Способы нанесения патины на медные монеты. Патина на монетах

Давно известно, что металлы под воздействием атмосферного кислорода со временем окисляются. И если железо в результате этого разрушается, то медь покрывается патиной - оксидно-карбонатной пленкой, замедляющей процесс окисления. Именно патина придает особое очарование старинной монете, косвенно свидетельствуя о ее подлинности. К сожалению, в процессе очистки вместе с загрязнениями приходится удалять естественную патину. Однако патинированием медных монет можно вернуть им вид не потревоженной старины. Зачастую искусственное патинирование монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает заретушировать результаты их чистки.

Есть немало способов нанесения патины на медные монеты. При любом методе патинирования в основном применяется один и тот же набор инструментов. Достаточно иметь под рукой:

  • стеклянную или пластиковую емкость для приготовления растворов;
  • ванночку для промывания;
  • ложку;
  • мерный стакан;
  • настольные весы;
  • стеклянные и деревянные палочки;
  • кисточку;
  • средство для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • хозяйственное мыло;
  • губку;
  • ветошь;
  • бумажные полотенца.

До и после нанесения патины

Процесс нанесения патины

Несомненно, наличие «родной» патины надежно предохраняет монету от порчи. В идеале лучше ее, вообще, не трогать. Однако порой удаление коллекционных достоинств является вынужденной мерой по следующим причинам:

  • из-за начавшейся коррозии;
  • большого загрязнения;
  • сильной неравномерности патинирующего слоя.

В таких случаях приходится прибегать к самостоятельному патинированию. В связи с этим возникает резонный вопрос, как нанести искусственную патину на медную монету? Сущность данного процесса заключается в воздействии на медь химических веществ и составов.

Для патинирования обычно используют следующие методы:

  • опускают монеты в патинирующий раствор;
  • кисточкой наносят раствор на поверхность;
  • помещают денежный знак в парогазовую среду.

Качество искусственной оксидно-карбонатной пленки зависит от способа ее получения и от того, насколько хорошо подготовлена для нее основа.

Подготовка монеты к наведению патины заключается в очищении ее поверхности от жира и окислов. Легче это проделать ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти растворители помогут очистить ее от жирных следов, затрудняющих реакцию патинирующего раствора с медью. С этого момента нужно обязательно надеть перчатки, поскольку на оставленных следах от пальцев патина ложится неровно.

Способы наведения патины

В водном растворе медного купороса и марганцовки. Для наведения красивой золотисто-коричневой патины достаточно развести в 200 г воды две чайные ложки медного купороса и 1/3 чайной ложки перманганата калия, именуемого в быту марганцовкой. Раствор нагреть на водяной бане, но не кипятить. Несколько раз опускать монету ненадолго в раствор до получения желаемого цвета. По завершении патинирования денежный знак следует хорошенько промыть под краном и высушить. Матовость легко удаляется с помощью шерстяной тряпочки.

С помощью нашатырного спирта. У данного метода есть два варианта реализации:

  1. Нашатырь налить в небольшую емкость, например, в пробку от пластиковой бутылки, поместить ее в пластиковый контейнер вместе с монетой, которую требуется состарить, после чего закрыть его герметично и оставить на некоторое время. Результат становится заметным через 1–1,5 часа.
  2. Монету закрепить на любой тонкой проволоке или нитке. Поместить ее в стеклянную банку с небольшим количеством нашатырного спирта так, чтобы она висела над нашатырем. Конец проволоки вывести из банки, закрыв ее крышкой. Реакция начнется очень быстро, и изменения будут происходить буквально на глазах. С помощью паров аммиака нужный эффект будет достигнут гораздо быстрее, чем в первом варианте, уже через 10–15 минут.

Кстати! Не стоит прибегать к нагреву паров аммиака, иначе результат патинирования будет испорчен образовавшимся конденсатом.

Серной мазью. В действительности данный препарат предназначен для лечения чесотки, но его часто используют с целью наведения патины. Стоит отметить, что в этом отношении он очень эффективен, поскольку в его составе много серы. Контакт меди с серой приводит к образованию сульфида меди. Это соединение быстро становится черным и прочно покрывает всю поверхность денежного знака. Поэтому для получения светло-коричневой патины действовать нужно несколько иначе.

