём-то чудовищном - о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит. - И при всём том во мне нет ничего общего с основателем религии - всякая религия есть дело черни, я вынужден мыть руки после каждого соприкосновения с религиозными людьми... Я не хочу "верующих", я полагаю, я слишком злобен, чтобы верить в самого себя, я никогда не говорю к массам... Я ужасно боюсь, чтобы меня не объявили когда-нибудь святым; вы угадаете, почему я наперёд выпускаю эту книгу: она должна помешать, чтобы в отношении меня не было допущено насилия... Я не хочу быть святым, скорее шутом... Но моя истина ужасна: ибо до сих пор ложь называлась истиной. - Переоценка всех ценностей - это моя формула для акта наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением. Мой жребий хочет, чтобы я был первым приличным человеком, чтобы я сознавал себя в противоречии с ложью тысячелетий... Я первый открыл истину через то, что я первый ощутил - вынюхал - ложь как ложь... Мой гений в моих ноздрях... При всём том я по необходимости человек рока. Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещение гор и долин, какие никогда не снились. Понятие политики совершенно растворится в духовной войне, все формы власти старого общества взлетят в воздух - они покоятся все на лжи: будут войны, каких ещё никогда не было на земле. Только с меня начинается на земле большая политика… Я гораздо более ужасный человек, чем кто-либо из существовавших до сих пор; это не исключает того, что я буду самым благодетельным. Я знаю радость уничтожения в степени, соразмерной моей силе уничтожения - в том и другом я повинуюсь своей дионисической натуре, которая не умеет отделять отрицания от утверждения. Я первый имморалист: поэтому я истребитель par excellence…. слишком высокая оценка доброты и доброжелательства в общем есть для меня уже следствие decadence, симптом слабости, несовместимый с восходящей и утверждающей жизнью: в утверждении отрицание и уничтожение суть условия. Я останавливаюсь прежде всего на психологии доброго человека. Чтобы оценить, чего стоит данный тип человека, надо высчитать цену, во что обходится его сохранение, - надо знать его условия существования. Условие существования добрых есть ложь… Ибо добрые - не могут созидать: они всегда начало конца - они распинают того, кто пишет новые ценности на новых скрижалях, они приносят себе в жертву будущее - они распинают всё человеческое будущее! Добрые - были всегда началом конца... И какой бы вред ни нанесли клеветники на мир, - вред добрых самый вредный вред… Но ещё и в другом смысле я избрал для себя слово имморалист, как мой отличительный знак, как мой почётный знак; я горд тем, что у меня есть это слово, выделяющее меня из всего человечества…. Кто вообще до меня был среди философов психологом, а не его противоположностью, "мошенником более высокого порядка", "идеалистом"? До меня ещё не было никакой психологии. Здесь быть первым может оказаться проклятием, во всяком случае это рок: ибо презираешь, как первый... Отвращение к человеку есть моя опасность... Кто открыл мораль, открыл тем самым негодность всех ценностей, в которые верят или верили» («Генеалогия морали»).

Идейную связь философии Ницше и идеологии фашизма пытались стушевать, тщательно ища «расхождения». Отрицал эту преемственность и Карл Ясперс. Однако доводы эти малоубедительны. Сам он, переживший эту эпоху насилия, должен признать: «влияние его по-прежнему считается роковым, а многим и по сей день кажется опасным. Ведь он предпринял самую безжалостную, самую яростную и жестокую атаку на христианство из всех, какие когда-либо предпринимались. К тому же на Ницше сваливают ответственность за национал-социализм - из-за его философии воли к власти, которая была лишь одним из моментов его философии последнего десятилетия. Гитлер сфотографировался рядом с бюстом Ницше в архиве Ницше в Веймаре, где его восторженно приветствовала госпожа Фёрстер-Ницше. На какое-то мгновение Ницше чуть было не сделался государственным философом национал-социалистов».

Борьба с христианством кончилась для Ницше его личным безумием, которое продолжалось более десяти лет. В истории болезни клиники душевнобольных в Базеле имеются такие записи:

  • «23 февраля 1889 г. «В последний раз я был Фридрихом-Вильгельмом IV».
  • 27 апреля . Частые приступы гнева.
  • 18 мая. Довольно часто испускает нечленораздельные крики.
  • 14 июня. Принимает сторожа за Бисмарка.
  • 4 июля. Разбивает стакан, "чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла".
  • 9 июля. Прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо.
  • 7 сентября. Почти всегда спит на полу у постели».

По поводу записи 23 февраля нужно заметить: Ницше родился 15 октября. Он был назван в честь короля Фридриха Вильгельма IV, потому что родился с ним в один день.

За год до начала безумия он закончил книгу «Антихрист», в которой писал: «Христианство называют религией сострадания . Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. …Если измерять сострадание ценностью реакций, которые оно обыкновенно вызывает, то опасность его для жизни ещё яснее. Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение». У посещавших больного родственников состояние его вызывало не мысль о будущем сверхчеловеке, а лишь жалость и сострадание.

Жизнь Ницше была трагедией, но рожденной не «из духа музыки», а из духа преисподней. Книги его сейчас издают однотомниками и двухтомниками. Интеллектуалы ставят их в шкафу на видном месте. О философии его говорят как о культурном наследии, некоторые зачитываются и восхищаются «эстетизмом», «искрами остроумия» и «интеллектуальным фейерверком». А что делать людям, которые не желают быть имморалистами, не хотят попирать общечеловеческие ценности и не видят разницы между сладким и горьким ядом? Как относиться к книгам, написанным человеком, страдавшим тяжелой и опасной формой духовной болезни? Святые отцы, обличая злохульного Ария, не искали в его «Талии» поэтических достоинств. Они не восхищались той волей и энергией, с какой иконоборцы попирали и уничтожали святыни. Они учили о великой духовной борьбе, которая продолжается. «Диавол с Богом борется, а поле битвы сердца людей» (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы).

Он никогда не устает яростно поносить женщин. В своей псевдопророческой книге «Так говорил Заратустра» он пишет, что женщины еще не способны к дружбе: они все еще кошки и птицы или, в лучшем случае, коровы. «Мужчина должен воспитываться для войны, женщина - для отдохновения воина. Все остальное - вздор». Это отдохновение воина должно быть довольно-таки своеобразным, если судить по наиболее выразительному афоризму Ницше на этот счет: «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!»

Он не всегда столь свиреп, хотя и всегда одинаково презрителен. В «Воле к власти» он пишет: «Мы находим удовольствие в женщине, как в более изящном, более тонком и эфирном создании. Какое удовольствие встретить создание, у которого в голове только танцы, чепуха и наряды! Женщины всегда были наслаждением для всякой сильной и глубокой мужской души». Однако даже эти привлекательные свойства можно обнаружить в женщинах только до тех пор, пока их держат в повиновении

мужественные мужчины; как только женщины достигнут какой-то независимости, они становятся невыносимы. «У женщин так много оснований для стыда; в женщине скрыто столько педантизма, поверхностности, повадок классной наставницы, мелкой самонадеянности, распущенности и нескромности... Все это лучше всего сдерживалось и подавлялось до сих пор страхом перед мужчиной». Так пишет он в «По ту сторону добра и зла» и добавляет, что женщину надо рассматривать как собственность, следуя примеру жителей Востока. Все его поношения женщин предлагаются как самоочевидные истины; они не подкреплены ни свидетельством истории, ни его собственным опытом знания женщин, который почти полностью ограничивался его сестрой.

Ницше возражает против христианства, потому что оно принимает, как он выражается, «рабскую мораль». Интересно проследить резкое различие между его аргументами и аргументами французских философов, предшественников революции. Они считают, что догмы христианства ложны, что христианство учит покорности тому, что представляется волей Бога, тогда как уважающее себя человеческое существо не должно склоняться ни перед какой высшей властью, что христианские церкви стали союзником тиранов и помогают врагам демократии отрицать свободу и продолжать угнетать бедноту. Ницше не заинтересован в метафизической истинности ни христианства, ни любой другой религии; будучи убежден, что никакая религия в действительности не истинна, он судит обо всех религиях только по их социальным следствиям. Он согласен с французскими философами в их протесте против подчинения предполагаемой божьей воле, но он заменяет ее волей земных «художников-тиранов». Покорность хороша (для всех, кроме этих сверхчеловеков), но не покорность христианскому Богу. А что касается союза христианских церквей с тиранами и врагами демократии, то, говорит он, это прямо противоположно истине. Согласно ему, Французская революция и социализм, в сущности, по духу своему тождественны христианству. Все это он отрицает и все по той же причине: он не желает рассматривать всех людей как равных ни в каком отношении.