Наносить совсем немного мази лучше на подушечки вымытых пальцев, растерев ее по поверхности тонким слоем. После этого к монете серными пальцами не прикасаться. Далее нужно налить в ванночку горячей воды и опустить в нее заранее промытую в лимонной кислоте монету. Затем серными пальцами взять ее под водой и начать втирать в ее поверхность мазь, не поднимая ее на воздух. При получении нужного цвета вымыть монетку щеточкой с «Фейри», не вынимая из воды. Как правило, полученный эффект превосходит все ожидания. Тогда как выполнение подобных манипуляций непосредственно на воздухе приводит к образованию непривлекательной черной патины, которая к тому же еще очень быстро начинает отваливаться.

В растворе хлорокиси меди. В пол-литровую банку налить горячую воду. Развести в ней две ст. ложки хлорокиси меди (ХОМ). Данное вещество несложно найти в магазинах, продающих удобрения. В результате получится насыщенный раствор сине-зеленого цвета. В него следует добавить 100 мл нашатырного спирта. С этого момента лучше работать в респираторе, чтобы не чувствовать удушливого запаха аммиака.

Медную монету надо погрузить в приготовленный раствор и оставить на 30 секунд. После вынуть ее и осмотреть. Подобную манипуляцию надо повторить несколько раз до получения желаемого эффекта. В завершение монету следует промыть в мыльной и чистой воде, обсушить и полюбоваться красивой коричнево-оливковой патиной.

В общем, если вы забыли, что этого не следует делать, и смыли естественную патину, ее вполне можно будет восстановить.

Если в составе сплава, из которого отчеканены монеты, входит медь или любые ее соединения, то рано или поздно на поверхности металла появится пленка — патина. Она имеет самые разные цвета и оттенки, а ее появление обосновано процессом окисления меди. Ее еще называют благородной ржавчиной, а все потому, что монета в такой оболочке не подвержена коррозии, имеет привлекательный вешний вид. Патина ценится коллекционерами, так как придает собранию неуловимое ощущение старины.

Если монету требуется почистить, но в результате она потеряет патину, не стоит расстраиваться. На помощь нумизматам придет искусственное патинирование , которое можно провести даже в домашних условиях. Теперь нет необходимости ждать долгие месяцы, чтобы патина появилась естественным путем.

Патинирование металлических денежных знаков, содержащих медь

Патинирование медьсодержащих монет возможно тремя способами.

  1. В первом варианте требуется 20 грамм медного купороса и 5 грамм марганца. Их растворяют в литре воды, а затем нагревают до 90 градусов. Требуется внимательно следить за температурой, не допуская кипения, так как в противном случае результат не гарантирован. В горячий раствор опускают подготовленные монеты, переворачивая их время от времени, чтобы патина наслаивалась равномерно. Нельзя точно сказать, сколько времени вам понадобится для полного патинирования, так как вариантов нужного цвета множество. Кому-то требуется получить монету темно-коричневого цвета, а кому-то достаточно красноватого оттенка.
  2. Для второго варианта придется заглянуть в аптеку, чтобы купить там серную мазь. Обильно смажьте монету этой мазью и отложите на 3-5 минут. Патина при этом способе образуется очень быстро, почти мгновенно. Чтобы металл не почернел, процедуру лучше проводить недалеко от крана с водой. Как только вы видите, что монета коричневеет, тщательно смойте мазь. Не успели вовремя? Расстраиваться не стоит. Берите вазелин или растительное масло, смачивайте в нем мягкую тряпочку и полируйте монету до требуемого вам оттенка.
  3. Третий вариант патинирования возможен при наличии гипосульфита натрия, который можно приобрести под видом фиксатора для проявки фотографий с пленки. Слегка подогрейте 10% раствор и опустите туда чистую и предварительно обезжиренную монету на 10-20 секунд. Полученный коричневый оттенок будет не только радовать ваш глаз профессионального нумизмата, но и надежно убережет металл от коррозии. Этот способ можно применять и для патинирования бронзовых изделий.

Патинирование монет с содержанием серебра

  1. Нанести новую патину на металл с содержанием серебра довольно просто. Для этого вам понадобится аммиак или обычный нашатырный спирт. Отправляйте монету в морозильную камеру минут на двадцать или полчаса. После положенного времени аккуратно берите деньгу за гурт тонким пинцетом и поднесите к открытому флакону нашатыря. На ваших глазах произойдет буквально чудо: монета будет становиться сероватой из-за появляющейся патины. Остановите работу над экземпляром, как только он примет требуемый оттенок.
  2. Еще более простой способ заключается в использовании… вареного куриного яйца. После того как оно сварится вкрутую, яйцо разрезают и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Под воздействием сероводорода серебро меняет цвет, покрываясь патиной. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие, без пятен от пинцета.

Патинирование монет с содержанием бронзы

Как уже было сказано выше, для нанесения новой патины на металл с содержанием бронзы, используют способ на основе гипосульфита натрия. Кроме того, с некоторой долей спеха применяют нашатырный спирт и серную мазь. Нумизматы советуют поэкспериментировать и с обычным хозяйственным мылом, в кашицу из которого помещают монету на 2 недели.

Однако бронзовые монеты лучше всего покрываются благородной ржавчиной естественным путем, под воздействием солнца, ветра, дождя. Всего через полтора-два года они будут иметь ровный и красивый коричневый оттенок.

Итак, патину можно создать искусственно, причем, в некоторых случаях это сделать довольно просто. Однако хочется предостеречь начинающих коллекционеров: в профессиональных кругах любое вмешательство во внешний вид монеты всегда приравнивается к недостатку и существенно влияет на коллекционную ценность экземпляра. Желательно не доводить ваше собрание до состояние, когда бы ему потребовалось патинирование извне.

Помните, что специалист всегда легко, на глаз оценит то, настоящая ли патина защищает металл или оболочка была создана искусственно. Так, оригинальная «благородная ржавчина» обволакивает монеты довольно толстым слоем, надежно покрывая сколы и царапины. А новодел можно процарапать любым острым предметом.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

Как только не называют патину в мире нумизматики - и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах - это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом - так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет - сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа - газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример - красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.

Патина – это налет на поверхности монеты, который образуется в результате реакции металла с внешней средой. Патина на старинной монете подчеркивает ее древнее происхождение, делает монету более естественной и чаще всего поднимает в цене. По поводу увеличения ценности – здесь не так все однозначно и необходимо каждый случай рассматривать отдельно. В некоторых случаях патина наоборот может значительно снизить цену на монету. Конечно же, речь в данном случае идет о натуральной патине.

Патина является естественным процессом окисления металла. Этот процесс чем-то схож с появлением ржавчины на железе. Но в данном сравнении есть небольшой нюанс. Натуральная патина на монете может образовываться в течение длительного времени, десятилетия, зачастую столетия. Подобное окисление не только гарантирует подлинность монеты, но и предотвращает металл от полного разрушения коррозией. Кроме того, патина говорит о том, что с монетой не производили механических действий, не чистили ее, не реставрировали рельеф, она сохранилась именно в первозданном виде.

В общем, цвет патины зависит от многих факторов, в том числе от толщины окисления и от времени, когда патина начала образовываться. Монеты, изготовленные из одного металла, могут покрываться пленкой по-разному. Также цвет и оттенок может завесить от того, часто ли монета находилась в незащищенных руках, каким способом она чеканилась, как хранилась, имела ли соприкосновение с соленой водой, пережила ли воздействие повышенной температуры (например, пожар) и многое другое. Существует несколько разновидностей патины: рыхлая или «дикая», радужная, переливчатая, «пулевая».

Цвет патины

На медных монетах может сильно варьироваться. Черная или темно-коричневая – это реакция на оксид меди. Патина зеленых и голубых оттенков вызвана сульфидами или сульфатами меди. Мучнистые зеленые или зелено-голубые пятна на монете – это так называемая «бронзовая болезнь». В этом случае в состав патины входит соляная кислота. Такое окисление может со временем полностью уничтожить плоскость монеты. Кроме того, «бронзовая болезнь» может перекинуться и на другие монеты, поэтому хранить такие экземпляры следует отдельно.

Древние монеты из бронзы могут иметь красивую патину песчаного или светло-коричневого цвета. Такой налет появляется из-за крупинок соли кремниевой кислоты, содержащийся в почве, богатой песком или непосредственно в песке.

Никелевые монеты патине подвергаются незначительно. Цвет налета на никеле светло-серый, иногда светло-голубой или даже слегка золотистый.

Существует также термин «кабинетная патина», который получил распространение главным образом в России. «Кабинет» в дореволюционной России – это специальный деревянный шкафчик для хранения монет. Испарения древесины и различных лаков провоцировали образование патины на предметах коллекционирования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.