Буддизм и христианство, говорит он, одинаково являются «нигилистическими» религиями в том смысле, что они отрицают исходное различие ценности между одним и другим человеком, но буддизм все же вызывает меньше возражений. Христианство - дегенеративно, полно разлагающихся элементов; его движущая сила - это бунт «недоделанных и неполноцен-

ных». Этот бунт начали евреи, его занесли в христианство «святые эпилептики», вроде св. Павла, лишенного всякой честности. «Новый завет - это евангелие полностью подлых разновидностей человека». Христианство - самая фатальная и соблазнительная ложь из всех когда-либо существовавших. Никто из выдающихся людей никогда не был подобен христианскому идеалу, взять хотя бы героев «Жизнеописаний» Плутарха. Христианство должно быть осуждено за отрицание ценности «гордости, пафоса расстояния, великой ответственности, бьющей через край жизнерадостности, прекрасной звероподобности, инстинктов войны и завоевания, обожествления страсти, мести, гнева, чувственности, риска и знания». Все эти вещи хороши, и все их христианство объявляет плохими, - так утверждает Ницше.

Христианство, доказывает он, стремится смирить человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто великолепное, что он теряет, будучи укрощен. Преступники, с которыми общался Достоевский, были лучше его, так как обладали большим самоуважением. Ницше внушает отвращение, покаяние и искупление, которое он называет «folie circulaire». Нам трудно освободиться от такого способа мышления о поведении человека: «Мы - наследники вивисекции сознания и самораспятия двух тысячелетий». Приведу весьма красноречивый отрывок о Паскале, заслуживающий, чтобы его процитировали, так как он лучше всего показывает отрицательное отношение Ницше к христианству: «Из-за чего мы боремся с христианством? Из-за того, что оно стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и слабости, превратить их гордую уверенность в беспокойство и тревогу; из-за того, что оно знает, как отравлять благороднейшие инстинкты и заражать их болезнью, пока их сила, их воля к власти не обернется против них, до тех пор пока сильные не погибнут из-за чрезмерного самопрезрения и принесения себя в жертву, - отвратительный способ гибели, наиболее знаменитым примером которого является Паскаль».

На месте христианского святого Ницше желает видеть того, кого он называет «благородным» человеком, но не в качестве представителя всех, а как правящего аристократа. «Благородный» человек способен на жестокость и при случае на то, что вульгарно рассматривается как преступление. Он обладает чувством долга только по отношению к равным себе. Он покровительствует художникам и поэтам и всем, кто владеет каким-либо мастерством, но делает это как существо более высокого поряд-

ка, чем те, которые лишь умеют что-нибудь делать. На примере воинов он научился связывать смерть с интересами, ради которых он борется, жертвовать многим и относиться к делу достаточно серьезно, чтобы не щадить людей, придерживаться неумолимой дисциплины и позволять себе в войне насилие и коварство. Он сознает ту роль, которую жестокость играет в аристократическом превосходстве: «Почти все, что мы называем „высшей культурой", основано на одухотворении и интенсификации жестокости». «Благородный» человек есть, в сущности, воплощение воли к власти.

Что мы должны думать об учении Ницше? Насколько оно истинно? Является ли оно в какой-то степени полезным? Есть ли в нем что-нибудь объективное или это просто фантазия больного о власти?

Нельзя отрицать, что Ницше оказал огромное влияние, но не на философов-специалистов, а на людей литературы и искусства. Надо также признать, что его пророчества о будущем до сих пор оказываются более правильными, чем предсказания либералов и социалистов. Если Ницше - просто симптом болезни, то, должно быть, эта болезнь очень широко распространена в современном мире. Тем не менее в нем много такого, что надо отвергнуть просто как манию величия. Говоря о Спинозе, он пишет: «Сколько личной робости и уязвимости выдает этот маскарад больного затворника!» То же самое можно сказать и о нем самом, но с меньшим колебанием, ибо он не поколебался сказать так о Спинозе. Ясно, что в своих снах наяву он был воином, а не профессором, все люди, которыми он восхищался, были военными. Его мнение о женщинах, как у каждого мужчины, есть объективизация того чувства, которое он к ним испытывал, а это, очевидно, было чувство страха. «Не забудь плетку!» - но 9 женщин из 10 вырвали бы у него эту плетку, и он это знал, поэтому он держался подальше от женщин и тешил свое раненое тщеславие злыми замечаниями.

Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую. Ясно, что Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым был он сам в своих мечтах, полностью лишен сострадания, безжалостен, хитер, зол, занят лишь своей собственной властью. Король Лир на пороге безумия говорил:

Еще не знаю сам,
Чем отомщу, но это будет нечто,
Ужаснее всего, что видел свет.
Вот в нескольких словах вся философия Ницше.

Ницше никогда не приходило в голову, что стремление к власти, которым он одаряет своего сверхчеловека, само порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видят необходимости властвовать над ними. Люди, победившие страх, не имеют неистовой способности неронов - «художников-тиранов» Ницше - искать наслаждения в музыке и резне, в то время как их сердца полны страха перед неизбежным дворцовым переворотом. Я не стану отрицать, что частично в результате распространения учения Ницше реальный мир стал очень похож на его кошмар, только кошмар от этого не делается менее отвратительным.

Следует признать, что имеется определенный тип христианской этики, к которому осуждающая критика Ницше может быть применена справедливо. Паскаль и Достоевский, которых он сам приводит в качестве примера, - оба имеют что-то жалкое в своей добродетели. Паскаль принес в жертву своему Богу великолепный математический ум, тем самым приписывая Богу жестокость, которая является космическим расширением болезненных душевных мук самого Паскаля. Достоевский не желал иметь ничего общего с «личной гордостью»; он согрешил бы, чтобы покаяться и испытать наслаждение исповеди. Я не стану обсуждать вопрос, насколько в таких помрачениях ума следует обвинять христианство, но я согласен с Ницше, считая прострацию Достоевского презренной. Я должен согласиться и с тем, что прямота и гордость и даже некоторое самоутверждение являются элементами самого лучшего характера. Нельзя восхищаться добродетелью, в основе которой лежит страх.

Есть два вида святых: святой от природы и святой из боязни. Святой от природы искренне и непосредственно любит человечество, он делает добро потому, что это дает ему счастье. Святой из боязни, наоборот, подобен человеку, который не ворует, потому что боится полиции, и который был бы злым, если бы его не сдерживали мысли об адском пламени или о мести соседей. Ницше мог представить себе только второй тип свя-

того: он настолько полон страха и ненависти, что искренняя любовь к людям кажется ему невозможной. Он никогда не представлял себе человека, который, обладая всем бесстрашием и упрямой гордостью сверхчеловека, тем не менее не причиняет страданий, потому что у него нет такого желания. Может ли прийти кому-нибудь в голову, что Линкольн поступал так, как он поступал, из-за страха перед адскими муками? И все-таки для Ницше Линкольн - жалок, Наполеон - велик.

Свобода, совесть, честь – причина самих себя. Как вы можете это обосновать?

Свобода, честь и совесть – это не абстрактные понятия. Это - то единственное, что поможет нам выжить, что поможет нам остаться людьми разумными, что поможет нам не свернуть с единственно верного пути развития...

Вся наша жизнь – это выбор! Мы делаем его каждую минуту, каждый день, иногда осознанно, иногда неосознанно. Этот большой выбор состоит из множества более мелких. Мы выбираем спутника жизни; дело, которым хотим заниматься; друзей; поездки; покупки; еду и многое другое. Мы делаем это непрерывно. От того, какой выбор мы сделаем и в пользу чего, зависит, как будет разворачиваться наша жизнь, в каком направлении мы будем двигаться дальше. Это касается всех аспектов нашей многогранной жизни.

Самое важное, что у нас есть свобода выбора, всегда! И эту внутреннюю свободу совершать свой выбор по чести и достоинству человеческому, невозможно отнять, припрятать за решётку или закрыть в сейфе. С такой внутренней свободой человек может расстаться только сам.

Индикатором нашего выбора является совесть. То есть, ответственность человека, прежде всего, перед самим собой, как носителем высоких, справедливых ценностей. Сокровенный голос души. Она даёт возможность исправить свой ошибочный выбор. Она есть у каждого человека, всё зависит от того, какой жизнью человек позволяет ей жить. Запирает ли он её за самую потайную дверь за семью замками или дарит ей вольную и живёт с нею в согласии и мире. Совесть вольная озаряет человека изнутри дивным светом, а спрятанная глубоко, рано или поздно вырывается наружу, она вспыхивает пламенем, раскаляет всё внутри. Это вопрос времени.

Отношение Ницше к религии было весьма критичным. Из-за своей жесткой критики христианской церкви, он получил прозвище, под которым войдет в историю – «Антихрист». Но весьма интересно то, что Ницше писал следующее: «Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих последователей: по отношению к буддизму». «Буддизм во сто раз реальнее христианства, - он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием "Бог" уже было покончено, когда он явился». По мнению Ницше: «Буддизм – это религия благородных и изысканных рас, достигших высшей степени духовности».

Более всего в буддизме, привлекала Ницше отсутствие понятия «бога-творца». Ему было по душе замена понятия «избавление от греха» - на более осмысленное, буддийское «избавление от страданий».



Ницше в соответствии с философией буддизм создает философскую тему «переоценки ценностей».

Христианство аморальнейшая из религий, она взращивает больных животных – христиан, - считал Ницше. ”Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда он теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно”. В этом смысле благодаря христианству в Европе господствуют ценности упадка, истинно нигилистические ценности, “прикрытые самыми святыми именами”. Христианство – есть декадентство, намеренное всеобщее саморазрушение.

“Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины (“Бог”, ”душа”, ”Я”, ”дух”, ”свободная воля”); чисто воображаемые действия (“грех”, ”искупление”, ”милость”, ”наказание”, ”прощение греха”). Общение с воображаемыми существами (“Бог”,”духи”,”души”)…Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает”.

Ницше так же обращает особое внимание на образ христианского Бога. По его мнению, Бог для любого народа в первую очередь должен символизировать силу и волю к власти, значит быть способным к гневу. Причем он должен отражать понятия о добре и зле конкретного народа. Добрый Бог-космополит это просто нонсенс! Такой бог нужен народу только на этапе его заката, когда он уже не способен к борьбе, когда ему лишь нужно оправдать свою слабость. Бог, который заманивает в потустороннее, клевещет на жизнь, вместо того, чтобы утверждать ее - обожествленное Ничто.

Считаю необходимым осветить также отношение Ницше к буддизму. Вообще Ницше считает его родственным христианству в том смысле, что это тоже нигилистическая религия, религия decadence. Но она намного честнее. Она переросла понятие “бог”, так же как и понятия “добро и зло”, благодаря тому, что появилась из глубокомысленной философской концепции. Буддист не говорит: ”Я грешу”, он говорит: ”Я страдаю”. Буддизм – это борьба с депрессией посредством борьбы с пресыщением, значит по сути своей это оздоравливающая религия. Она эгоистична: "Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий"

Здоровые свойства буддизма, по Ницше, во многом обусловлены тем, что ее, в отличии от христианства, создавали выходцы из высших сословий.

Христос по Ницше понимал за реальность только ее внутреннюю составляющую все, что вне, он считал только символами, которыми эта внутренняя истинная реальность оперирует. “”Царство Небесное” есть состояние сердца, а не что-либо, что ” выше земли ” или приходит ”после смерти”. В Евангелии недостает вообще понятия естественной смерти: смерть не мост, не переход, ее нет, ибо она принадлежит к совершенно иному, только кажущемуся, миру, имеющему лишь символическое значение”. Иисус в принципе отрицал те понятия, на которых базировался иудаизм: “грех”, ”вера”, ”прощение греха”. “Глубокий инстинкт, как должно жить, чтобы почувствовать себя на “небесах”, чтобы почувствовать себя “вечным”, между тем как при всяком ином поведении совсем нельзя чувствовать себя “на небесах”, - это единственно и есть психологическая реальность “спасения” – новое поведение, но не новая вера”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.